Влияние ИИПТ на динамику тревожности и одиночества

Одиночество является одной из основных экзистенциальных проблем человека. На сущностном уровне социализация является попыткой возвратить человека в лоно общности с другими. Эта попытка формирует личность, которая воспринимает затем эту общность как естественное состояние, а свою родину - одиночество - в смеси с чувствами покинутости и тревоги. В итоге одиночество и тревожность поддерживают друг друга в порочном круге негативных мыслей, переживаний, отношений и часто деструктивного поведения.

Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-либо не складываются, не порождая ни любви, ни дружбы, ни вражды, оставляя людей равнодушными друг к другу. О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают что никогда в жизни не испытывали чувств одиночества, в то время как примерно 10-30 % говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.

Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту, и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущения того, что человек везде «не на своем месте». С точки зрения личностного ощущения времени, одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более неопределенным, чем обычно одиночество, порождает тревогу и страх.

Одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Даже те люди, которые способны преодолевать одиночество без особых усилий, соглашаются, что это очень тревожное переживание. Одиночество усугубляет ощущение противоестественной и неожиданной пустоты, пронизывающей весь внутренний мир личности.

Теоретический анализ показывает, что очень мало работ полностью посвящено проблеме одиночества и лишь изредка можно встретить хотя бы раздел на эту тему в публикациях по психиатрии или психологии. В подавляющем большинстве работ, к которым мы обращались, совершенно игнорируется одиночество, а так же некоторые состояния и процессы, имеющие все основания быть включенными в данную категорию (такого термина даже нет в психологических словарях). Оказывается одиночество – такое мучительное и пугающее переживание, что люди пойдут на что угодно, лишь бы его избежать. Таким образом, получается, что одиночество – одно из наименее удовлетворительно разработанных психологических явлений.

И, может быть, тревожность, как неотъемлемое качество одиночества, и является причиной профессионального табу психологов и психиатров. Тем более, тревожность знакома каждому, она является составной частью структуры личности.

Почти каждый человек испытывает чувство тревоги время от времени: если необходимо пройти собеседование при приёме на работу; назначить, кому-то в первый раз свидание; войти в помещение, где полно незнакомых людей; произнести речь перед большей аудиторией и т.д. Некоторые люди, в особенности робкие или застенчивые, чувствуют тревогу почти в любой ситуации, где им или их поведению могут давать оценку. Для таких людей тревожность в большей степени черта характера, чем временное состояние.

Скрытый смысл социальной тревожности прост: мы чувствуем тревогу, когда у нас есть мотивация произвести впечатление на других и сомнения в способностях сделать это. Тревожность свойственна многим людям, но она может стать господствующей, накладывая свой отпечаток на все поведение человека.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а так же в низком пороге её возникновения. Тревожность рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Тревожность является показателем личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях.

Тревожность может явиться предвестником невроза, а так же его симптомом и механизмом развития. Входит в качестве одного из основных компонентов в «посттравматическим синдромом», то есть комплекс переживаний обусловленных пережитой психической или физической травмой. Среди других видов психических расстройств с тревожностью связаны также фобии, ипохондрия, истерия, навязчивое состояние и др.

Проблемы одиночества и тревожности остро стоят в современном обществе. Этим проблемам подвержены люди различных возрастов и разного социального статуса, особенно молодой и пожилой возраст. И в то же время психологической психиатрической литературе очень мало работ, посвящённых одиночеству и его составляющим. Именно поэтому мы занялись изучением этой проблемы и попытались предложить один из способов практического решения этого вопроса. История развития этого вопроса отличается не только своей слабой теоретической освещённостью, но и минимальным количеством методов и методик, связанных с коррекцией тревожности и одиночества.

Одна из таких методик - интегративные интенсивные психотехнологии, сравнительно новый метод психокоррекции личности, который вобрал в себя все лучшее из традиционных психологических методов (такие, как бихевиоризм, гештальттерапия, НЛП, эмпирическая терапия, суггестотерапия и др.), а также психодуховных практик.

ИИПТ, как эффективный способ психокоррекции личности становится довольно распространенным, как за рубежом так и в странах СНГ и России.

В своем исследовании мы не претендовали на полноту освещения всех теорий тревожности и одиночества. Некоторые из них мы постарались осветить выше. В исследованиях одиночества и тревожности еще много не раскрытых аспектов, изучение которых, возможно, в дальнейшем помогут найти более эффективные способы решения этих проблем на личностном уровне.

Актуальность нашей работы мы видим в том, что проблемы одиночества и тревожности постепенно становятся неизбежными спутниками нашей жизни, а их влияние усиливается в кризисные переходные периоды в жизни общества.

Практическая значимость и новизна данной работы состоит в том, что коррекция уровня тревожности и одиночества не совершалась с помощью интегративных психотехнологий, а также в том, чтобы показать влияние интегративных психотехнологий на динамику одиночества и тревожности.

В ходе планирования исследования были выдвинуты следующие гипотезы.

1. ИИПТ ведут к снижению субъективного уровня одиночества и уровня тревожности. Эти показатели будут значимо будут значимо отличаться от аналогичных у людей, не проходящих тренинг по ИИПТ.

2. Между исследуемыми факторами (уровнем одиночества и тревожности) существует значимая взаимосвязь, а именно: понижение уровня одиночества, способствует понижению уровней тревожности и наоборот.

Объектом нашего исследования явились две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальную группу составляли участники тренинга. Контрольную группу набирали эквивалентно экспериментальной по возрастным показателям, соотношению мужчин и женщин, социально-экономическому статусу.

Экспериментальная группа - люди, посетившие тренинг по интенсивным интегративным психотехнологиям «Анима и Анимус», проходивший 20.08.1997 года по 26.08.1997 года в г. Челябинске.

Этапы исследования

Экспериментальная группа проходила два этапа исследования.

1 этап - диагностический. Каждый испытуемый был протестирован на предмет выявления его реактивной, личностной тревожности и уровня одиночества.

2 этап - коррекционный, состоял в исследовании динамики переменных во время прохождения тренинга по ИИПТ. Замеры проводились в начале, середине и в конце тренинга (тренинг был шестидневный).

В контрольной группе замеры проводились в соответствующих временных интервалах без их участия в психокоррекционной работе.

В ходе эксперимента использовались следующие методики.

1. Шкала одиночества - опросник Д. Рассела, М. Фергюсона.

Целью опросника является исследование уровня субъективного ощущения человека своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальный изоляцией, депрессией, со скукой.

2. Шкала самооценки - методика Ч. Д. Спилбергера и Я. Л. Ханиной.

Целью шкалы является исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) 4 уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность).

Тестирование проводилось в индивидуальном порядке. Испытуемым предлагались заранее приготовленные бланки с инструкциями и текстам методик.

Результаты и их обсуждения

В нашем экспериментальном исследовании для проверки гипотез о случайности различия (сходства) параметров, использовался один из основных параметральных критериев t—критерий Стьюдента, то есть с помощью t—критерия оценивается уровень значимости различий полученных в ходе эксперимента результатов по исследуемым факторам.

Результаты произведенных нами расчетов по оцениванию уровня значимости различий полученных в ходе эксперимента, в контрольной и экспериментальной группах занесены в табл. 11; 12; 13.

Связь между факторами, имеющими значимость различий >2;13, мы рассчитывали по коэффициенту корреляции Пирсона.

Проведенное исследование показало статистически значимое уменьшение уровня тревожности и одночества у клиентов.

Наши рекомендации