Общие представления о юридической психологии
Юридическая психология – одна из прикладных отраслей психологии, имеющая давнюю историю. Специалисты в области юридической психологии работают в правоохранительных органах, исправительных заведениях, помогают раскрывать преступления, обеспечивать эффективность проведения следствия, проводят судебно-медицинскую экспертизу. В то же время юридическая психология – это и теоретическая научная дисциплина, которая изучает психологические стороны правоохранительной деятельности; воздействия права на людей, группы, сообщество, правопослушного поведения; преступного поведения, адаптации правонарушителей к жизни в сообществе после отбывания ими срока в исправительном учреждении.
Работа специалистов в области юридической психологии связана с индивидуальной профессиональной ответственностью, с определенными этическими ограничениями и риском, поскольку они обладают мощным арсеналом средств для объяснения, предсказания и программирования человеческого поведения и наделены правом принимать решения и выносить суждения, касающиеся судеб и жизни людей Они стремятся скрупулезно следовать правилам и нормам своего сообщества, используют принятые и одобренные им методы деятельности и должны опираться на данные научных исследований.
Правоведам необходимо знать, как работают «юридические» психологи, какие методы используют, в чем состоит их ответственность и роль в команде специалистов, а также каков возможный полезный эффект от их деятельности Они» должны уметь привлекать психологов для консультаций, исследований и пользоваться той информацией и теми рекомендациями, которые юридическая психология предоставляет специально для практиков.
В зависимости от объекта изучения в рамках юридической психологии выделяют следующие разделы:
1) правовая психология – изучает психологические стороны реализации правовых норм и правовой социализации личности;
2) криминальная психология – изучает мотивацию преступного поведения, психологические особенности личности преступника и преступных групп;
3) следственно-оперативная психология – изучает психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений;
4) судебная психология – изучает психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
В юридической психологии очень важную роль играют научные исследования, которые нужны для того, чтобы выявить истину, подтвердить или отвергнуть гипотезы, обосновать решение.
Юридическая психология использует для исследований такие же методы, как и теоретическая психология.
1. Метод наблюдения – это непосредственное, целенаправленное восприятие и регистрация явлений и процессов. Выделяют два основных типа наблюдения:
а) самонаблюдение или интроспекцию;
б) наблюдение за внешними объектами.
Самонаблюдение – регистрация и описание собственной внутренней психологической жизни, тех ее моментов и фактов, которые помогут понять причины внешних событий и явлений.
Наблюдение за внешними объектами практикуется в двух формах:
а) включенное наблюдение – исследователь на время становится участником событий и процессов, членом группы, организации;
б) невключенное наблюдение – восприятие какого-либо явления со стороны; в большинстве случаев проводится в естественных условиях, может быть открытым, когда объект исследования оповещен о целях исследователя; и инкогнито – когда объекту неизвестен факт наблюдения за ним.
2. Метод беседы – помогает в ходе непринужденного общения более глубоко узнать человека, его убеждения, интересы, оценки социальных явлений и других людей.
3. Метод анкетирования – опрос определенного круга лиц по анкете (опросному листу) установленной формы.
4. Метод телефонного опроса.
5. Метод интервью – проводится по определенной схеме. В зависимости от жесткости схемы различают стандартизированное и нестандартизированное интервью. Первое предполагает более жесткую схему, на основе которой интервью могут проводить лица без специальной исследовательской подготовки. Нестандартизированное интервью строится на основе менее жесткой схемы: она допускает разные варианты формулировок, последовательности и числа вопросов.
6. Метод анализа документов – различают два способа анализа:
а) традиционный – анализ сути, смысла информации, в том числе выявление авторства документа, времени его создания, целей, обстановки;
б) количественный, формализованный – приемом его является контент-анализ, т. е. перевод текстовой или вербальной информации в количественные показатели, например подсчет частоты употребления определенных терминов, когда выделяются смысловые единицы текста (темы) или единицы счета (количество печатных знаков, слов, абзацев). Психологи могут помочь определить достоверность документа, выявляя, например, намерения его создателей, сравнивая описания событий и их оценку, анализируя документы, содержащие жалобы, описания событий.
7. Метод обобщения независимых характеристик, – сбор данных о личности из источников, не зависимых друг от друга: различного рода характеристики, личные дела, медицинские карты и т. п.
8. Биографический метод – сбор и анализ материалов биографического характера, которые помогают познакомиться с конкретным человеком, его особенностями, развитием его дневников, воспоминаний о нем других людей и т. п.
9. Метод тестов. Тест – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности; тестирование – это метод психологической диагностики, в рамках которого используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
В юридической психологии могут применяться проективные (иногда используют термин – «прожективные») тесты, с помощью которых выявляются личностные установки человека. Один из самых известных проективных тестов – тест Роршаха, где используются чернильные пятна. Существует множество других тестов, с помощью которых можно определить тип темперамента, уровень тревожности, замкнутости, общительности, составить психологический профиль личности. Тесты наиболее широко используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.
10. Экспериментальный метод – от метода наблюдения отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, который в соответствии со своим планом осуществляет манипулирование различными переменными и регистрирует соответствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях. Естественный эксперимент проводится в конкретной ситуации, причем часто его участники (испытуемые) воспринимают происходящее как подлинное событие, хотя оно было заранее спланировано исследователем.
Психологическое исследование проводится в несколько этапов:
1) постановка задачи или определение проблемы;
2) предварительный анализ имеющейся информации, условий, теоретических моделей и прикладных методов, способных решить выделенную проблему;
3) формулирование гипотезы;
4) планирование и организация эксперимента;
5) анализ и обобщение полученных результатов;
6) проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов и окончательная формулировка новых фактов и взаимосвязей;
7) объяснение (решение) проблемы и прогнозирование ее дальнейшего развития;
8) составление отчета об исследовании.
Как правило, цели и проблемы исследования задают и ставят перед психологами практики. Поэтому для успешного взаимодействия с психологами необходимо уметь формулировать конкретные задачи и ставить цели, контролировать ход исследований.