Современное понимание конфликта: определение
Типология, причины
Занятие 1. 1. Сущность конфликта и его структура.
Анализ конкретной конфликтной ситуации
Цель занятия. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.
Порядок проведения занятия.
Подготовительный этап. За одну-две недели студентам сообщают тему и цель занятия. Студенты получают задание на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «предмет конфликта» и т. д.
В ходе занятия. Студентам предлагается для анализа конкретная конфликтная ситуация, в ходе которого им необходимо выделить и описать основные структурные компоненты конфликта:
- субъекты конфликта;
- предмет конфликта;
- представление о конфликтной ситуации;
- мотивы;
- действия конфликтующих сторон.
Анализ конфликтной ситуации проводится в форме групповой обсуждения.
Ситуация для анализа
Студенческая группа 3-го курса по результатам учебы была признана лучшей группой института и приказом ректора награждена премией. Через пару дней после этого ректор института застал четырех студентов этой группы курящими на лестничной площадке. Курение на территории учебного заведения запрещалось. Ректор приказом вынес всем четырем студентам выговор за нарушение дисциплины. Когда пришел срок получения премии, оказалось, что этих четырех студентов (кстати, отличников) в списке премированных нет. Четверка возмутилась. Группа поддержала своих товарищей и решила отправить к декану делегацию с просьбой выдать им премию. Декан сказал, что он не может удовлетворить их просьбу. Делегация направилась к ректору. Ректор принял студентов, но удовлетворить просьбу отказался. Через некоторое время на предпраздничном вечере студенты разыграли в капустнике скетч, в котором декан и ректор были представлены в смешном виде. Вскоре после этого староста группы Семенов был снят. Вмененное ему в вину нарушение было незначительным, и студенты решили, что снят он в связи со всей этой историей. Их попытки добиться, чтобы Семенова оставили старостой, ни к чему не привели.
С назначением нового старосты группы у декана возникли трудности. Студентка Вольская ответила на предложение стать старостой отказом. Ее примеру последовал и получивший затем это предложение Теркин. В конце концов, старостой был назначен не пользовавшийся в группе авторитетом Чертков. Группа ответила на это коллективным бойкотом Черткоау. В результате она почти полностью не явилась на зачет к преподавателю, работавшему на кафедре, руководителем которой был декан. Вина за это была возложена студентами на Черткова. Но все не явившиеся были преподавателем не допущены к экзамену. За этим последовал недопуск их к сдаче других экзаменов (поскольку студенты, не сдавшие всех зачетов, не допускаются к экзаменационной сессии). Над студентами нависла угроза остаться без стипендии в следующем семестре. При разборе сложившейся ситуации студенты обвинили преподавателя в формализме и жестокости и потребовали его замены. По институту поползли слухи, в которых неприглядно выглядели о одни, то другие участники конфликта. Декан поставил перед ректором вопрос о необходимости расформирования группы. Таким образом, лучшая группа института за короткое время превратилась в худшую.
Было созвано собрание группы, на которое пришли декан и ректор. После бурного и откровенного разговора было найдено следующее решение. Студенты допускаются к сдаче экзаменов. Несданный зачет и экзамен по этому предмету они должны будут сдать после окончания сессии. Преподаватель остается тот же. Вопрос о премии курильщикам больше подниматься не будет, но в дальнейшем решение вопросов о стипендиях, наградах и т. п. будет приниматься при участии представителей студенчества. Прежний староста на эту должность не вернется, но группе предоставляется возможность выдвинуть две-три кандидатуры, и декан назначит старостой одну из них. И, наконец, на территории института будут отведены специальные места для курения.
В дальнейшем жизнь группы вернулась в нормальное русло. Группа хорошо сдала сессию и вновь оказалась одной из лучших групп института. Произошла лишь одна потеря: Чертков перевелся в другой институт.
Занятие 1. 2. Сущность конфликта и его причины.
Деловая игра «Жалоба»
Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа конфликтных ситуаций, закрепление знаний о сущности конфликта.
Порядок проведения занятия.
Подготовительный этап. Студенты получают указания по изучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Кроме того, студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.
В ходе занятия.
1. Студентам предлагается следующая игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников (варианты содержания жалоб подбираются в зависимости от специализации студентов). Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам – руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.
2. Учебная группа разбивается на три команды.
Первая команда – руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.
Вторая команда – рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).
Третья команда – эксперты (3-5 человек).
Время на распределение ролей – 5 минут.
Примечание. Состав команд должен быть определен по желанию студентов.
3. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.
Время на подготовку – 15 минут.
4. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.
Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя ему тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут). Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».
Оценка содержания работы. После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а так же исполнителей всей ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15-20 минут).
5. Подведение преподавателем итогов работы.