Физиологический, или биологический, подход
Физиологический, или биологический, подход к исследованию личности имеет долгую историю. В большинстве своем представители этого подхода являются также ярким примером построения своей концепции личности с помощью типологизации. Исследователи данного направления фокусировали свое внимание на строении и структуре тела.
Среди них наибольшее распространение получила типология Э. Кречмера (1888–1964). Под типами Кречмер понимал фокусные точки часто встречающихся групп характеристик, концентрацию коррелирующих свойств. Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Ученый провел множество измерений частей тела людей и выделил четыре конституциональных типа.
1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями. Замкнут, склонен к колебаниям.
2. Пикник — чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, с большим животом и маленькой круглой головой на короткой шее. Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с людьми.
3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепкого телосложения, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Спокойный, мало впечатлительный, с невысокой гибкостью мышления.
4. Диспластик — различная деформация телосложения. Упрям, трудноподатливый к изменениям.
Теория Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная им в 40:х гг. ХХ в. Предполагалось, что форма человеческого тела влияет на личность и отражает ее особенности. В отличие от Э. Кречмера, исходным для него понятием является не тип как совокупность физических и психологических черт, а компонента телосложения. Он исследовал три класса (типа телосложения) — эндоморфный, эктоморфный и мезоморфный, выделив их на основании скрупулезного анализа фотографий 4000 студентов, снятых спереди, сбоку и сзади. Изучив особенности темперамента и личности лиц, отнесенных к тому или иному соматотипу, Шелдон установил значимые связи между теми или иными компонентами телосложения и «первичными компонентами темперамента».
Представляет интерес концепция личности, разработанная Эдуардом Шпрангером (1882–1963), — одним из самых известных представителей «понимающей психологии». Кроме того, Шпрангер последовательно реализовал типологический подход, о котором уже шла речь выше. В основе концепции данного ученого лежит идея В. Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством. Как и Дильтей, он считал, что ведущим методом исследования духовной жизни является понимание, т. е. непосредственное постижение смысла психических явлений. В то же время центральным в своей теории он сделал духовную активность Я, в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека. Им было выделено шесть основных типов ценностей, исходя из которых он описывает основные психологические типы людей, данные им в соответствии с формами познания мира.
1. Теоретический человек. Это тот человек, для которого ведущей ценностной ориентацией в жизни является познание и осмысление в теоретическом плане явлений, событий, проблем. Такой человек постоянно стремится к познанию, которое и представлено некой высшей ценностью.
2. Экономический человек. Для таких людей характерно стремление к поиску пользы в познании. По их мнению, познание должно приносить пользу людям, коллективу, группе, семье, наконец, самому познающему. Только в таком случае познание имеет смысл и ценность для познающего человека.
3. Эстетический человек. Такой тип личности, для которой познание представляет ценность лишь в том случае, если получаемые человеком впечатления затем оформляются, а сами формы при этом становятся средством самовыражения личности. Основные критерии познания мира: гармоничное — негармоничное.
4. Социальный человек. Ведущей потребностью и одновременно способом проявления для личности этого типа является желание найти себя в другом. Эта потребность порождает особую деятельность, связывающую социального человека с другими. Забота, общечеловеческая любовь, жизнь во благо других изначально свойственны структурам социального человека как типа личности.
5. Политический человек. Для такого типа личности высшим смыслом и целью поведения является готовность и стремление следовать высшим нравственным требованиям. Он стремится к власти, но это не стремление к власти ради самой власти, он считается с побуждениями других людей.
6. Религиозный человек. Этот тип схож с теоретическим: оба они стремятся к познанию смысла жизни. Но религиозный человек изначально согласен с тем, что все в мире предопределено действием высшей духовной силы — божества. Вся его жизнь связана с поиском доказательств существования этой силы.
Важно отметить, что в каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы, но в разных пропорциях, т. е. каждый тип предполагает доминирование определенной ценностной ориентации.
