Рассказ о великой мелодии ( рахманинов)
Я хочу рассказать историю одной мелодии из тех, которые отобрали сотни наших слушателей, и которая помогла многим выйти из тягостного состояния.
Ко мне в зал приходит женщина - ее отличает благородная доброта, изящество. Она тянется к музыке, цвета Люшера ставит гармонично, но выбранные картины несут беспокойство. Почему - то она особенно остро воспринимает трагическую музыку и тянется к ней. Через несколько дней у нее происходит трагедия - возможно тень приближающейся беды и заставила ее предпочесть тревожную музыку.
В эти тяжелые дни музыка стала ее спасением - она слушала великие концерты и ближе всего ей стала музыка 2 концерта Рахманинова.
Она создавала удивительные рисунки образов, увиденных при воздействии музыки - сосульки превращались в цветы, скалы освещались луной, цветные призмы и облака воплощали музыку Грига.
Предгрозовое небо воплотило музыку Рахманинова. Она создала изысканную прозу, напоминавшую Андрея Белого, волнующую как лучшие стихи серебряного века.
Наступил день, когда музыка спасла ее - жизнь казалась сломанной, трагедия неизбывной, - она жила около набережной канала и пришла к темной воде, но возможно мелодия Рахманинова внушила надежду и не позволила случиться беде. В дальнейшем музыка продолжала ей помогать и дала силы справиться с тяжелой проблемой.
Страницы истории
Наступило время вспомнить историю создания гениального 2 концерта РАХМАНИНОВА.
Эта мелодия не имеет аналогий - мы говорим о медленной части второго концерта Рахманинова. Невероятная мощь первой части концерта сменяется темой, которая, как пар над вечерней рекой, заполняет звуковое пространство
Страницы Чехова, картины Левитана близки настроениям этой мелодии.
Можно вспомнить поразительную картину Левитана " Над вечным покоем ". Смотрящий оказывается в высоте, пролетая как Маргарита у Булгакова над водной гладью и островком на реке, по очертаниям жутковато похожим на облако, несущееся над ним.
Музыка второго концерта написана после спасения Рахманинова из тисков депрессии, вызванной смертью Чайковского - его друга и наставника, который восхищался " Алеко ", хотел исполнить фантазию "Утес ". Внезапная смерть Чайковского, провал исполнения " Первой симфонии " оказались страшным ударом для Рахманинова.
"Что-то внутри меня надломилось. Вся моя вера в себя рухнула. Мучительные часы сомнений привели меня к заключению, что я должен бросить сочинение. Меня парализовала апатия", - писал композитор.
Он редко вставал с дивана и любому человеческому общению предпочитал общество верного пса Левко. Такое положение длилось в общей сложности два года.
Его друзья обратились даже к Льву Толстому с просьбой помочь юному Рахманинову словами ободрения. Немалых трудностей стоило уговорить Рахманинова, для которого имя Толстого давно стало священным, навестить "великого отшельника". Композитор, конечно, и не подозревал о договоре, целью которого было снова сделать его счастливым. Но визит оказался безуспешным.
Наставления Толстого, его обращения к артистическому и человеческому самосознанию не повлияли на несокрушимое безразличие Рахманинова ко всему на свете.
В то время оживленные дискуссии вызывал метод лечения доктора Даля. Он достигал блестящих результатов с помощью внушения и самовнушения. Друзья уговорили Рахманинова проконсультироваться по поводу его состояния у Даля.
Наступил 1900-й год. С января по апрель Рахманинов ежедневно оплачивал визиты врача. Вот что он рассказывает:
" Мои родственники сказали доктору Далю, что он любым путем должен избавить меня от апатии и добиться, чтобы я снова начал сочинять. Даль спросил, что именно они хотели, чтобы я сочинил, и получил ответ: концерт для фортепьяно. Тот, который я обещал лондонской публике и в отчаянии отложил. В результате, лежа в полудреме в кресле доктора Даля, я изо дня в день слышал повторявшуюся гипнотическую формулу: "Вы начнете писать концерт. Вы будете работать с полной легкостью. Концерт получится прекрасный". Всегда одно и то же без пауз. И хотя это может показаться невероятным, лечение действительно помогло мне. Уже в начале лета я снова начал сочинять. Я обрел веру в свои силы и мог теперь позволить себе думать об осуществлении заветной мечты: полностью посвятить два года сочинению.
Я ощущал, что лечение доктора Даля поразительно укрепило мою нервную систему. Из чувства благодарности я посвятил ему свой Второй концерт. Так как сочинение пользовалось в Москве большим успехом, все думали и гадали, какое отношение может иметь к нему доктор Даль. Истина, однако, была известна только Далю, Сатиным и мне."
Мы предложили прослушать медленную часть концерта Рахманинова группе психологов и попросили нарисовать возникшие у них образы. Большинство рисунков включало образ близкой воды, реку, водную панораму, озеро, луну над водой.
Эту мелодию слушали дети, потом мы предложили им поставить цвета, связанные, по их восприятию, с этой музыкой. Мудрые дети взяли трехцветье - серый, коричневый и фиолетовый, их эмоции - отрешенность, светлая печаль воспоминания и фантастическая греза в неповторимом их сочетании - соткали эту поразительную музыку, сокровище русской культуры.
Создав музыку, которая принесла ему душевное освобождение, Рахманинов помог себе и многим людям.
Владимир Элькин
[email protected]