Глава 2 эмперическое исследование телесного самочувствия как ресурса профилактики аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цельнашей диссертационной работы:
Изучить телесное самочувствие подростка как ресурс профилактики аддиктивных форм поведения.
Объектом исследования является: подростки в возрасте от 13 до 16 лет.
Предмет исследования:телесное самочувствие подростков в возрасте от 13 до 16 лет как ресурс профилактики аддиктивных форм поведения.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение, о наличии связи между уровень телесного самочувствия, волевой саморегуляции подростка и степенью рисков аддиктивного поведения, а именно: чем выше уровень телесного самочувствия у подростка, тем выше уровень волевой саморегуляции, а степень риска аддиктивного поведения ниже.
Для верификации гипотезы о взаимосвязи мы выдвинули ряд частных, рабочих гипотез:
· Чем выше уровень телесного самочувствия подростка, тем выше его уровень волевой саморегуляции.
· Чем выше уровень волевой саморегуляции подростка, тем степень риска аддиктивного поведения ниже.
Вторая гипотеза: У подростков занимающихся танцами уровень телесного самочувствия и уровень волевой саморегуляции существенно выше, а степень риска аддиктивного поведения ниже, чем у подростков, не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.(активно не занимающиеся спортом)
В качестве независимой переменной выступает телесное самочувствие подростка и волевая саморегуляция подростка. А в качестве зависимой переменной- риск аддиктивного поведения подростка. Управлять телесным самочувствием мы будем через занятия танцами. Танцы такая форма конструктивной деятельности, которая направлена на развитие овладение своей телесность.
Цель работы определяет основные задачиисследования:
1) Провести теоретико-методологический анализ телесного самочувствия подростка, как ресурса профилактики аддиктивных форм поведения;
2) Выявить взаимосвязи оценки телесного самочувствия и показателей волевой саморегуляции и степени риска аддиктивного поведения подростка на основе полученных эмперических данных;
· Выявить взаимосвязь между оценками телесного самочувствия и показателями волевой саморегуляцией подростка;
· Выявить взаимосвязь между показателями волевой саморегуляции и степенями риска аддиктивного поведения подростка;
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Методы исследования:
1) сравнительный анализ психолого – педагогической и методической литературы;
2) метод анкетирования;
3) методы статистической обработки данных.
Основными методиками, используемыми в ходе исследования, являются:
· Методика САН (диагностика самочувствия, активности и настроения);
· Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»;
· Методика РАП, определяющая степень риска формирования аддиктивного поведения.
· Статистические и математические методы обработки результатов: t- критерий Стьюдента и метод ранговой корреляции Спирмена.
Этапы эмпирического исследования:
1. Формирование выборки и распределения испытуемых (участников) по группам.
2. Проведение трех методик в экспериментальной и контрольной группах;
3. Первичная обработка данных:
· Составление таблиц;
· Проверка данных.
4. Статистическая обработка данных:
· С помощью t-критерия Стьюдента показать различия в показателях экспериментальной и контрольной группой;
· С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определим наличие корреляционной связь между показателями и какого она характера;
5. Анализ и интерпретация данных.
Отбор участников исследования происходил по возрасту от 13 до 16 лет. Примерное соотношение мальчиков и девочек. Общее количество участников эксперимента: 30 человек.
Формирование выборки и распределения испытуемых
Формирование экспериментальной и контрольной групп:
Сначала подобрали экспериментальную группу. В экспериментальную группу будут входить подростки начавшие заниматься танцами с сентября 2011 года. Группу составили 15 человек: из них 8 девочек и 7 мальчиков возрастом от 13 до 16 лет.
База исследования: школа танцев « BustaHoods».
Затем подобрали контрольную группу среди учащихся 8-10 классов. Было диагностировано три класса 8, 9,10-ых из них отобраны 15 учеников, которые не занимаются спортом, танцами, а также другими видами физической активности. Из них 8 девочек и 7 мальчиков.
База исследования:школа «Универс».
Гомогенные группы, чтобы уменьшить количество дополнительных переменных. Выделение в группах подгрупп - мальчики и девочки.
Проведение методик в экспериментальной и контрольной группах:
· методики САН (диагностика самочувствия, активности и настроения);
· Тест-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»;
· Методики РАП, определяющая степень риска формирования аддиктивного поведения
Методика САН и тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» проводили и в контрольной и в экспериментальной группах примерно в одно время: 16:00.
В экспериментальной группе участников попросили заполнить анкеты перед началом танцевальных занятий.
Подростков из контрольной группы пригласили придти в 16:00 для проведения методики в актовый зал школы. Методику РАП попросили заполнить участников дома