В основе диспозиционального направления в изучении личности, приверженцем и основателем которого был Гордон Олпорт (1897–1967), лежат две общие идеи: теория черт и уникальность каждого человека. Их суть в том, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. При этом каждая личность уникальна, а ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Олпорт ввел свой собственный термин — проприум («свойственный», «присущий») — это то, что во внутреннем мире признается своим и является отличительной чертой. Проприум дает направление жизни человека, это позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы.
Понятие, напрямую связанное с проприумом, — идентичность, рассматривается как внутреннее постоянство. По Олпорту, ядро личности составляют мотивы деятельности. Для объяснения характера мотивации он ввел понятие функциональной автономии, означающее, что мотивация взрослого человека функционально не связана с его детскими впечатлениями, подобно тому, как дерево, выросшее из семени, функционально от семени автономно. Мотивы зрелой личности нельзя выводить из ранних намерений и представлений. Цели взрослого человека определяются текущей ситуацией и нынешними намерениями.
Теоретики факторного анализа Р. Кэттелл (1905–1998) и Г. Айзенк (1916–1997) считали, что в основе структуры личности лежат черты личности. По мнению Кэттелла, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах.
Структуру личности он определяет 16 факторами — исходными чертами. Иерархическая модель структуры личности, по Айзенку, включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции.
Айзенк подчеркивает, что большинство людей не подпадают под крайние категории. В отличие от Кэттелла, Айзенк видит лишь два главных типа: интроверсия — экстраверсия, стабильность — нейротизм.
Курт Левин (1890–1947) относится к тем, кто считает, что движущие силы развития находятся внутри самой личности (интрапсихологический подход). В своей «теории психологического поля» он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы «пробуждают» в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Курт Левин выделяет два вида потребностей — биологические и социальные, или квазипотребности. Потребности в структуре личности не изолированы, а находятся в иерархии.
Согласно Левину, жизненное пространство каждого человека включает все влияния, воздействующие на организм в данный момент. Это психологические факторы, в которых он выделяет внутренние (голод, усталость) и внешние события (социальная ситуация, воспоминания о прошлом опыте). Кроме того, исследования ученого доказали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем». Такое поведение он назвал волевым. Левин раскрывает содержание понятия временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.
Эксперименты школы Курта Левина показали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия — уровень притязаний и аффект неадекватности (последний проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе) сыграли огромную роль в психологии личности.
Левин ввел в психологию новые аспекты изучения человека: сделал предметом своего исследования потребности и мотивы человеческого поведения, а также первым начал экспериментальное изучение этих сугубо личностных процессов и исследование их динамической стороны. Он показал, что цели и намерения стоят наряду с потребностями и выступают в качестве побудителей человеческого поведения. Ученый попытался подойти к изучению личности как к некоторому целому, выступая сторонником гештальт-психологии. Структурные части существуют, но в них сохраняется специфика целого. В это время существовало два основных подхода к пониманию личности: субъективистский (диспозициональный) — теория черт личности и объективистский (ситуативный) — поведение человека определяется ситуацией или внешними обстоятельствами. Курт Левин предложил третий: источник движущих сил поведения человека находится не в человеке, не в ситуации, а в их взаимодействии и определяется отношением этого человека к ситуации, причем человек и ситуация должны рассматриваться как единое целое.
Необходимо отметить, что идеи Курта Левина оказали огромное влияние на развитие отечественной психологической науки (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская, Н. В. Гришина).
Один из основных представителей теории ролей Д. Мид (1863–1931) в своих работах первым обратился к проблеме личности, показав, каким образом рождается осознание своего Я. Он доказывает, что человек находится в постоянном взаимоотношении с обществом, поэтому нельзя предсказать поведение личности. Человек является моделью тех межличностных отношений, которые наиболее часто повторяются в его жизни. Так как в общении с разными людьми субъект играет разные роли, его личность представляет собой своего рода объединение различных ролей, которые он постоянно на себя примеряет, причем язык имеет важнейшее значение.
Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря социальному взаимодействию, общению и языку оно у него развивается, он учится играть роли и получает опыт социального взаимодействия. Этот опыт позволяет ему объективно оценить свое поведение, таким образом у него возникает осознание себя как социального субъекта. В результате Я возникает из социального окружения и благодаря существованию разнообразных сред появляется возможность развития различных его типов.
Мид и его последователь М. Кун полагали, что основным механизмом и структурой личности является ролевая сущность. Происхождение теории ролей связано с борьбой против бихевиоризма. Человек действует определенным образом не потому, что он отвечает на какой-то стимул, а потому, что является членом некой социальной группы. Все развитие личности происходит только в процессе разыгрывания какой-то роли. Очень часто теорию ролей называют теорией ожиданий, поскольку выполнение определенной роли всегда связано с ожиданием окружающих и самого человека результатов исполнения этой роли. Именно в зависимости от ожидания и от прошлого опыта дети по-разному играют одни и те же роли.
Именно Д. Мид впервые обратился к проблемам социального научения и оказал значительное влияние психологов. Таким образом, Д. Мид и его последователи предприняли попытку психологизировать на взгляды многих выдающихся отечественных и зарубежных социальные отношения.
Феноменологическая и гуманистическая теории, в которых подчеркивается значение Я:концепции, пользовались наибольшим авторитетом в 1960–1970:х гг. Экзистенциалистов, гуманистов и феноменологов объединяют общие взгляды, согласно которым главными детерминантами личности являются вера в хорошее начало в каждом человеке, субъективные переживания, стремление человека к реализации своего потенциала. Многие психологи гуманистического направления отождествляют Я-концепцию с личностью.
Термин гуманистическая психология был предложен группой психологов, которые объединились в начале 1960:х гг. под руководством А. Маслоу с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы психоанализу и бихевиоризму, которая получила название третьей психологической силы. Для гуманистов было важно поместить человека в центр внимания психологической науки, которая становилась все более «холодной», «научной», негуманистичной. Гуманистическое направление исходит из того, что природа человека хороша в своей сущности; каждый обладает огромным творческим потенциалом и человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое; человеческая природа стремится к беспрерывному развитию, реализации возможностей, самоактуализации.
Потребность человека в самоактуализации — ключевая идея концепции А. Маслоу (1908–1970). Эта тенденция заложена с рождения в каждом человеке как стремление к самосовершенствованию и самовыражению. В каждый момент времени у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация — это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Маслоу пришел к выводу, что не только человек развивает свои способности, но и способности развивают человека. Более того, способности настойчиво «требуют» своего употребления.
В концепции К. Роджерса (1902–1987) теория личности — это теория процесса личностного роста. В человеке Роджерс выделяет три составных элемента: организм с его основными процессами, феноменологическое поле (совокупность всех переживаний человека), самость (self) — ту часть феноменологического поля, которая осознается как Я (понятие, близкое к проприуму Олпорта).
Организм стремится действовать как единое целое, удовлетворять все свои потребности, развиваться в направлении усиления самого себя.
Феноменологическое поле полностью не осознается, доступ к нему может иметь только сам человек. Очень быстро появляется самость, которая формируется в большей степени под влиянием окружающей среды; развиваясь, она включает в себя Я:концепцию, куда входит и оценка самого себя. С формированием Я:концепции появляется потребность в положительной оценке со стороны окружающих (потребность в признании). Одна из основных заслуг Роджерса состоит в том, что он внес значимые изменения в технику психологического консультирования, сделав его личностно-ориентированным, центрированным на человеке. Задача терапии — помочь человеку разрешить свою проблему с минимумом инструкций со стороны терапевта.
Свою позицию Роджерс подытожил, цитируя Лао Цзы: «Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они заботятся сами о себе. Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно. Если я удерживаюсь от проповедования людям, они сами улучшают себя. Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой».
Итак, Карл Роджерс — автор феноменологического направления, сущность которого заключается в том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что люди способны определить свою судьбу.
