VII. 3 Коррекционно-педагогическая работа по
преодолению задержкипсихического развития
У детей и подростков
Комплексное проведение медико-педагогических мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в психофизическом развитии детей с задержкой психического развития, включает:
• раннюю диагностику задержки психического развития у ребенка,
• тщательное изучение состояния познавательных способностей детей с ЗПР, общего состояния их здоровья и потенциальных возможностей их развития (с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка);
• проведение коррекционно-воспитательной работы, направленной на максимальное развитие познавательных возможностей детей и обогащения их практического опыта;
• лечебно-оздоровительные мероприятия.
Далее в практической части пособия представлены: эволюционно-диагностическая карта на ребенка с ЗПР, представляющая собой программу психолого-педагогического изучения детей с задержками в развитии и содержание психолого-педагогической характеристики ребенка (подростка) с ЗПР, составляемой по данным психолого-педагогического обследования.
VI. 3.1 Диагностико-эволюционная карта ребенка
с задержкой психического развития*
I. Данные о ребенке
Фамилия, имя ребенка_____________________________
Дата рождения__________Домашний телефон_________
Посещает группу______________________с ___________
(номенклатура группы) ( дата )
I.I Сведения о семье
Мать /Ф.И.О., образование, место работы, должность_______________
Отец /Ф.И.О., образование, место работы, должность
________________
Состав семьи, в которой воспитывается ребенок________
_________________
Заболевания у родителей и других родственников
ребенка (аллергические заболевания, эндокринные нарушения,
эпилепсия, алкоголизм, пороки развития, нарушения речи и др.).
________________
________________
Родители проживают совместно (разведены / когда,
указать, сколько лет было ребенку)__________________
Наличие левшества у членов семьи__________________
________________
I.2 Анамнез
Возраст матери во время беременности_____________
Какая по счету беременность_________роды_________
исход предыдущих родов__________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз
I / II половины беременности, повышение АД, хроническая
внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания
/ грипп, краснуха, повторные ОРВИ и др./),
резус-конфликт, травмы плода)_____________________
________________
Психические травмы во время беременности__________
________________
Роды (в срок, преждевременные, стремительные, затяж-
ные, переношенные)______________________________
При родах были применены: стимуляция родовой деятельности,
вакуум-экстракция, наложение щипцов, кесарево сечение
Ребенок закричал сразу / нет, были ли судороги________
_________________
Патология периода новорожденности (асфиксия ново-
рожденного, гипоксия, родовая травма, гематома
на голове; на который день ребенка приложили к груди и др.)
_____________________
Заболевания на 1-м году жизни (в том числе: дизентерия,
Пневмония и др.)______
________________
Острые респираторные заболевания (до 3-х лет)
более 6 раз в год_
менее 6 раз в год_
Детские инфекции (указать возраст) / ветряная оспа,
корь, скарлатина, краснуха, коклюш, менингит,
менингоэнцефалит, и др.)___________________________
_________________
I.3 Состояние сенсорных функций
Состояние зрения_
Состояние слуха__
I.4 Состояние лорорганов (гипертрофия небных мин-
далин, аденоидит); хронический тонзиллит____________
_________________
I.5 Наличие физических дефектов_________________
_________________
I.6 Травмы головы_______________________________
I.7 Отмечаются ли у ребенка судороги (возраст появле-
ния, частота, причины)____________________________
1. I.8 Энурез______
I.9 Состоит ли на учете у врача (у какого специалис-
та, с какого возраста, с каким диагнозом)______________
_________________
I.10 Группа здоровья______________________________
2. Данные психолого-педагогического обследования
Сроки проведения | сен- тябрь | январь | май | |
1. Уровень развития основных познавательных процессов | ||||
I. Восприятие | ||||
зритель- ное | 1. Цвет а) дай такой же б) дай красный / синий, зеленый, желтый / (название предмета) в) назови цвет | |||
2. Форма а) дай такой же б) дай круглый / овальный, треугольный ( … ) в) назови форму | ||||
3. Что нарисовано? ( картинки с "зашумленным" фоном: елка, пирамидка, кошка, собака, белка, заяц ) | ||||
4. Узнай предмет по его части (стол, автомобиль, молоток, петух и др. ) | ||||
Тактиль- ное( сте- реогноз ) | 1. Узнай предмет на ощупь(мяч, пирамидка, машинка, кукла и др.) | |||
2. Определение фактуры предметов | ||||
3. Узнавание объемных форм (шар, куб) и плоскостных фигур | ||||
Слуховое восприятие | 1. Ориентировка в бытовых шумах | |||
2. Определение направления звукового сигнала | ||||
3. Соотнесение шума (звуков) с определенной ситуацией | ||||
4. Воспроизведение ритма (отстукивание по заданию: ... , .. , . , | ||||
II. Внимание | ||||
1. Вариант корректурной пробы: «Зачеркни все елочки» (методика С. Лиепинь) | ||||
2. Задание: «Чем отличаются картинки?» | ||||
III. Мышление | ||||
1. Анализ картинки с нелепицами | ||||
2. Проба «4-й лишний» | ||||
3. Задание «Продолжи ряд» | ||||
4. Классификация: а) на две группы; б) на четыре группы | ||||
5. Сравнение: (чем похожи, чем непохожи): корова и коза, белка и заяц, ворона и воробей, стол и стул и т.п. а) в словесно-логическом плане; б) с опорой на картинку | ||||
IV. Память | ||||
1. Запомни (3-5 объектов): а) предметных картинок; б) геометрических фигур; в) натуральных предметов | ||||
2. Повтори, что я скажу (3-5 слов) | ||||
3. Запоминание 10 слов (дети 6-7 лет) [Методика А.Р. Лурия] | ||||
V. Воображение | ||||
1. «На что похоже?» (методика Л.А. Венгера) | ||||
2. Собери картинку из частей (вариант методики С.Д. Забрам- ной) |
Ознакомление с окружающим