Основные требования к подготовке и оформлению эссе
И.В. НЕУЙМИНА, А.М. ПАВЛОВА,
М.Г. ТАРАСЯН
Психология
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Философия и история»
И.В. Неуймина, А.М. Павлова,
М.Г. Тарасян
Психология
Методические указания к написанию эссе для студентов направлений подготовки 080100.62, 100100.62, 220400.62, 230400.62, 270800.62 всех форм обучения
Екатеринбург
Издательство УрГУПС
УДК 159.9
Психология: метод. указания/ Неуймина И.В., Павлова, А.М., Тарасян М.Г. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2015.– 26 с.
Методические указания содержат требования к выполнению и оформлению работы (эссе) по дисциплине «Психология»для студентов всех форм обучения направлений подготовки 080100.62, 100100.62, 220400.62, 230400.62, 270800.62
УДК 159.9
Опубликовано по решению
редакционно-издательского совета университета.
Авторы:
Неуймина И.В., старший преподаватель кафедры «Философия и история», УрГУПС,
Павлова А.М., доцент кафедры «Философия и история», канд. психол. наук, УрГУПС,
Тарасян М.Г., старший преподаватель кафедры «Философия и история», УрГУПС.
Рецензент: Е.П. Пьяных – доцент, кафедры «Философия и история», канд. фил. наук.
© | Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2015 |
Оглавление
Введение………………………………………………………………….............. | |
1. Основанные требования к подготовке и оформлению эссе……………….. | |
2. Как написать эссе…………………………………………………………….. | |
2.1 Построение эссе…………………………………………………………….. | |
2.2 Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе…. | |
2.3Организация работы с литературой…………………..................................... | |
3. Темы эссе ……………………………… | |
4. Глоссарий……………………………………………………………………… | |
Рекомендуемая литература……………………………………………………… |
Введение
Учебные курсы психологической направленности способствуют формированию психологической культуры и компетентности студентов, которые войдут ограниченными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии помогут сформировать целостное представление студента о личностных особенностях человека, способствуют развитию умения активно преобразовывать свой внутренний и внешний мир.
Одной из составляющих частей самостоятельной работы по психологическим дисциплинам является написание эссе – самостоятельное исследование по одной из проблем дисциплины с целью закрепления основ психологического мировоззрения студентов. Написание эссе по дисциплине «Психология» включено в учебный план. Выполнение данной работы способствует углубленному освоению курса, формирует умения самостоятельного подбора, отбора, систематизации, анализа и обобщения материала учебной дисциплины, позволяет закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе аудиторных и самостоятельных занятий, и приобрести практические навыки работы с информацией в соответствии с выбранной темой исследования. Наряду с вышесказанным при выполнении работы вырабатывается, и развиваются навыки научно-исследовательской деятельности.
Написание и защита эссе – одна из форм контроля знаний студентов. Студенты, выполнившие работу и защитившие ее, допускаются к сдаче зачета по дисциплине «Психология». Работа выполняется в 4 семестре второго курса обучения. Выполнение работы должно способствовать формированию следующих профессиональных компетенций:
Для направлений подготовки 080100.62 Экономика Профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций»:
ОК–7 – готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК– 9 – способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК– 10 – способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
ПК– 14 – способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы;
ПК– 15 – способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.
Для направлений подготовки 100100.62 Сервис:
ОК – 8 – способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений
ОК – 9 – способностью к работе в коллективе, в том числе применяя принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами;
ПК – 2 – выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности
ПК– 14 – к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов
Для направлений подготовки 220400.62 Управление в технических системах:
ОК – 3 способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК – 6 способность стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК – 7 способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
Для направлений подготовки 230400.62 Информационные системы и технологии:
ОК – 1 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОК – 2 готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методы организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность
ОК – 5 умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования
ОК – 7 умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
Для направлений подготовки 270800.62 Строительство:
ОК – 1 владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК – 3 готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК – 6 стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК – 7 умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
ОК – 9 использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОК – 11 готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений;
Цели студента при выполнении работы:
– более глубокое изучение теории и практики психологии;
– выработка умения систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать;
– совершенствование навыков самостоятельного изложения приобретенных знаний.