Несколько особняком стоит философско-психологическая концепция Эриха Фромма (1890–1980).
С одной стороны, ее можно отнести к неофрейдизму, поскольку Фромм, стремясь расширить границы фрейдовской теории, попытался объяснить процесс развития личности не только биологической детерминантой, но и социальной, политической, религиозной и даже экономической. С другой стороны, ее правомерно называют гуманистической теорией личности. По мнению Фромма, природа человека уникальна, что порождает необычайные возможности и проблемы.
Главным в концепции Фромма является понимание личности как совокупности унаследованных и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида, которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным.1 Вместе с тем его труды представляют собой яркий образец идей экзистенциального направления. В его теории широко рассматривается такое понятие, как свобода. Эрих Фромм считает, что человек по природе своей стремится быть свободным, но, с другой стороны, тяготится этой свободой.
Свобода и независимость, проистекающие из человеческой природы личности, могут привести человека к величайшим вершинам творческих достижений. Фромм придает первостепенное значение полному выражению индивидуальности и мало интересуется приспособлением человека к обществу.
Кроме того, Фромм различает животную и человеческую природу. На наш взгляд, в этом заключена идея автора относительно социального и биологического в человеке.
Обратившись к взглядам Э. Фромма, важно вспомнить о типах ориентаций личности. Ученый выделяет следующие:
Рецептивная ориентация формируется на основе мазохистических паттернов поведения, которым научается ребенок, играющий пассивную роль в симбиотических отношениях с родителями. При такой ориентации человек полагает, что источник всего хорошего находится вне его самого, и пребывает в состоянии пассивного ожидания.
Эксплуатирующая ориентация проистекает из садистских паттернов поведения, которым научается ребенок, будучи доминирующей стороной в симбиотических отношениях с родителями. Человек уверен, что источник всего хорошего находится вне его самого, однако не столько ожидает его получения, сколько пытается взять его силой.
Накапливающая ориентация основывается на поведенческих паттернах деструктивности, которым ребенок научился, реагируя на отчужденность родителей при отчужденно-деструктивном типе взаимоотношений. Личность мало верит в то, что из внешнего мира может быть почерпнуто что-то новое; она чувствует себя в безопасности, накапливая и сохраняя то, чем уже обладает.
Рыночная ориентация формируется на основе поведенческих паттернов отчужденности, которым ребенок научился, реагируя на деструктивность родителей при отчужденно:деструктивном типе взаимоотношений. При такой ориентации человек воспринимает себя как товар, который обладает определенной ценностью на рынке и который можно выгодно продать или обменять.
Продуктивная ориентация проистекает из поведенческих паттернов, которым научился ребенок, чьи отношения с родителями строились на любви. При такой ориентации личность уважает саму себя и других, чувствует себя защищенной и находится в ладах с самой собой. Очевидно, что этот тип Фромм считает идеальным.
Некоторые идеи Э. Фромма вполне могут быть отнесены к экзистенциальному направлению в современной психологии.
Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в. на стыке двух тенденций. С одной стороны, появление его было продиктовано неудовлетворенностью многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека. С другой — мощным развитием экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение, представленное такими именами, как К. Ясперс, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл и др. Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др.
Экзистенциальная психология (терапия) в узком смысле выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической, революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма) — Р. Мэй, Д. Бюджентал и др.
Экзистенциалистский взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенция («существование») происходит от латинского existere — «выделяться, появляться». Этим подчеркивается, что существование — не прозябание, не статистический процесс, а динамический. Внимание экзистенциалистов, в отличие от представителей других направлений, переключается с объекта на процесс. Таким образом, сущность — это некая фикция, а существование — это постоянно изменяющийся процесс. Тогда понятно, что разница в понятиях «сущность» и «существование» в данном случае раскрывается несколько иначе.
