Практическое значение психологии
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И СПОРТА
Вероятно, никто не нуждается в психологических знаниях в такой степени, как преподаватели физического воспитания и тренеры. Эти знания нужны им для того, чтобы хорошо разбираться в психической сущности физической подготовки, в индивидуальных психологических особенностях своих воспитанников, а также в методах руководства и управления спортивными коллективами.
Не зная психологии, тренер может допустить ошибки, которые независимо от его истинных намерений чреваты серьезными отрицательными последствиями. Например, стремясь научить спортсменов самоконтролю в условиях соревнований, можно сформировать страх перед соревнованиями, напряженность и скованность в движениях; желая сформировать уверенность и смелость, можно породить беспечность, небрежность и зазнайство; воспитывая настойчивость и упорство, можно непроизвольно создать условия, способствующие развитию упрямства, непослушания, негативизма и других психопатических черт личности.
Знание психологии и грамотное ее использование позволяют не только избежать подобных ошибок, но и значительно повысить эффективность тренировочной и воспитательной работы со спортсменами разного возраста и уровня мастерства.
Специальные психологические знания и навыки необходимы спортивному педагогу в его повседневной профессиональной деятельности. Проводя занятия со спортсменами разной квалификации, он постоянно сталкивается с различными затруднениями: один спортсмен выполняет упражнение не так, как требуется, другой не пришел на тренировку, третий получил травму, четвертый нарушает дисциплину, отвлекает других от занятий и т. п. Кажется, что такие мелкие погрешности бывают всегда и у всех, но именно на борьбу с ними нередко тратятся основные силы педагогов. Сделать так, чтобы эти погрешности не повторялись, возможно лишь при устранении их причин. Причин может быть много, и все причины имеют психологические корни.
В работе тренера возникают и более сложные ситуации. Чаще всего они связаны с тем, что спортсмен не может точно выполнить то или иное движение, необходимое для технического совершенствования. Например, один из тренеров «давал своей ученице раз двадцать подряд одно и тоже указание: «Выноси руки!», т. е. требовал, чтобы прыгунья в момент отталкивания от трамплина «выносила» — поднимала руки как можно выше и лишь после этого начинала переход в сальто. Спортсменка очень хотела выполнить это, в общем простое, требование, но почему-то у нее ничего не получалось»*. Еще большие трудности возникают, когда у спортсмена закрепляются ошибочные реакции: боязнь соревнований, снаряда, определенных противников и т. п. Не зная психологии, справиться с этими трудностями невозможно.
В практике спортивной работы хорошо известны случаи, когда спортсмен, который считался малоперспективным, после перехода к другому тренеру резко улучшал свои результаты или когда перспективный спортсмен менял тренера и его результаты переставали расти. Совершенно очевидно, что и в том и в другом случае причина заключается в мастерстве тренера. Хороший тренер от плохого отличается прежде всего своими психологическими знаниями и умениями.
Хочет тренер или нет заниматься психологической работой со
* Алексеев А. В. Себя преодолеть. — М.: ФиС, 1979, с. 118.
спортсменами, но он по характеру самой деятельности должен изучать психические особенности своих воспитанников. Во-первых, он сам непосредственно общается со спортсменами, наблюдает их на тренировках и соревнованиях, работает с ними. Во-вторых, сейчас к работе со спортсменами все чаще привлекаются психологи и психотерапевты и спортивный педагог должен уметь взаимодействовать с ними и использовать их знания.
Все это делается с одной целью — повысить эффективность педагогической деятельности тренера: помочь избежать ошибок в формировании личности спортсмена и добиться более интенсивного роста спортивных результатов. Психология для того и существует, чтобы ошибок в человеческой деятельности стало как можно меньше, а успехов как можно больше. Поэтому задачи психологии в профессиональной подготовке педагогов в области физического воспитания и спорта сводятся к следующему:
1) дать преподавателям физического воспитания и тренерам
необходимые знания по общей психологии, возрастной и педаго
гической психологии, психологии физического воспитания и спор
та как основы для формирования профессионально-педагогиче
ского мастерства;
2) обучить будущих педагогов использованию в своей работе
психологических закономерностей для повышения эффективности^
тренировки и комммунистического воспитания спортсменов;
3) ознакомить будущих преподавателей физического воспита
ния и тренеров с основными психодиагностическими методами
изучения индивидуально-психологических особенностей и спосо
бами практического применения этих методов в процессе трени
ровки и воспитания спортсменов;
4) ознакомить педагогов с основными методами управления
психическими состояниями спортсменов и навыками дифференци
рованного использования этих методов в различных ситуациях;
5) дать преподавателям физического воспитания и спорта зна
ния, необходимые для понимания взаимоотношений между людь
ми и управления спортивными группами и коллективами.
Эти задачи определяют необходимость изучения психологии педагогами в области физического воспитания и спорта.
ПСИХИКА И МОЗГ
Согласно учению марксизма-ленинизма психика — это свойство мозга, которое состоит в его способности отражать окружающую действительность. В. И. Ленин называл философию, которая не учитывает связи психики с мозгом, «безмозглой». Он указывал, что все «психическое... есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека»*. Поэтому, чтобы лучше понимать психические явления и законы функционирования психики, необходимо прежде всего знать, как устроен основной орган психической деятельности человека — головной мозг и как связаны с ним различные психические явления.