Задачи студента при выполнении работы:
– изучить теоретико-методологические подходы к решению проблем, входящих в сферу исследования;
– закрепить навыки работы с литературой;
– сформировать навыки научно-исследовательской работы, самореализации знаний, полученных по другим дисциплинам учебного плана;
– обеспечить четкое и грамотное изложение текста, оформление работы в соответствии с действующими стандартами.
Данное методическое пособие является частью учебно-методических комплексов дисциплины «Психология» направлений полготовки 080100.62, 100100.62, 220400.62, 230400.62, 270800.62.
Первый раздел пособия посвящен характеристике основанных требований к подготовке и оформлению эссе. Внимание уделяется особенностям оформления и структурирования работы.
Во втором разделе пособия представлены рекомендации по написанию эссе и организации самостоятельной работы с литературой. Рассмотрены основные установки в чтении научного текста, виды чтения и систематизированной записи прочитанного.
В третьем разделе авторы пособия представили темы эссе. Работа с глоссарием, приведенным в конце пособия, ориентирована на систематизацию основных понятий курса на основе знакомства с их краткой характеристикой. Завершает учебное пособие список рекомендуемой литературы, который поможет студентам углубить знания по интересующим их проблемам.
Основные требования к подготовке и оформлению эссе
Эссе - это авторское произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).
Цель эссе - высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.
Эссе должно быть выполнено по единой для всех работ схеме. Требование единства относится только к форме построения основных частей работы, но не к содержанию. Эссе предполагает наличие следующих составляющих:
1. Титульный лист (где указываются тема работы, ФИО студента, курс и группа, ФИО преподавателя, ведущего курс по рассматриваемой теме);
2. План, отражающий основное содержание работы;
3. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы;
4. Основная часть. Одна или две теоретические главы, разбитые на параграфы. Включают в себя:
- формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор;
- доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;
- анализ контр-аргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.
5. Заключение в виде подведения общих итогов;
6. Библиографический список.
Эссе носит теоретический характер, поэтому содержание такого рода работы предполагает краткий исторический обзор подходов к рассмотрению проблемы, а также анализ современных тенденций. Необходимо представить основные понятия и термины, которые отражают суть предлагаемой темы. Причем такое представление желательно делать по дедуктивному способу, где границы общего и частного может определять сам студент. Например, при рассмотрении определенного психического процесса, необходимо охарактеризовать этот психический процесс в целом и только после этого обращаться к его видам.
При написании эссе студент должен самостоятельно изложить содержание раскрываемых вопросов, творчески используя литературу. Следует учесть, что помимо учебников и монографий по теме эссе необходимо использовать материалы, публикуемые в периодической печати. Данные, полученные из Интернета, также обязательно должны быть включены в список, по названиям сайтов. При ссылках на Интернет-источники обязательно указание даты создания и последнего обновления используемых материалов.
Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т. п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.
Количество источников, используемых в работе, должно быть не менее десяти. Список литературы оформляется по алфавиту, начиная с фамилии и инициалов автора, далее название работы, место и год издания. После списка на русском языке, следует список на иностранном языке, затем названия сайтов.
Студент должен следовать принципу соблюдения авторства, т.е. четко разграничивать исследуемые концепции авторов и собственные суждения. Цитаты и выдержки из текста должны оформляться ссылками. Изложение позиции автора своими словами также следует сопровождать указанием фамилии автора и литературного источника. Заключение должно содержать основные выводы, полученные в ходе выполнения работы.
Работа печатается на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 × 297 мм), через полтора интервала, 14 шрифтом. Каждый лист должен быть пронумерован арабскими цифрами. Номер страницы на титульном листе не ставится.
Объем эссе может варьироваться от 12 до 15 страниц, включая титульный лист и список использованной литературы, в зависимости от требований преподавателя, ведущего руководство над этими видами деятельности студентов. Введение и заключение к работе не должно превышать двух страниц.
Как написать эссе
Построение эссе
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
Основная часть- теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
Заключение- обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.