Бревна, палки и веревки
В доме, где растут дети, очень уместно иметь бревно. Зачем? Странный вопрос. Ведь такая классная вещь! Полезная и многофункциональная. Причем я имею в виду бревно не гимнастическое, а обычное русское корявое. Кору, конечно, лучше снять. И с торцов обработать надо – чтобы не царапаться. И сучки всякие тоже нужно аккуратно срезать. И получится дивный предмет для развивающей среды.
У нас дома много лет лежало бревно длиной почти два метра с разветвлением на одном конце. Развилка делала его устойчивым. Это бревно я с большим трудом дотащил до дому на плече, найдя его в нашем микрорайоне (по весне пилили тополя). Потом на балконе сострогал с него кору, обработал пилой и напильником. И стало бревно у нас жить-поживать да детишек радовать. По мере высыхания оно делалось легче, но все же и годы спустя вес имело солидный.
На бревне можно плыть как на байдарке или пироге. По бревну можно ходить, балансируя и тренируя навык равновесия. На бревне можно сидеть как на скамейке. Бревно можно использовать в качестве штанги (для подростков и взрослых). Бревно может быть частью конструкции «домика», «корабля» и вообще чего угодно. Надо лишь не разрешать ставить его стоймя – чтобы ни на кого не упало. Пусть оно всегда лежит на полу.
Ну а кроме того, бревно – это просто красивая вещь. Кусочек Природы в городской квартире. Оно так красиво изгибается, оно такое гладкое. И нарисовать на нем что-нибудь можно. Или ножиком чуть-чуть поковырять (это не порча спортивного снаряда, а важный исследовательский процесс). А в торец, кстати, удобно и гвоздь забить.
Другим нашим любимым приспособлением для экспериментов с пространством, спортивных тренировок и всяческих игр много лет служили палки. Не ровные и одинаковые «палки для швабры», не странные пластмассовые гимнастические палки-трубки, а качественные настоящие палки – очищенные от коры и тщательно обработанные куски веток или стволов небольших деревьев. Гуляя с детьми по городу, мы отыскивали в кучах спиленных по весне деревьев подходящие заготовки и несли домой. Бывало, даже пилу с собой носили.
Тима и Коля с энтузиазмом участвовали в очистке заготовок от коры и во всей дальнейшей обработке. Заодно учились и с инструментами обращаться. После высыхания многие палки мы украшали нехитрой резьбой или выжигали на них какой-нибудь оригинальный узор.
Если вы хотите построить в комнате «вигвам», то это совсем не трудно. Нужно несколько достаточно длинных палок и пара байковых одеял. Поставил палки по кругу, связал их вверху веревкой, накинул сверху одеяла – и живи себе внутри.
Если вы сооружаете «корабль», то конструкция тоже проста. Укрепляем вертикально «мачту» (например, привязав ее к стулу), а поперек нее привязываем «перекладину». Вешаем парус из детской пеленки. Натягиваем канаты. А флаг будем делать?
Некоторые особо ценные палки я вез домой издалека: из леса, из деревни, даже из другого города. Сие может показаться странным. Но ведь везут же люди из другого города ребенку в подарок куклу или конструктор. А хорошая палка – вещь ничуть не менее ценная. Для развития о-го-го как полезна!
Ну и немного про веревки. Они нужны. Я следил, чтобы в распоряжении детей всегда было достаточное количество толстых веревок. Инструктировал при этом, что нельзя их вокруг шеи обматывать. Требовал, чтобы все, привязываемое к спорткомплексу, проходило мою проверку и утверждение. Помогал распутывать при необходимости. Учил следить, чтобы веревки не валялись на полу и не путались под ногами.
Когда Тиме и Коле было 10 и 9 лет соответственно, мы купили в магазине туристского снаряжения 12 метров надежной альпинистской веревки. Дома разрезали пополам – каждому досталось по 6 метров. Использовали в основном на улице – чтобы лазать на деревья (закидываешь веревку через высоко расположенную нижнюю ветку и подтягиваешься, упираясь ногами в ствол). Но и дома на спорткомплексе альпинистская веревка нашла применение.
