История четвертая. Мрачные предчувствия
Стремительный, увлекающийся, часто рискующий — таким воспринимался Виктор, долгое время работавший инженером на заводе, а в последние годы переключившийся на написание картин. Они пользовались спросом у покупателей, поэтому Виктор не мог пожаловаться на свое финансовое положение. Он не привык горевать о прошлом — его все равно уже не вернешь, — поэтому люди, склонные плакать, вспоминая прошлые события, вызывали у него негативные чувства. Виктор старался извлечь максимум из каждого мгновения; если что-то не получалось, он не сильно горевал: значит, так тому и суждено.
При первом знакомстве он производил впечатление сообразительного, умного, легкого в общении. Чувствовалась его напористость и реалистичность, а также то, что он привык жить настоящим, а не будущим или прошлым. Во время разговора создавалось ощущение, что ему просто необходимо участвовать в каком-нибудь деле; часто его отвлекали события, происходящие где-то рядом.
Говорил он обычно, используя глаголы настоящего времени, четко и правильно подбирая слова. Молчать в компании, видимо, ему было трудно, так как он мгновенно подхватывал фразу, произнесенную кем-нибудь. У него никогда не возникало желания философствовать или долго размышлять над сказанным. Если в чем-то нет нужды в данный момент, то стоит ли этого долго и упорно желать, обычно рассуждал Виктор.
В молодости он был женат, затем развелся, а теперь жил с одной из подруг. Он обычно весьма откровенно рассказывал о своих отношениях, даже близких. Заметно было, что его очень волновала сама возможность прикасаться к женщине, ощущать аромат ее духов, просто наблюдать за ее движениями. Если в компании он прояв-
лял интерес к какой-нибудь женщине, то обязательно находил способ сказать ей о своих чувствах. В отношениях с женщинами Виктор не стремился к длительным и прочным отношениям. Если его захлестывало сильное чувство, то ему ничего не стоило моментально забыть о прошлом увлечении.
В финансовых вопросах у Виктора никогда не было стабильности, что служило причиной стрессов его жены. Он легко проявлял изворотливость и даже ум в денежных делах, но очередные его рискованные действия сводили все на нет. Живя сегодняшним днем, Виктор не привык откладывать деньги или прогнозировать их поступление, поэтому часто оказывался на мели. Далеко не каждая женщина могла бы выдержать такое испытание, ведь у большинства из них есть внутреннее стремление к стабильности.
У Виктора жизнь всегда была сопряжена с риском, он не уходил от конфликтных ситуаций. Стремление избежать конфликта заставляет, как считал Виктор, затрачивать много физических и духовных сил. Поэтому он в равной мере конфликтовал и избегал острых ситуаций.
Чаще всего конфликты возникали у него в отношениях с женщинами. Зная особенности своего характера, Виктор старался не брать на себя обязательств, не давать обещаний, допуская, что их можно изменять. К чужим обещаниям у него было очень похожее отношение, он не верил тем, кто обещал любить или хранить верность всю жизнь.
Он легко сходился с людьми и так же легко расходился. В своей жизни ему неоднократно приходилось разрывать отношения, может быть поэтому у него выработалось правило разрывать отношения, если они исчерпали себя. Ему всегда было проще обзавестись новой подругой, чем выяснять отношения со старой.
В бытность инженером у Виктора возникало много проблем на работе. Многим начальникам не по душе была его разбросанность, увлеченность сиюминутным делом. Осо-
бые трудности возникали при необходимости сделать работу к определенному сроку. Если время подгоняло, Виктор мог с головой уйти в работу, придумывать новые и эффективные методы решения вопроса. Но если в это время возникала более интересная проблема, то Виктор с легкостью переключал на нее свое внимание. Конечно же, уложиться в сроки ему не удавалось, отсюда и неприятные разговоры с начальством. Он терпеть не мог любой административный нажим, и иногда дело доходило до откровенного бунта. После одного из таких бунтов ему пришлось уволиться. Надо было зарабатывать деньги на жизнь, и один из его приятелей посоветовал попробовать себя в живописи. В школе Виктор посещал занятия в изостудии и имел хорошие рисовальные навыки.
