Глава 5. Компьютерное обучение в медицинской психодиагностике
тацией задач можно понимать самый обыкновенный разбор задач, который осуществляет учитель в классе, с указанием ошибок и объяснением, что не понимает ученик и какой материал ему надо подучить.
Обучающий инструментарий CопТеЛ-ЕЛегп предназначен для создания обучающих систем в любой области знаний с собственной концепцией обучения, суть которой можно сформулировать следующим образом. Учащимся дается возможность решать на компьютере задачи, каждая из которых представлена в виде формулировки условия и вариантов ответов. Затем на основании описания учебной дисциплины, сделанного опытным педагогом, и анализа тех ошибок, которые допустил учащийся, система предлагает компьютерный разбор (объяснение) каждой неправильно решенной задачи. Область применения -любая. Это могут быть курсы и, соответственно, задачи по физике, истории, географии, экономике, психологии и т. д.
Психологические гипотезы, сформулированные в результате экспериментальных исследований, в частности эффект интеграции [Хоф-ман, 1986], говорят о том, что если при восприятии слов в памяти человека фиксируются не только вербальные символы, но и соответствующая визуальная информация, то эффект запоминания материала многократно возрастает. Это наблюдение и легло в основу создания на базе инструментария CопТех1-Ех1егп обучающе-экзаменационной системы «Экзаменатор-ММРЬ.
Ведущими функциями системы являются контроль знаний в области интерпретации данных MMР1 и обучение базовым принципам анализа профиля личности, сформулированным на основе данных современной литературы и собственного опыта работы с методикой экспертов-психологов. Использование этой системы приобретает особую актуальность в тех случаях, когда обучающийся психолог лишен возможности непосредственного контакта с опытным констультантом-психологом или доступа к другим источникам психодиагностической информации. В других случаях система «Экзаменатор-ММРЬ может выступать как средство дополнения и совершенствования программ обучения психологов в вузах, в процессе последипломной специализации и т. д.
Экспертом-психологом были отобраны «профили личности» по ММР1 и на каждый профиль сформулированы вопросы и варианты ответов, касающиеся личностных акцентуаций и психического состояния испытуемого, определяемых этим «профилем». Задания для системы составлялись на основе психодиагностических знаний, содержащихся в руководствах авторов теста, в наиболее авторитетных и распространенных отечественных пособиях по MMР1 [Собчик, 1990;
Компьютерная психодиагностика
Березинссоавт., 1994;Козюля, 1994], а также с учетом опыта психолога-педагога.
Методика работы инженера по знаниям с экпертом-психологом, так же как и при создании экономических обучающих систем, определялась требованиями инструментария CопТех1-Ех1егп. Психолог подобрал и составил набор заданий, каждое из которых включало:
□ вопрос, касающийся психологических характеристик, отраженных в «профиле шкальных оценок»;
□ графическое изображение соотношения стандартизованных оценок 10 базисных и 3 контрольных шкал MMР1 («профиль шкальных оценок»);
□ три варианта ответа на вопрос, из которых только один является правильным.
В окончательном варианте таких заданий оказалось 56. Далее, все задания были разделены на отдельные блоки (разделы). Каждый раздел объединяет задания, относящиеся к одному из следующих типов психодиагностической информации:
□ «Тип акцентуации личности» - 7 заданий;
□ «Преимущественныйтип личностного реагирования» -4задания;
□ «Клинический психиатрический синдром» - 9 заданий;
□ «Особенности психического состояния» - 26 заданий;
□ «Типологические особенности личности в подростковом возрасте» - 10 заданий.
При создании обучающей и экзаменационной системы авторы исходили из понимания ограниченности психодиагностического заключения на основе «профиля» MMР1 относительно квалификации психиатрического синдрома, учитывая, что такогб рода психодиагностическое заключение должно использоваться наряду с данными других исследований в целостной клинической диагностике.
Приведем примеры заданий.
Для разделов «Тип акцентуации личности» (7 заданий) и «Преимущественный тип личностного реагирования» (4 задания) шестым и девятым заданиями являются следующие (рис. 5.2-5.3).
З ад а н и е 6. Какой тип акцентуации личности отражает представленный на рисунке (рис. 5.2) «профиль» шкальных оценок?
□ ригидные акцентуированные личности,
□ аутичные акцентуированные личности,
□ неуправляемые акцентуированные личности.
Задание 9. Какой преимущественный тип личностного реагирования отражает представленный на рисунке (рис. 5.3) «профиль» шкальных оценок?
Глава 5. Компьютерное обучение в медицинской психодиагностике
ПО
О
? Ь Р К | 2 3 4 < | ( | а | ||||||||||
/ | \ | ||||||||||||
^^ | .^ | / | \ | «^, | |||||||||
^ч, | **~ | ||||||||||||
Рис.5.2. Усредненный профиль неуправляемых акцентуированных
О
? 1 | . I | ' К | : | А | |||||||||
/ | |||||||||||||
Рис.5.3. Усредненный профиль личностей с гипостеническим типом реагирования (норма)