Словом, мне даже трудно представить себе развивающую среду без достаточного количества качественных, надежных, удобных веревок. Так же, как и в палке, и в бревне, в веревке есть нечто древне-фундаментальное, нечто природно-естественное. Это универсальный предмет, обладающий большим потенциалом для развития ребенка. Веревка многофункциональна, удобна, проста, понятна даже для малышей. И, опять же, это не игрушка, а настоящая вещь.
Музыка и танцы
Сам я лишен музыкального слуха почти совсем. Зато бывшая жена по образованию – музыкальный педагог. И детям многое передалось. Мамино пение, пластинки с детскими песенками, пианино… Потом Тима заинтересовался гитарой, стал учиться на ней играть, стал сочинять песни… Появились и флейты – сыновья немного играли и на них. Следом за старшим братом стал осваивать гитару и Коля. Он тоже сочинил несколько песен.
Маленькая Машенька раньше не очень интересовалась музыкой. А сейчас ей купили гитару – и она учится на ней играть под руководством старших братьев. И уже песни собственные сочиняет понемножку. Ну а я ее морально поддерживаю и создаю благоприятные условия.
Никакого постоянного руководства в обучении игре на музыкальных инструментах у нас не было. Но эпизодически кто-то из друзей и знакомых что-то показывал – ребятам этого хватало, чтобы продвигаться. Да вот Коля еще немного ходил на хор и в музыкальную студию. Сейчас появился Интернет – там легко найти любые песни с аккордами к ним. И между собой ребята советуются.
В студенческие годы я пытался учиться играть на гитаре и, конечно же, сочинял песни. С тех пор помню несколько аккордов и могу чуть-чуть поддержать начинающих музыкантов, подсказать что-то для начала. Потом они быстро перерастают мой уровень музыкальных знаний. И я перехожу в режим сопереживания, совместного интереса. По много раз в день слушаю их исполнение, высказываю свои впечатления. Мне действительно интересно.
Хотя слуха музыкального у меня почти нет, но музыку я люблю. Вместе с Машей, Колей и Тимой мы слушали бардов, детские песенки, русский рок, разную другую музыку. И часто не только слушали, но и танцевали.
Одно из ярких впечатлений пятнадцатилетней давности: с маленьким Коляшкой или Тимошкой на руках танцую под «дядю с гитарой» (так у нас обозначалась одна из любимых пластинок – Юрий Визбор). Это замечательное занятие – взять ребеночка на руки, включить музыку и пританцовывать по комнате. Диапазон движений, конечно, не очень большой, но зато совместный процесс. И взрослому пошевелиться так хорошо, и малыш успокаивается, и музыку слушаем.
Другой нашей любимой пластинкой была музыка «Space» – такая космическая и медитативная. Особенно при включенных цветных фонарях под нее хорошо было танцевать. Так и казалось, что мы летим в космосе среди звезд.
Когда сыновья подросли, мы иногда устраивали дома танцы под активную музыку. Но постепенно интерес к такому занятию угас.
Зато появились электрогитары! И загрохотало! Как выдерживали соседи, я не знаю. А я слушал это дело из кухни – чтобы хоть немного ослабить громкость. Исполнителю (особенно начинающему) очень нужен доброжелательный, мудрый и терпеливый слушатель. Посему я старался воспринимать адекватно и громкую музыку (что мне от природы не свойственно).
Кто-то, наверное, осудит меня, что я не отнесся к музыкальному развитию «более серьезно» (типа музыкальных школ и профессиональных студий). Но я видел, что путь «строгого», классического изучения музыки для моих детей практически неинтересен. Да и условий организационных не было (ведь это целое дело – водить чадо на занятия).
А сейчас я вижу, что путь самостоятельного изучения музыки, реализуемый в нашей семье, тоже очень хорош. Одно из его главных преимуществ заключается в том, что можно с самого начала сосредоточиться на развитии творческого интереса. А техника исполнения осваивается уже вслед за этим.
