Глава 2 эмперическое исследование телесного самочувствия как ресурса профилактики аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цельнашей диссертационной работы:

Изучить телесное самочувствие подростка как ресурс профилактики аддиктивных форм поведения.

Объектом исследования является: подростки в возрасте от 13 до 16 лет.

Предмет исследования:телесное самочувствие подростков в возрасте от 13 до 16 лет как ресурс профилактики аддиктивных форм поведения.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение, о наличии связи между уровень телесного самочувствия, волевой саморегуляции подростка и степенью рисков аддиктивного поведения, а именно: чем выше уровень телесного самочувствия у подростка, тем выше уровень волевой саморегуляции, а степень риска аддиктивного поведения ниже.

Для верификации гипотезы о взаимосвязи мы выдвинули ряд частных, рабочих гипотез:

· Чем выше уровень телесного самочувствия подростка, тем выше его уровень волевой саморегуляции.

· Чем выше уровень волевой саморегуляции подростка, тем степень риска аддиктивного поведения ниже.

Вторая гипотеза: У подростков занимающихся танцами уровень телесного самочувствия и уровень волевой саморегуляции существенно выше, а степень риска аддиктивного поведения ниже, чем у подростков, не занимающихся никакими видами специально организованной физической активности.(активно не занимающиеся спортом)

В качестве независимой переменной выступает телесное самочувствие подростка и волевая саморегуляция подростка. А в качестве зависимой переменной- риск аддиктивного поведения подростка. Управлять телесным самочувствием мы будем через занятия танцами. Танцы такая форма конструктивной деятельности, которая направлена на развитие овладение своей телесность.

Цель работы определяет основные задачиисследования:

1) Провести теоретико-методологический анализ телесного самочувствия подростка, как ресурса профилактики аддиктивных форм поведения;

2) Выявить взаимосвязи оценки телесного самочувствия и показателей волевой саморегуляции и степени риска аддиктивного поведения подростка на основе полученных эмперических данных;

· Выявить взаимосвязь между оценками телесного самочувствия и показателями волевой саморегуляцией подростка;

· Выявить взаимосвязь между показателями волевой саморегуляции и степенями риска аддиктивного поведения подростка;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Методы исследования:

1) сравнительный анализ психолого – педагогической и методической литературы;

2) метод анкетирования;

3) методы статистической обработки данных.

Основными методиками, используемыми в ходе исследования, являются:

· Методика САН (диагностика самочувствия, активности и настроения);

· Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»;

· Методика РАП, определяющая степень риска форми­рования аддиктивного поведения.

· Статистические и математические методы обработки результатов: t- критерий Стьюдента и метод ранговой корреляции Спирмена.

Этапы эмпирического исследования:

1. Формирование выборки и распределения испытуемых (участников) по группам.

2. Проведение трех методик в экспериментальной и контрольной группах;

3. Первичная обработка данных:

· Составление таблиц;

· Проверка данных.

4. Статистическая обработка данных:

· С помощью t-критерия Стьюдента показать различия в показателях экспериментальной и контрольной группой;

· С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определим наличие корреляционной связь между показателями и какого она характера;

5. Анализ и интерпретация данных.

Отбор участников исследования происходил по возрасту от 13 до 16 лет. Примерное соотношение мальчиков и девочек. Общее количество участников эксперимента: 30 человек.

Формирование выборки и распределения испытуемых

Формирование экспериментальной и контрольной групп:

Сначала подобрали экспериментальную группу. В экспериментальную группу будут входить подростки начавшие заниматься танцами с сентября 2011 года. Группу составили 15 человек: из них 8 девочек и 7 мальчиков возрастом от 13 до 16 лет.

База исследования: школа танцев « BustaHoods».

Затем подобрали контрольную группу среди учащихся 8-10 классов. Было диагностировано три класса 8, 9,10-ых из них отобраны 15 учеников, которые не занимаются спортом, танцами, а также другими видами физической активности. Из них 8 девочек и 7 мальчиков.

База исследования:школа «Универс».

Гомогенные группы, чтобы уменьшить количество дополнительных переменных. Выделение в группах подгрупп - мальчики и девочки.

Проведение методик в экспериментальной и контрольной группах:

· методики САН (диагностика самочувствия, активности и настроения);

· Тест-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»;

· Методики РАП, определяющая степень риска форми­рования аддиктивного поведения

Методика САН и тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» проводили и в контрольной и в экспериментальной группах примерно в одно время: 16:00.

В экспериментальной группе участников попросили заполнить анкеты перед началом танцевальных занятий.

Подростков из контрольной группы пригласили придти в 16:00 для проведения методики в актовый зал школы. Методику РАП попросили заполнить участников дома

Наши рекомендации