Семинар 2:Внимание и познавательные процессы
1. Подготовьте доклады из тем № 9-18 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).
2. Выполните тесты: «Определение ведущей сенсорной системы человека»; «Тип мышления»; «Каков Ваш творческий потенциал».
3. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Каким образом взаимосвязаны познавательные процессы между собой и как они связаны с другими характеристиками личности?
4. В чём проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
5. В чём состоят сходства и различия между мечтами, фантазиями и грезами? Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей деятельности.
6. Может ли коэффициент интеллекта служить показателем развития интеллектуальных способностей человека? Разведите понятия «умственный возраст» и «хронологический возраст».
7. Объясните какие закономерности восприятия проявляются в следующих случаях: 1) расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т.д.); 2) человек распознаёт любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на чёрном фоне или чёрным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом; 3) при одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и чёрного круга на белом фоне последний кажется меньше; 4) у других людей заметить ошибку легче, чем у себя.
8. Изучите особенности интеллектуального развития человека и заполните таблицу:
Уровень развития интеллектуальных способностей | Определение | Коэффициент интеллекта | Общая характеристика личности и поведения |
Идиотия | |||
Имбицильность | |||
Дебильность | |||
Одаренность | |||
Талантливость | |||
Гениальность |
9. Изучите психологические характеристики внимания и познавательных процессов и заполните таблицу:
Психический процесс | Определение | Виды | Свойства | Методы развития | Методы исследования |
Внимание | |||||
Ощущение | |||||
Восприятие | |||||
Память | |||||
Мышление | |||||
Воображение |
Семинар 3: Психология личности
1. Подготовьте доклады из тем № 19-31 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).
2. Выполните тесты: «Личностный опросник» (Г.Ю. Айзенк); «Формула темперамента» (А. Белов); «Определение акцентуаций характера» (К. Леонгард).
3. Как соотносятся биологическое, социальное и духовное в личности человека?
4. Являются ли тождественными понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Раскройте содержание и соотношение данных понятий, укажите, что эти понятия объединяет и что отличает.
5. Какие свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности и тип темперамента?
6. Когда и почему возникают акцентуации характера? Что отличает скрытую акцентуацию характера?
7. Довольно часто бытует мнение о «врождённости» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Чем определяются формирование и развитие у человека соответствующих способностей? Каким психологическим требованиям должна отвечать деятельность, формирующая и развивающая способности?
8. При каких психических состояниях умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при каких − трудно и неэффективно? Какое влияние могут оказывать химические вещества на физическое и эмоциональное состояние человека?
9. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает. Какие механизмы воли проявляются в данном случае?
10. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит.
11. Изучите типы темперамента и заполните таблицу:
Тип темперамента | Свойства нервной системы | Проявления типа темперамента | Предпочтительный вид профессиональной деятельности | |
положительные | отрицательные | |||
Сангвиник | ||||
Холерик | ||||
Флегматик | ||||
Меланхолик |
12. Заполните таблицу, раскрывая в ней пять акцентуаций, которые вы у себя выявили или по которым набрали больше всего баллов, выполняя тест «Определение акцентуаций характера» (К Леонгард):