Книги
Лично я люблю читать детские книжки. И «книжки-малышки», и рассказы о животных, и замечательные произведения Астрид Линдгрен, и описанные Киром Булычевым приключения девочки Алисы из будущего, и фантастику Стругацких, и парадоксально-романтические сочинения Брэдбери, и познавательные книги по технике, истории, географии… Мне нравятся книги Жюля Верна и Майна Рида, Джека Лондона и Киплинга, сказки про муми-троллей и фэнтези Урсулы Ле Гуин… И конечно же, Толкиен! «Властелин Колец» – одна из самых любимых моих книг. Да и у моих детей тоже.
Все мы любим читать. Особенно Маша. Она может почти целый день просидеть в своем «гнездышке» в постели, читая захватившую ее книжку. Я отношусь к такому занятию с уважением – даже в ущерб школьным урокам. Тоже ведь развивающее дело! Да еще какое! Может, и поважнее, чем изучать учебники.
Но нам все мало. Сколько уже есть в мире хороших книг для детей, а папа все равно еще и сам затеялся сочинять. Сначала – сказки, а последние – годы истории-фэнтези. Мои первые читатели (и самые благодарные!) – мои дети. И как приятно, когда вижу, как кто-то из них уже в который раз перечитывает какую-нибудь мою книжку! Значит, думаю, не зря старался.
А недавно в нашу семейную реальность вошла такая экзотика, как чтение книги компьютером вслух – с помощью специальной программы. Скачиваешь книжку в Интернете, включаешь программу – и слушаешь. Немного непривычно, но удобно.
Но все же читающий вслух родитель много лучше компьютера. Тут живой процесс. Для нашей семьи чтение вслух стало своеобразной традицией – особенно в дошкольном возрасте. Дело это радостное и полезное.
Резюмируя, сформулирую главный, на мой взгляд, принцип. Дело не только в том, чтобы в доме было много хороших книг. Важно, чтобы взрослые читали их вместе с детьми, вместе разглядывали картинки, делились впечатлениями. Только, ради Бога, не как в школе: «Ну и что ты понял из этой книжки?» По-моему, гораздо лучше просто прочитать вместе и, посмотрев друг на друга, хором сказать: «Здорово!»
Рисование
На данную тему я написал целую книгу – «Волшебный лягушонок». Здесь же лишь немного коснусь столь важной формы развития детей.
Исходно, с точки зрения создания развивающей среды, я мыслил так: должны быть материалы, место для работы и заинтересованно участвующий взрослый. Материалы: бумага, картон, оргалит, доски, холсты… А также: карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, акриловые краски, масляные краски… Заинтересованно участвующий взрослый – это я. А местом для работы постепенно стала вся квартира.
Начиналось все, «как у людей»: детский столик, листочек бумаги, детские краски… Потом обнаружилось, что если взять большой лист ватмана, прикрепить его на чертежную доску и расположиться на полу, то творчество пойдет веселее. Накапаем красками на пол? Что ж поделаешь?! Творческий энтузиазм важнее таких мелочей. К тому же, пол с пятнами краски выглядит тоже неплохо – это детский стиль дизайна интерьера. Но с другой стороны, я все же старался приучать детишек к порядку. Поэтому на пол стелили газеты.
Скоро мы стали разрисовывать стены, а потом всерьез занялись живописью. Наши рисунки на стенах и наши картины сделались важнейшим фактором домашней развивающей среды. Маша, Тима и Коля активно участвовали в создании всего этого разноцветного многообразия.
Здесь заработал тот же принцип безграничности. Мы не сковывали себя рамками обычных представлений о том, как «надо рисовать» и открывали свой путь в необозримых возможностях техник живописи и рисунка. Основные критерии и ориентиры: радость, интерес, вдохновение, энтузиазм, творческая энергия… И так с тех пор мы и движемся в стихии красок и линий – как на удивительной прогулке в удивительном саду.