Впервые термин был употреблен датским философом и теологом С. Кьеркегором, прожившим короткую и трагическую жизнь в мучительных попытках философского и теологического самопознания. Идейным истоком экзистенциализма стала феноменология Гуссерля. Философско-методологическими предпосылками развития экзистенциального направления в психологии явились труды М. Бубера, Ж. П. Сартра, М. Хайдеггера. Среди экзистенциалистов можно провести четкую разграничительную линию: одни из них (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов) являются истинно религиозными, другие (Хайдеггер, Сартр, Камю) считали себя атеистами. Деление это можно считать принципиальным, поскольку одни из них видели смысл всего в Боге, другие же находили его в самой жизни, в ее процессе. До сих пор попытки изложить полный обзор теории экзистенциализма не увенчались успехом. Дело в том, что трудов в духе этого направления по философии, литературе, психологии и психиатрии огромное множество, но между ними существует большое количество разногласий. Однако есть один момент, который объединяет всех экзистенциальных мыслителей — это вера в реальность свободы личности.
Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следовательно, и к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей.
Основные проблемы, интересовавшие экзистенциалистов, — это проблема жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема общения и одиночества, а также проблема смысла жизни. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.
Экзистенциалисты в свою теоретическую основу вкладывали основные принципы гуманистической психологии, произведения таких авторов, как Гегель, Достоевский, Ницше, Сартр и др. Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказал постулат Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет. Отсюда было сделано два очень важных вывода.
1. Обстоятельства и влечения действительно могут управлять человеком.
2. Человек может им не позволить сделать этого.
Воля является одним из ключевых понятий экзистенциализма. А. Шопенгауэр одним из первых экзистенциалистов обращается к этому понятию, утверждая, что человек может наделить жизнь смыслом и представить ее так, как ему нужно, если у него есть воля. Получается, что, признавая неуловимость реального бытия, в то же время признается реальность воздействия наших представлений и возможность волевого управления ими. Представители данного направления критикуют Фрейда, Юнга, Адлера за то, что у них человек зависим от влечений, а Уотсона, Торндайка — за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, наоборот, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом. Особо рассматривается проблема связи человека с миром. С точки зрения этой теории попытка понять человека отдельно от его мира — онтологическая ошибка. Не существует человека без мира (бытия), точно так же не существует и мира без человека.
Основным постулатом экзистенциальной теории стали слова Гёте: Принимая человека какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть, мы помогаем ему стать таким, каким он может быть.
Экзистенциалисты понимают природу «бытия» таким образом, что бытие включает в себя «бытие в будущем». Мы не запираем человека в настоящем, а даем ему возможность для изменения и динамики. Все свойства человеческой личности понимаются экзистенциалистами как процессы, а не как «состояния» или «черты».
Не менее важно с точки зрения данного направления и осознание своего способа существования. Только в экстремальных ситуациях возникает ощущение экзистенции — подлинного существования (аутентичности).
Аутентичность является одним из ключевых понятий экзистенциальной психологии, это свобода быть самим собой. Мы ощущаем аутентичность в минуты горя, радости, высшего блаженства, восторга, когда освобождаемся от всех масок. Здесь проявляется наша сущность.
Особое отношение сложилось у экзистенциалистов к кризисным жизненным ситуациям, которые помогают человеку переосмыслить свою жизнь. Хорошей иллюстрацией данного утверждения будет отрывок из произведения В. Г. Короленко «Дети подземелья», в котором главный герой впервые сталкивается с «загадкой жизни и смерти». «О да, я помнил ее (о матери. — С. Т.)!.. Когда она, вся покрытая цветами, молодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился в угол и смотрел на нее горящими глазами, перед которыми впервые открылся весь ужас загадки о жизни и смерти».
На уровне инстинкта мы боимся смерти. Но по существу мы боимся не смерти вообще, а ранней смерти, когда чувствуем, что жизненная программа неестественно прервана, гештальт не завершен.