Виктор долго не мог решить, какой выбрать сюжет. Случайно на глаза попался очень красивый вид горной вершины. Он достал краски и стал срисовывать фотографию. Ему не приходилось бывать высоко в горах, он не знал, какие там цвета и оттенки, поэтому фотография служила ему путеводной звездой. Несколько недель он трудился с большим интересом и желанием. Приятель одобрил его картину, они отнесли ее в салон, где работал школьный товарищ Виктора. Картину взяли, и не прошло ii двух недель, как ее купили. Так началась его карьера художника. Никто не давил на него, лишь необходимость заставляла его иногда интенсивно трудиться, что приносило приличный доход, хотя и очень неравномерный.
Еще во время учебы в институте Виктор обратил внимание, что все интуитивное, связанное с предчувствием, догадкой, вызывало у него отторжение. Если же у него и случались интуитивные прозрения, как рассказывали его друзья по учебе в институте, то они носили какой-то подозрительный, возможно даже гротесковый характер.
С возрастом у него все чаще бывали приступы подозрительности, иногда даже проявлялась мания преследования.
Он всегда был человеком очень реалистичным, поэтому удивительно было видеть, как его охватывала меланхолия, мрачные предчувствия. В такие моменты Виктору становилось трудно рисовать, он бездействовал, что было не в его характере и очень угнетало его. Он хотел получить консультацию у психолога, но вместо этого приятель привел его в салон к женщине, которая занималась графологией.
Женщина легко расположила Виктора к себе, он с интересом разглядывал ее, следил за ее движениями, речью, мимикой. Ему еще не приходилось встречаться с женщинами такого типа. Как уже говорилось, Виктор привык чувствовать женщину, радоваться ее реальности, его тянуло прикасаться к ней. Здесь же появилось совсем иное ощущение. Женщина куда-то звала его, увлекала. У Виктора даже возникло сомнение в ее реальности. Он непроизвольно протянул руку и дотронулся до нее. У него возникло странное ощущение, что он коснулся чего-то нематериального. Женщина заметила его движение и улыбнулась.
Жанна, так ее звали, попросила Виктора написать на чистом листе бумаги краткие воспоминания о детстве, пообещав разобраться с почерком к завтрашнему дню. На следующий день Виктор пришел в салон в назначенное время, где его уже ожидала Жанна. Вот что она ему рассказала.
Если рассматривать почерк Виктора в целом, то для него характерна геометрическая выдержанность письма. Это в равной мере относится к наклону букв, их размеру, к линейности строк. Виден достаточно ровный нажим, заметна беглость почерка. В большинстве своем слабо развита петля у букв, практически нет штрихов до и после слов. Встречаются штрихи под и над буквами, они очень размашистые. Письмо крупное, занимает много места на странице. В некоторых случаях буквы сами увеличиваются в размерах к концу слова. Приведенные выше особенности почерка позволяют предположить, что Виктор относится к типу людей, которых психологи называют ощущающими
экстравертами. Если учесть разнотипность междустрочных расстояний, некоторую боязнь переноса и связность букв в словах, то можно сказать о способности Виктора логически мыслить и о хорошей восприимчивости и пластичности.
Однако есть в почерке Виктора намеки и на почти противоположные особенности его характера, хотя они заметны и не так сильно.
Если не полениться и соединить концы букв в словах, то можно заметить некоторую криволинейность строк. Можно иногда отметить у штрихов над буквами небольшой загиб влево и вверх. В отдельных словах продолжения осей букв пересекаются. Если с линейкой измерять высоту букв, то видно, что в некоторых словах Виктор начинает переходить на более мелкое письмо.
По этим признакам письма можно сказать, что в какие-то моменты времени Виктор ведет себя так, словно он не ощущающий экстраверт, а интуитивный интроверт. При этом интуиция Виктора направлена на предчувствие его состояний, а не событий вокруг него.
