Понятие «акцентуация характера». Особенности работы с акцентуированными учащимися
Известный немецкий психиатр Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.
Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии
Акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Но в неблагоприятных условиях - развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к однотипным конфликтам.
Приведем краткую характеристику особенностей повеления взависимости от типов акцентуации:
1) гипертимный(гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, трудно переносит вынужденное одиночество. Легко идёт на контакт, беседу вести в быстром темпе, избегать директивности; Создать условия для проявления активности, инициативы, лидерства; разумный контроль (обязателен, но не мелочный).
2) дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, пессимистичность, тяготится шумным обществом. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3) циклоидный- общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности). Контакт: понять, что он чувствует в данный момент. Если спад – психологическая поддержка; подъём - беседа о самоконтроле и понимании себя. Условия: предупреждение повышенных нагрузок в период спада, отвлечение от негативных эмоций.
4) эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, часто печальное настроение. Контакт: установить нелегко; многократные беседы, помогающие осознать свою мнительность и чувство неполноценности. Условия: ситуации самоутверждения, ощущение нужности. Противопоказана чрезмерная опёка и контроль
5) демонстративный- выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6) возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливостъ», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
7) застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;
8) педантичный- выраженная занудливостъ в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
9) тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе крайняя нерешительность, долго переживает неудачу. Контакт: подбодрить, вспомнить ситуации, когда он был решительным, развеять его напрасные опасения. Условия: спокойные регламентированные, без необходимости применять самостоятельные решения, но поощрять инициативу и решительные действия, не высмеивать.
10) экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемостьна внешние события, словоохотливость, влюбчивость. Помощь – установление доверительного контакта. Доброжелательность, эмоциональная поддержка, сопереживание окружающих, создание перспектив.
11) интровергирозанный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к людям, даже к близким. Контакт затруднён, приём «анонимного обсуждения», дать высказаться.
Помощь: условия, благоприятные для реализации знаний с учётом сферы интересов, индивидуальные занятия. Включение в коллективные формы деятельности.
12) экстравертированный (конформный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Помощь: условия, при которых приходится проявлять самостоятельность, стойкость в отстаивании своих позиций. Поощрение такого поведения. Внимание к социальной микросреде. Но не насильственное отлучение, а вовлечение в положительнуюмикрогруппу.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестев, например, тест Шмишека.