Систематическая интроспекция (Вюрцбургская школа О.Кюльпе)

Внимание не к «элементам», а к процессу, на первый план выступила активность сознания, его процессуальность

Опыты по изучению мышления: отметили существование таких явлений, состояний, направлений, актов, которые не подходили под схему старой психологии, процесс понимания, который происходит без представлений.

«Заговорили на языке жизни», т.е. посмотрели на сознание не через призму абстрактных его элементов, а постарались ухватить процессуальную сторону (через акты – понимание, суждение, установление отношений, схватывание общего смысла).

Интроспекция направлена на выделение и изучение отдельных фаз мышления. Испытуемые сообщают данные самонаблюдения непосредственно после опыта.

3. Феноменологическая (гештальтпсихология).Коффка.Истоки метода – у Брентано (Метод «внутреннего восприятия» - непредвзятого и непосредственного восприятия всего того, что совершается в сознании). Вместо описания данного целого при помощи перечисления элементов, на которые оно может быть разделено анализом, целое должно рассматриваться именно как целое в его специфическом характере.

Описание возникающих впечатлений без специального членения их на отдельные элементы, которые могут быть выделены только в абстракции, а реально их свойства определяются законами целого, в которое они входят. Свободное беспристрастное описание опыта. Позиция испытуемого – «наивный наблюдатель»

Критика метода:Сеченов, Выготский (Рассмотрение интроспекции как единственного или основного орудия познания психики неправомерно. Самонаблюдение – важный источник сведений о психической жизни, но это не способ прямого усмотрения истины, эти сведения требуют еще своего истолкования).

Маудсли (Модели): - немногие способны следить за последовательностью явлений в их собственном духе. Такое самонаблюдение требует особенного упражнения.

- Противоречивость данных самонаблюдений людей одинакового образования и способностей.

- Направлять сознание внутрь себя - значит изолировать деятельность души на время, прервать связь этой деятельности с ее обыкновенными условиями, следовательно, сделать ее неестественною (интроспекционисты в ответ - ретроспекция)

- как быть с самонаблюдениями помешанных?

- Факты бессознательного психического в доказательстве несостоятельности метода.

32. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.

Герман Эббингауз (1850-1909) – немецкий психолог, занимавшийся исследованиями памяти в рамках ассоциативного подхода. Его классическое исследование «О памяти» было опубликовано в 1885 году, которое было посвящено изучению запоминания и забывания на материале бессмысленных слогов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: Память: наша душа расширяет и обогащает всегда то, что ей непосредственно дано, на основе своих прежних переживаний. При помощи представлений она постоянно восстанавливает те более обширные связи и более значимые единства, в которых она некогда переживала то, что в настоящий момент дано ей частями и полно пробелов. Общая способность души к этой работе и называется памятью.

Воспроизведение (воспоминание):процесс возрождения пережитых некогда содержаний сознания в виде представлений. Воспроизведение душевных образований, пережитых некогда вместе, объясняется тем, что эти образование вступили в тесную связь между собой и настолько между собой внутренне связаны, что одно из них всегда за собой влечет другое. Эта мысленная связь и называется ассоциацией. Ассоциация обозначает вспомогательную внутреннюю причину воспроизведения.

Общий закон ассоциации.Если какие-нибудь душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания взывает представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали.

Виды ассоциативных связей:по сходству, по контрасту, по пространственному сосуществованию, по временной связи

Выделяет несколько методов изучения ассоциативных процессов:

(классификация взята по статье Г. Эббингауза «Смена Душевных Образований» 1912 )

1.метод воспроизведения запомненных элементов: по сути испытуемому просто дается начальная ассоциация и затем наблюдают как в динамике развертывается ассоциативный процесс. Подобный эксперимент целесообразно проводить в разных условиях.

2.метод запоминаемых членов: вызывают у человека одновременно несколько впечатлений в непосредственной последовательности, по истечению времени просят указать, какие из них он в состоянии воспроизвести в первоначальном или любом порядке

3.метод заучивания: многократно запечатлевают в памяти ряд элементов до тех пор , пока не наступит воспроизведение без ошибки.

4.метод угадывания: перед человеком несколько раз воспроизводят элементы, подлежащие ассоциации, и затем через некоторое время воспроизводят перед ним только некоторые отдельные элементы из запечатленного раньше ряда с требованием указать всякий раз следующий за ним элемент.

5.метод поправок: заставляют человека воспроизводить запечатленный ранее до известной степени ряд , помогают ему в тех местах, где он останавливается или получаются ошибки, подсказывая ему правильный вариант – этим методом определяется существующее в данный момент состояние неполно ассоциированных рядов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Метод заучивания. Цель — добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить.

Критерий усвоения — первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте — два безошибочных воспроизведения)

Воспроизведение: Испытуемый воспроизводит материал, удержанный в памяти, а между воспроизведениями материал для запоминания ему многократно предъявляют в постоянном темпе.

Показатели: - количество проб - время, необходимое для полного заучивания материала.

Обработка — рисуется кривая научения: 0х — число проб, 0у — число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе.

Проблемы метода:-медленно обучающиеся субъекты получают большее число повторений материала, поэтому оказываются в более выгодном положении. - сложно воспроизвести в коллективных условиях.

2.Метод сбережения. Цель — изучение динамики изменения памяти. Критерий усвоения — первое заучивание до определенного критерия. Воспроизведение — через некоторое время испытуемый не в состоянии воспроизвести заученное или даже идентифицировать стимулы.

Повторное заучивание (!) повторное заучивание требует значительно меньше времени и проб, что можно объяснить устойчивость скрытого мнемического следа.

Показатели — величина абсолютного сбережения — различие между числом проб при первоначальном и повторном заучивании.

Проблемы метода — для повторного запоминания 2-м испытуемым могло потребоваться по 5 проб, но один из них выучил элементы после 10 предъявлений, а 2-й после 15. Следовательно, «вес» этих 5 повторений будет неодинаковым. Для решения проблемы — формула Хилгарда:

Ec = 100(Ea — Er) / (Ea –J), где:

Ec — относительное сбережение

Ea — число проб при заучивании

Er — число проб при повторном заучивании

Наши рекомендации