Многое из того, что сказала Жанна, Виктор, конечно же, уже знал. Его больше интересовало, почему его предчувствия носят мрачный характер и могут ли они сбыться.
Эти вопросы Виктор и задал Жанне. Она улыбнулась ему и сказала:
— Вы немного спешите. Я как раз хотела перейти к этому вопросу. Я могу научить вас управлять своим состоянием; если вам не по душе меланхолия, мрачные картины будущего, то поступите следующим образом.
Жанна рассказала, как нужно Виктору управлять своим состоянием, корректировать его, используя для этого лишь чистый лист бумаги, ручку и уделяя немного времени.
Вот каков был ее рецепт. Когда удастся найти несколько свободных минут, пусть Виктор возьмет лист бумаги и начнет описывать те моменты в своей жизни, когда он испыты-
вает прилив энергии, желание общаться с другими людьми, тягу к деятельности, когда у него отличное настроение и он живет текущим моментом.
Особое внимание Виктору надо обратить на скорость письма. Прежде чем что-то написать, пусть он сначала все мысленно представит, разглядит. Ему необходимо внимательно рассмотреть особенности внутренних мысленных картин: какие цвета превалируют, насколько четко видны все контуры, на каком расстоянии находятся мысленные картины, слышит ли он какие-нибудь звуки, какие чувства у него вызывают мысленные картины. Записав все увиденное, Виктору надо присмотреться к своему почерку. Ему легко будет установить, что почерк принадлежит сенсорному (ощущающему) экстраверту. Почерк хорошо ему знаком, ведь речь идет о его обычном почерке.
Все художественные особенности его внутренних картин Виктору необходимо хорошо запомнить.
Теперь осталось лишь дождаться момента, когда его начнут одолевать мрачные предчувствия, и тогда по возможности отложить все дела в сторону и несколько минут смотреть внутренний «фильм», отвечающий его предчувствиям. При просмотре «фильма» сконцентрироваться не столько на сюжете, сколько на художественных средствах, с помощью которых сделан «фильм». Обратить особое внимание на скорость изменения сюжета, сочетание цветов, панорамность изображения, особенности звукового сопровождения. Затем взять лист бумаги и описать художественные особенности «фильма», при этом стараться воспроизвести как можно больше деталей. Пристально разглядеть написанное. Обратить внимание на то, какой наклон букв, нажим ручки, связность букв в словах, есть ли штрихи, как выглядят знаки препинания, как написаны гласные и т. д.
Уже имеющийся опыт позволит Виктору заметить, что почерк несколько изменен, в нем больше стал проявляться интуитивный интроверт.
Теперь самое главное. Если сюжет «фильма», его художественное оформление, быстрота мелькания кадров не будет устраивать Виктора, то пусть он станет режиссером своего «фильма». Начать надо с изменения художественных средств решения «фильма». Вспомнить свой первый «фильм» и постепенно решить второй «фильм» в тех же художественных рамках. Заменить цвета, близость изображения, придать ему большую панорамность, резкость и т. д. Жанна обратила внимание Виктора на возможные изменения при этом даже сюжета «фильма». Вводить изменения нужно до тех пор, пока «фильм» не будет вызывать позитивные чувства.
Подобной режиссурой придется позаниматься некоторое время, и в скором времени подобные действия не будут вызывать особых затруднений. Тогда, по словам Жанны, у Виктора появится способность корректировать свои состояния. Более того, он будет без всякой опаски и неприятных ощущений представлять будущие моменты своей жизни. Картина будущего получит позитивное содержание. Если что-то не сбудется, то у Виктора не возникнут мрачные мысли или неприятные предчувствия, а появится желание внести изменения, иначе нарисовать картины будущего, вызывающие прилив сил и желаний. На прощание Жанна добавила: — По своему почерку вы, Виктор, теперь самостоятельно сможете замечать наступление изменений вашего настроения, что поможет вам регулировать этот процесс в желаемом направлении.