Глава 5. Компьютерное обучение в медицинской психодиагностике

тацией задач можно понимать самый обыкновенный разбор задач, ко­торый осуществляет учитель в классе, с указанием ошибок и объясне­нием, что не понимает ученик и какой материал ему надо подучить.

Обучающий инструментарий CопТеЛ-ЕЛегп предназначен для со­здания обучающих систем в любой области знаний с собственной кон­цепцией обучения, суть которой можно сформулировать следующим образом. Учащимся дается возможность решать на компьютере зада­чи, каждая из которых представлена в виде формулировки условия и вариантов ответов. Затем на основании описания учебной дисципли­ны, сделанного опытным педагогом, и анализа тех ошибок, которые допустил учащийся, система предлагает компьютерный разбор (объяс­нение) каждой неправильно решенной задачи. Область применения -любая. Это могут быть курсы и, соответственно, задачи по физике, истории, географии, экономике, психологии и т. д.

Психологические гипотезы, сформулированные в результате экс­периментальных исследований, в частности эффект интеграции [Хоф-ман, 1986], говорят о том, что если при восприятии слов в памяти человека фиксируются не только вербальные символы, но и соответ­ствующая визуальная информация, то эффект запоминания материа­ла многократно возрастает. Это наблюдение и легло в основу создания на базе инструментария CопТех1-Ех1егп обучающе-экзаменационной системы «Экзаменатор-ММРЬ.

Ведущими функциями системы являются контроль знаний в обла­сти интерпретации данных MMР1 и обучение базовым принципам анализа профиля личности, сформулированным на основе данных со­временной литературы и собственного опыта работы с методикой экс­пертов-психологов. Использование этой системы приобретает особую актуальность в тех случаях, когда обучающийся психолог лишен воз­можности непосредственного контакта с опытным констультантом-психологом или доступа к другим источникам психодиагностической информации. В других случаях система «Экзаменатор-ММРЬ может выступать как средство дополнения и совершенствования программ обучения психологов в вузах, в процессе последипломной специали­зации и т. д.

Экспертом-психологом были отобраны «профили личности» по ММР1 и на каждый профиль сформулированы вопросы и варианты ответов, касающиеся личностных акцентуаций и психического состо­яния испытуемого, определяемых этим «профилем». Задания для сис­темы составлялись на основе психодиагностических знаний, содержа­щихся в руководствах авторов теста, в наиболее авторитетных и распространенных отечественных пособиях по MMР1 [Собчик, 1990;

Компьютерная психодиагностика

Березинссоавт., 1994;Козюля, 1994], а также с учетом опыта психоло­га-педагога.

Методика работы инженера по знаниям с экпертом-психологом, так же как и при создании экономических обучающих систем, определя­лась требованиями инструментария CопТех1-Ех1егп. Психолог подо­брал и составил набор заданий, каждое из которых включало:

□ вопрос, касающийся психологических характеристик, отражен­ных в «профиле шкальных оценок»;

□ графическое изображение соотношения стандартизованных оце­нок 10 базисных и 3 контрольных шкал MMР1 («профиль шкаль­ных оценок»);

□ три варианта ответа на вопрос, из которых только один является правильным.

В окончательном варианте таких заданий оказалось 56. Далее, все задания были разделены на отдельные блоки (разделы). Каждый раз­дел объединяет задания, относящиеся к одному из следующих типов психодиагностической информации:

□ «Тип акцентуации личности» - 7 заданий;

□ «Преимущественныйтип личностного реагирования» -4задания;

□ «Клинический психиатрический синдром» - 9 заданий;

□ «Особенности психического состояния» - 26 заданий;

□ «Типологические особенности личности в подростковом возра­сте» - 10 заданий.

При создании обучающей и экзаменационной системы авторы исходили из понимания ограниченности психодиагностического зак­лючения на основе «профиля» MMР1 относительно квалификации пси­хиатрического синдрома, учитывая, что такогб рода психодиагности­ческое заключение должно использоваться наряду с данными других исследований в целостной клинической диагностике.

Приведем примеры заданий.

Для разделов «Тип акцентуации личности» (7 заданий) и «Преиму­щественный тип личностного реагирования» (4 задания) шестым и де­вятым заданиями являются следующие (рис. 5.2-5.3).

З ад а н и е 6. Какой тип акцентуации личности отражает представленный на рисунке (рис. 5.2) «профиль» шкальных оценок?

□ ригидные акцентуированные личности,

□ аутичные акцентуированные личности,

□ неуправляемые акцентуированные личности.

Задание 9. Какой преимущественный тип личностного реагирования отражает представленный на рисунке (рис. 5.3) «профиль» шкальных оценок?

Глава 5. Компьютерное обучение в медицинской психодиагностике

ПО

О


? Ь Р К   2 3 4 < ( а
                           
                           
                           
                           
                           
              / \          
          ^^ .^ / \ «^,        
          ^ч, **~              
                           
                           
                           
                           

Рис.5.2. Усредненный профиль неуправляемых акцентуированных

О


? 1 . I ' К   : А
                           
                           
                           
                           
                           
                           
  /                        
                           
                           
                           
                           
                           


Рис.5.3. Усредненный профиль личностей с гипостеническим типом реагирования (норма)

Наши рекомендации