Задания Б-1: Ощущение (понятие, история исследования, характеристики, функции)
Б-1-1. Вставьте пропущенные слова:
Одной из важнейших функций ощущений является обеспечение __________
_________ психической деятельности.
Б-1-2. Определите авторство:
«Многие данные свидетельствуют о том, что сенсорно-перцептивные
процессы, будучи отражением объективной действительности и регуляторами деятельности, относятся, видимо, к коренным феноменам жизнедеятельности,
связанным с глубокими слоями целостной структуры человеческого развития
личности… Специализация сенсорно-перцептивных функций в процессе деятельности эффективная именно тогда, когда общие свойства этих же функций стабилизированы. Стабилизация функций на высоком уровне определяется образованием сложных операциональных систем и усиленной мотивацией».
Б-1-3. Расположите на оси известные вам открытия в области исследования ощущения по времени их возникновения.
1900 г. 1950 г. 2000 г.
Как связаны между собой:
а) 1) психофизиологические психические образования; 2) ощущение?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-1-4. Объясните выражение «ощущение – это феномен сенсомоторной
деятельности», прокомментировав картинку, полученную в опытах академика Ярбуса:
Рисунок «Закономерности в движениях глаз при осмотре объекта». Слева – тест-объект – фотография Нефертити; справа – траектории движения глаз при её осмотре.
Б-1-5. Соотнесите и соедините линиями:
Физический или Передача нервного
химический процесс импульса по
проводящим путям
Физиологический Ощущение
процесс
Психический процесс Воздействие
раздражителя
Б-1-6. Из данных слов выберите те, которые характеризуют
природу ощущения:
Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность,
предметность, идеальность, активность, деятельность,
возбуждение, полимодальность, субъективность, первичность, отражение, познавательный процесс, избирательное отражение, мономодальность.
Лев Маркович Веккер
(1918-2001)
Б-1-7. Предскажите результаты эксперимента, прокомментируйте ответ:
Испытуемый стоит, сложив руки за спиной. Экспериментатор вкладывает
ему в ладони вырезанные из картона геометрические фигуры различной формы. Задача испытуемого – как можно точнее нарисовать фигуру после того, как экспериментатор заберет ее. В первом случае испытуемый может
покрутить фигуру в руках, не видя ее (держа руки за спиной). Во втором случае фигура просто лежит на ладони, перемещать ее испытуемому не разрешается. В каком случае рисунки будут точнее? Почему?
Новорожденных шимпанзе держали в темноте, но ежедневно в течение 90
минут воздействовали на них рассеянным светом, не давая при этом двигаться. Сказалось ли это на развитии их сенсорно-перцептивной сферы? Если да, то каким образом? Почему?
Б-1-8. Ответьте на вопрос, обоснуйте ответ:
Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает?