Методическое обеспечение лекций по «Возрастной и педагогической психологии» для заочного отделения факультета ВСО
Тема 1. Педагогическое общение
Основные вопросы лекции:
Составляющие педагогического общения. Передача информации. Межличностное восприятие и взаимоотношения участников педагогического общения. Конфликты в педагогическом процессе.
Цели лекции:
1. Дать определение педагогического общения как формы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
2. Рассмотреть специфику педагогического общения, единицы педагогического общения, уровневую структуру общения.
3. Сформировать знания об общении как форме учебного взаимодействия педагога и учащихся.
Методическое обеспечение лекций по «Возрастной и педагогической психологии» для заочного отделения факультета ВСО
Тема 2. Мотивирование
Основные вопросы лекции:
Мотивы учебной деятельности. Развитие мотивационной сферы учащегося. Факторы, влияющие на учебную мотивацию. Диагностика установок учащегося. Система убеждений учащегося. Система ценностей и идеалов учащихся.
Цели лекции:
1. Дать понятие учебной мотивации.
2. Сформировать у студентов представления о мотивационных ориентациях и успешности деятельности, рассмотреть существенные характеристики учебной мотивации.
3. Формировать у учащихся устойчивый познавательный интерес и профессиональный интерес.
Методическое обеспечение лекций по «Возрастной и педагогической психологии» для заочного отделения факультета ВСО
Тема 3. Учебная деятельность учащегося.
Основные вопросы лекции:
Развитие и обучение. Учащийся как активный участник учебного процесса. Типы учения. Структура учебной деятельности. Личность учащегося особенности его учебной деятельности. Мотивация учения и ее влияние на характер и результаты учебной деятельности. Уровень личностной зрелости учащегося. Воспитание учащихся.
Цели лекции:
1. Дать понятие о предмете учебной деятельности, средствах и способах учебной деятельности, продукте учебной деятельности, ее результате.
2. Рассмотреть внешнюю структуру учебной деятельности, ее компонентный состав.
3. Стимулировать самовоспитание студентов.
Методическое обеспечение лекций по «Возрастной и педагогической психологии» для заочного отделения факультета ВСО
Тема 4. Развитие психических процессов.
Основные вопросы лекции:
Развитие психических процессов в онтогенезе. Общая характеристика познавательных процессов. Характер познавательных процессов как индивидуальное свойство. Факторы развития познавательных процессов.
Цели лекции:
1.Сформировать у студентов знания о развитии познавательных процессов.
2. Замотивировать студентов в необходимости самодиагностики и саморазвитии памяти, мышления и внимания.
3. Раскрыть факторы влияния развития познавательных процессов.
Методическое обеспечение лекций по «Возрастной и педагогической психологии» для заочного отделения факультета ВСО
Тема 5. Формирование знаний.
Основные вопросы лекции:
Роль знаний в организации деятельности личности. Знания как условия ее осуществления. Знания как результат процесса учения. Методы формирования знаний. Формирование понятий. Место знаний в общей структуре личности.
Цели лекции:
1. Дать понятие о роли житейского опыта и научных знаний в обучении.
2. Рассмотреть учение как процесс получения знаний, способы и формы учебных действий в процессе формирования знаний.
3. Сформировать интерес к овладению стратегиям формирования знаний.
Методическое обеспечение лекций по «Возрастной и педагогической психологии» для заочного отделения факультета ВСО
Тема 6. Формирование умений.
Основные вопросы лекции:
Понятие об умении. Классификация умений. Этапы формирования умений. Роль ориентировочной основы действия в формировании умения. Перевод умения в навык. Условия, способствующие формирования навыка. Умения в структуре учебной деятельности учащегося.
Цели лекции:
1. Дать понятие об умениях и навыках.
2. Сформировать у студентов представления о приемах учебной работы, переносе приемов учебной деятельности, как сопоставлении учащимися требований новой и старой задач.
3. Рассмотреть вопросы самоконтроля и самоорганизации учебной деятельности.
Методическое обеспечение лекций по «Возрастной и педагогической психологии» для заочного отделения факультета ВСО
Тема 7. Психологические особенности обучения в группе.
Основные вопросы лекции:
Виды психологических барьеров в деятельности учащегося. Влияние особенностей социальной перцепции учащегося на формирование у него психологических барьеров к учению. Роль социального окружения при выработке психологических барьеров. Методы устранения у учащихся психологических барьеров.
Цели лекции:
1. Дать определение и общую характеристику затруднений в общении.
2. Сформировать у студентов знания об основных областях затруднения в педагогическом взаимодействии.
3. Рассмотреть способы преодоления психологических барьеров.