Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине предполагает изучение ими отдельных тем курса, определенных программой. Основными видами и формами самостоятельной работы являются:
- выполнение заданий для самоконтроля;
- выполнение практических заданий к лекционным занятиям;
- подготовка к экзамену по дисциплине.
Преподаватель формулирует учебную задачу по той или иной теме и оценивает результаты самостоятельной работы обучающихся.
Время, отведенное на такую подготовку, должно использоваться в целях формирования культуры умственного труда, инициативы, привития обучающимся навыков самостоятельного изучения материала дисциплины, научно-исследовательской работы (выполнения практического домашнего задания) и информационного поиска, закрепления и углубления знаний, а также для подготовки к очередным занятиям и экзамену по дисциплине. Самостоятельную работу необходимо обеспечивать путем подготовки соответствующих методических рекомендаций, вопросов для самоконтроля, учебных заданий, а также проведением индивидуальных и групповых консультаций.
Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Колли-чество часов | Формы самостоятельной работы | Методическое обеспечение | Формы отчетности |
Тема 1. Введение в дисциплину «Экспериментальный метод в психологии: история и предмет психологического исследования» | 1.Экспериментальный метод в истории психологии. 2. Предмет и место экспериментальной психологии в системе психологической науки. 3. Классификация исследовательских методов в психологии | Изучение лекций и рекомендованной литературы | 1. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006. 3. Ярошевский, М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. - М.: Мысль, 1985 | Тест | |
Тема 2. Общая характеристика качественных исследований: соотношение качественных и количественных подходов, классификация стратегии исследования. | 1. Проблемы научного познания в психологии. 2. Качественное оценивание в психологии. 3. Качественные исследования. 4. Соотношения качественных и количественных подходов. 5. Классификация качественных исследований и их стратегии. | Изучение лекций и рекомендованной литературы | 1. Барский, Ф. И. Личность как черты и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности// Методология и история психологии. – 2008. Т. З. – Вып. З. – С.93 – 105. 2. Бусыгина, Н. П. Методология качественных исследований в психологии: учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. – М.: ИНФРА-М, 2013. 3. Страус, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страус, Дж. Корбин. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. 4. Улановский, А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы / А. М. Улановский // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. - № 2. – С. 18 – 28 | Тест | |
Тема 3. Измерение в психологи: виды, уровни, измерительные шкалы, статистические методы | 1. Измерения в психологии. 2. Виды и уровни психологического измерения. 3. Основные измерительные шкалы в психологии. 4. Применение статистических метод в психологических измерениях | Изучение текста лекции и рекомендованной литературы. Выполнение практических заданий | 1. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2004. 3. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров / И. Н. Носс. – М.: Юрайт, 2014 | Выступление и собеседование на семинарском и практическом занятии. Тест. | |
Тема 4. Общая характеристика количественных методов: особенности психологического эксперимента, объективность психологического измерения | 1. Исторический экскурс. 2. Определение психологического эксперимента. 3. Формы, типы и виды экспериментального исследования. 4. Моделирование. Определение. 5.Моделирование предмета психологического исследования. 6. Представления об общей модели процесса психологического эксперимента. 7.Проблематика объективности и эффективности психологического исследования | Изучение текста лекции и рекомендованной литературы. | 1. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров / И. Н. Носс. – М.: Юрайт, 2014 3. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009 | Тест | |
Тема 5. Научная проблема, психологическая гипотеза, тема исследования. | 1. Научный вывод. Проблема истинности психологического знания. 2. Экспериментальная гипотеза. 3. Объект психологического исследования. Экспериментальная выборка 4. Предмет психологического исследования. Тема | Изучение текста лекции и рекомендованной литературы. | 1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1997 2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. 3. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006. 4. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009 | Выступление и собеседование на семинарском и практическом занятии. | |
Тема 6. Характеристика экспериментальных переменных: независимые, внешние переменные, артефакты и их контроль, валидность | 1. Основные экспериментальные переменные 2. Контроль экспериментальных переменных. 3. Валидность психологического эксперимента. 4. Артефакты и х контроль. | Изучение текста лекции и рекомендованной литературы. | 1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1997 2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. 3. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006 4. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009 | Выступление и собеседование на семинарском и практическом занятии. Тест. | |
Тема 7. «Дизайн» психологического эксперимента: доэкспериментальные планы, планы истинного эксперимента, квазиэксперименты, эксперименты в психологии развития | 1. Доэкспериментальные планы. 2. Дизайн «истинного» эксперимента 3.Квазиэксперименты 4. Корреляционные исследования. Дизайн эксперимента в психологии развития | Изучение текста лекции и рекомендованной литературы. | 1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1997 2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. 3. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006 4. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009 | Выступление и собеседование на семинарском и практическом занятии. Тест | |
Тема 8. Обобщение и интерпретация результатов психологического исследования. Оформление хода и результатов эксперимента | 1. Организация эксперимента 2. Обобщение и интерпретация результатов эксперимента. 3. Оформление хода и результатов эксперимента | Изучение текста лекции и рекомендованной литературы. | 1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1997 2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. 3. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006 4. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009 | Собеседование на практическом занятии Тест | |