Еще одно принципиальное положение экзистенциализма — единство объекта и субъекта. Б. В. Зейгарник полагает, что объектом науки, по мнению экзистенциалистов, должен стать субъект, который выступает не как продукт социальных отношений или биологического развития, а как неповторимая личность, познание которой достигается только через интуитивное переживание. Между воспринимающим и воспринимаемым нет резкой границы, объект и субъект как бы вливаются друг в друга, и объективного восприятия быть не может, оно всегда искажено.
Таким образом, отправной точкой экзистенциализма является человек как личность. От остальных его обособляют свобода, ответственность, право выбора, смысл жизни.
Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл (1905–1997), автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии. Пройдя первую (психоанализ Фрейда) и вторую (индивидуальную психологию Адлера) венские школы, Франкл встал на путь создания собственной. Термин «логотерапия» Виктором Франклом был предложен еще в 20-е гг., впоследствии в качестве равноценного использовался термин «экзистенциальный анализ». Стоит отметить, что сам термин «логос» для Франкла — не просто «слово», не просто вербальный акт, а квинтэссенция идеи, смысла, т. е., по сути, это и есть сам смысл.
Особое внимание Франкл уделяет «пограничным» ситуациям и положениям, когда человек оказывается перед лицом неизвестного заболевания или в концентрационном лагере, — так он получает возможность познать смысл и ценность своего существования. Слова Ницше:«Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», стали своеобразным девизом экзистенциальной психологии.
Сам В. Франкл прошел с 1942 по 1945 г. пять концлагерей, в которых потерял родителей, жену и брата. Трагические события его жизни, несомненно, обогатили его как психолога: «Когда человек перестает видеть конец какого-то временного отрезка своей жизни, он не может поставить себе никакой дальнейшей цели, никакой задачи; жизнь тогда теряет в его глазах всякое содержание и всякий смысл. И наоборот, стремление к какой-либо цели в будущем составляет ту духовную опору, которая так нужна узнику лагеря, так как только эта духовная опора в состоянии уберечь человека от падения под влиянием отрицательных сил социальной среды, уберечь его от полного отказа от самого себя».1 По мнению В. Франкла, «латинское слово “finis” означает как “конец”, так и “цель”».
Именно смысл и ответственность определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества, считает Франкл. Личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Здесь и очевидна связь с ответственностью.
Франкл вводит термин экзистенциальный вакуум, обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия, наркомания, агрессия. Самое главное, что помогает жить, — это смысл жизни. Осознание неизбежности смерти меняет жизнь человека. Когда он осознает это, он становится более ответственным за свою жизнь, считает Виктор Франкл. При этом человек обладает определенной свободой, которую не может отнять у него никто.
Одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Дж. Бюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей. Важнейшие положения его подхода заключаются в следующем:
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы: что я есть? что есть этот мир? и т. д. Терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
2. Данный подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
3. В центре внимания терапевта находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюдженталь, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги и все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента — главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность — главное средство помощи клиенту.
4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, данное направление ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально «здесь и теперь». Именно в процессе непосредственного переживания, в том числе и событий прошлого или будущего, могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
5. Экзистенциальный подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, «нетерапевтичные» действия, как совет, требование, инструктаж и т. д.
Центральную позицию Бюджентала можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.
Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.
Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя (1909–1994).
В юные годы он увлекался искусством и литературой, и это увлечение не оставляло Мэя на протяжении всей жизни (его работы написаны великолепным литературным языком). Поначалу Мэй специализировался в области языков, учился в семинарии Теологического общества. Вскоре будущий психотерапевт увлекается идеями А. Адлера, изучает психоанализ, знакомится с Г. Салливеном и Э. Фроммом. Затем, открыв собственную практику, Мэй заболевает туберкулезом, и сознание полной невозможности противостоять болезни (эффективных способов лечения в то время еще не существовало) сильно изменило мировоззрение Ролло Мэя. Тогда он попытался сформировать у себя отношение к болезни как к части своего бытия в данный отрезок времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция усугубляет течение болезни. Именно на основании собственного опыта борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок вещей», в свою судьбу. Эта установка стала одним из главных принципов его психотерапии.