Задание №3. Диагностика зрелости межличностных отношений – «Опросник самораскрытия»
Укажите, в каком объеме Вы говорили на данную тему с каждым из указанных лиц, то есть насколько Вы с ним откровенны. Женатые и замужние выбирают для ответов образ Супруга / Супруги, остальные Подруга / Друг.
Степень самораскрытия определяется по следующей шкале
«0» – об этом аспекте самого себя я с данным лицом не говорил
«1» – на эту тему я говорил лишь в общих чертах (указанное лицо об этом аспекте моей личности имеет лишь общее представление)
«2» – с данным лицом на эту тему я разговаривал вполне откровенно и подробно (в этом отношении оно меня хорошо знает и могло бы подробно описать)
«Х» – я лгал или говорил на эту тему неискренне, так что данное лицо имеет обо мне по данному вопросу ложное впечатление
Мать | Отец | Подруга/ Супруга | Друг/ Супруг | |
А. Позиции и мнения | ||||
1. Что я думаю об употреблении алкоголя | ||||
2. Что я думаю о морали половых отношений. Как люди, включая меня, должны, по моему мнению, вести себя в вопросах пола | ||||
3. Мой личный стандарт красоты и привлекательности женщин – что в них я считаю привлекательным | ||||
4. Что я считаю желательным у мужчин | ||||
5. Как должны обращаться родители с детьми. Что я об этом думаю. | ||||
Б. Предпочтения и интересы | ||||
1. Мои любимые и нелюбимые блюда | ||||
2. Какую музыку я люблю, а какую нет. | ||||
3. Что мне больше всего нравится читать | ||||
4. Мои любимые фильмы и телепрограммы | ||||
5. Как я больше всего люблю проводить свободное время | ||||
В. Работа или учеба | ||||
1. Какие недостатки мешают мне работать так, как я этого хотел бы. | ||||
2. Что я делаю охотнее всего, что дает мне наибольшее удовлетворение в работе | ||||
3. Мои устремления и цели в работе | ||||
4. Что я думаю о выбранной мною профессии – доволен я ею или нет. | ||||
5. Что я в действительности думаю о людях, с которыми я учусь. | ||||
Г. Деньги | ||||
1. Каковы мои доходы | ||||
2. Есть ли у меня сбережения и какие | ||||
3. Есть ли у меня денежные долги и сколько я должен | ||||
4. Все мое имущество, включая недвижимое имущество, сбережения, ценности, обстановку и т.д. | ||||
5. Как я обращаюсь с деньгами, какая их часть предназначена на покупку самого необходимого, на предметы роскоши и т.д. | ||||
Д. Личность | ||||
1. Стороны моей личности, которыми я недоволен, которые приносят мне огорчения и которые я считаю своими недостатками | ||||
2. Факты моей теперешней сексуальной жизни, как она протекает, какие, возможно, порождает проблемы, с кем у меня любовная связь | ||||
3. Что меня волнует | ||||
4. Факты прошлого или настоящего, вызывающие у меня чувство вины или стыда | ||||
5. Что у меня вызывает чувство гордости за себя, за что я оцениваю себя положительно | ||||
Е. Тело | ||||
1. Что я думаю о своей внешности. Что не нравится в моем лице, глазах, волосах, зубах и т.д. | ||||
2. Как я хотел бы выглядеть | ||||
3. Что я думаю о разных частях своего тела – ноги, живот, грудь, и т.д., о своей массе | ||||
4. Проблемы и заботы, которые порождал мой внешний вид в прошлом | ||||
5. Есть ли у меня проблемы, связанные со здоровьем и какие |
Студенты сообщают преподавателю полученные (при заполнении дома!) результаты теста высчитываются средние баллы (суммарные и по областям) и обсуждаются возможные причины «индивидуального» и «группового» разброса.
Группа может обсудить средние полученные оценки, а возможно, результаты, полученные отдельными участниками. Можно, например, обсудить различия между самыми откровенными и самыми «закрытыми» участниками. Можно обсудить темы, где проявляется наибольшая откровенность и наибольшая замкнутость, о причинах этого и т.д. Основная польза от этого упражнения заключается в том, что участники получают представление о собственной искренности по сравнению с остальными, распознают области внутренних запретов.
Задание № 4. Психологический анализ невербальных признаков внимательного слушания
Чтобы лучше понять собственно процесс слушания, выберите время и проанализируйте невербальные аспекты поведения. Представьте себя в роли говорящего.Поставьте букву
П («положительный») для тех поведенческих аспектов, которые вы – говорящий – используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и
Н («негативный») – для тех, которые, по вашему мнению, обычно мешают слушателю вас слушать. Постарайтесь аргументировать свою точку зрения. Какие еще признаки Вы можете сформулировать?
()01. Приподнятые брови | ()19. Замкнутость в себе. |
()02. Улыбка. | ()20. Польщенный вид. |
()03. Кивок головой. | ()21. Сердитый вид (нахмуренные брови). |
()04. При сидении на стуле корпус слегка наклонен вперед. | ()22. Обращение к слушателю. |
()05. Молчание. | ()23. Тяжело плюхнуться на стул. |
()06. Морщить лоб. | ()24. Скрещенные на груди руки. |
()07. Взгляд мимо слушателя. | ()25. Покачивание головой. |
()08. «Бегающий» взгляд. | ()26. Прищуривание глаз. |
()09. Свободная, расслабленная поза. | ()27. Вытягивание шеи вперед. |
()10. Прикосновение. | ()28. Взгляд «сквозь» слушателя. |
()11. Предупредительность, внимательность. | ()29. Критическое выражение лица. |
()12. Руки на затылке. | ()30. Взгляд, направленный прямо на слушателя. |
()13. Неподвижность. | ()31. Постукивание пальцами. |
()14. Беспрестанное хождение. | ()32. Пожатие плечами. |
()15. Наклон головы. | ()33. Надувание щек. |
()16. Зрительный контакт. | ()34. Оттянутые вниз уголки рта. |
()17. Вздохи. | ()35. Покачивание ногой, поза «нога на ногу». |
()18. Прищур глаз. | ()36. Дрожащие пальцы. |