Понятие «акцентуация характера». Особенности работы с акцентуированными учащимися

Известный немецкий психиатр Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. Выра­женность акцентуации может быть различной - от лег­кой, заметной лишь ближайшему окружению, до край­них вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии

Акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Но в неблагоприятных условиях - развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают об­щую социальную дезадаптацию личности. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предо­пределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувстви­тельности к другим, к однотипным конфликтам.

Приведем краткую характеристику особенностей по­веления взависимости от типов акцентуации:

1) гипертимный(гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, авантю­рам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, трудно переносит вынуж­денное одиночество. Легко идёт на контакт, беседу вести в быстром темпе, избегать директивности; Создать условия для проявления активности, инициативы, лидерства; разумный контроль (обязателен, но не мелочный).

2) дистимичный - постоянно пониженное настрое­ние, грусть, замкнутость, пессимистичность, тяготится шумным обществом. В конфликты вступает редко, ча­ще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный- общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности). Контакт: понять, что он чувствует в данный момент. Если спад – психологическая поддержка; подъём - беседа о самоконтроле и понимании себя. Условия: предупреждение повышенных нагрузок в период спада, отвлечение от негативных эмоций.

4) эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чув­ствительность, ранимость, глубоко переживает малей­шие неприятности, излишне чувствителен к замечани­ям, неудачам, часто печальное настроение. Контакт: установить нелегко; многократные беседы, помогающие осознать свою мнительность и чувство неполноценности. Условия: ситуации самоутверждения, ощущение нужности. Противопоказана чрезмерная опёка и контроль

5) демонстративный- выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливостъ», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», несго­ворчивость, склонность к затяжным склокам, в кон­фликтах чаще бывают активной стороной;

8) педантичный- выраженная занудливостъ в виде «переживания» подробностей, на службе способен за­мучить формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе крайняя нерешительность, дол­го переживает неудачу. Контакт: подбодрить, вспомнить ситуации, когда он был решительным, развеять его напрасные опасения. Условия: спокойные регламентированные, без необходимости применять самостоятельные решения, но поощрять инициативу и решительные действия, не высмеивать.

10) экзальтированный (лабильный) - очень измен­чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышен­ная отвлекаемостьна внешние события, словоохотли­вость, влюбчивость. Помощь – установление доверительного контакта. Доброжелательность, эмоциональная поддержка, сопереживание окружающих, создание перспектив.

11) интровергирозанный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, погружен в се­бя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная рани­мость. Сдержанно холодно относится к людям, даже к близким. Контакт затруднён, приём «анонимного обсуждения», дать высказаться.

Помощь: условия, благоприятные для реализации знаний с учётом сферы интересов, индивидуальные занятия. Включение в коллективные формы деятельности.

12) экстравертированный (конформный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Помощь: условия, при которых приходится проявлять самостоятельность, стойкость в отстаивании своих позиций. Поощрение такого поведения. Внимание к социальной микросреде. Но не насильственное отлучение, а вовлечение в положительнуюмикрогруппу.

Акцентуации характера часто встречаются у подро­стков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных пси­хологических тестев, например, тест Шмишека.

Наши рекомендации