Раздел 1. Общая психология

Тесты, задания, упражнения и задачи для самостоятельной работы студентов при изучении психологии.

Учебно-методическое пособие.

Тобольск – 2009

УДК ББК Б Печатается по решению редакционно-издательского совета ТГПИ им. Д.И. Менделеева    

Бостанджиева Т.М.Тесты, задания, упражнения и задачи для самостоятельной работы студентов при изучении психологии: Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы и проведению контроля знаний студентов. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 100с.

В учебно-методическом пособии предлагаются практические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов при изучении психологии. Во второй части пособия включены тесты, задачи и упражнения по всем разделам психологии, житейские и психологические ситуации для психологического анализа и закрепления теоретического материала.

Учебно-методическое пособие адресуется преподавателям и студентам дневного и заочного отделения.

ISBN

Рецензент

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования Самарского государственного педагогического университета Минияров В.М.

© Бостанджиева Татьяна Михайловна, 2009

© ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009

Содержание:

Предисловие……………………………………………………………………....... 4

Часть I. Психология готовности студентов к самостоятельной работе………… 5

Часть II. Тесты, задания, упражнения и задачи……………………...……......... 12

Раздел 1. Общая психология…………………………………………………….. 13

Тема 1. Предмет психологии как наука………………………………………… 12

Тема 2. Развитие психики в филогенезе……………………………………....... .18

Тема 3. Темперамент, характер, способности………………………………….. 21

Тема 4. Личность…………………………………………………………………. 29

Тема 5. Деятельность…………………………………………………………….. 39

Тема 6. Ощущения и восприятие………………………………………………… 43

Тема 7. Эмоции…………………………………………………………………… 52

Тема 8. Психология мотивации……………………………………………......... 59

Тема 9. Внимание………………………………………………………………… 57

Тема 10. Память……………………………………………………………….…. .64

Тема 11. Мышление…………………………………………………………….… 67

Тема 12. Воображение…………………………………………………………… . 72

Тема 13. Речь……………………………………………………………………... . 74

Раздел 2. Социальная психология…………………………………….………..... 80

Раздел 3. Возрастная психология………………………………………………… 88

Раздел 4. Педагогическая психология…………………………………............... . 96

Раздел 5. Специальная психология……………………………………………… 102

Ответы к тестам ………………………………………………………………..... .106


Предисловие

Современное общество переживает кризис образования. Этот кризис глубок, но, как и кризис личности таит в себе большие перспективы развития. Успехи информационной системы образования породили стремление расширять объемы информации, время обучения и возможности выбора будущей деятельности. Основная причина кризиса образования – ограничение или отсутствие самостоятельной деятельности обучающегося. Пассивное восприятие и воспроизведение материала имеет очень низкую усвояемость и не дает возможность для саморазвития. Этот принципиальный недостаток современной системы образования пытается преодолеть отечественная педагогическая психология. Авторы, которые ставят задачу управление мыслительной деятельностью (П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, Л.Н. Ланда, Д.Н. Богоявленский, Н.Ф. Талызина, Е. Кабанова-Меллер, В.В. Давыдов и др.) предлагают стимуляцию самостоятельной мыслительной активности. В отечественной теории учебной деятельности сформулированы принципы стимулирования мыслительной активности:

а) создавать стимулирующие ситуации, которые требуют активной мыслительной деятельности;

б) в этих ситуациях ставить перед студентами задачи (проблемы), которые требуют для своего решения выбора и использования определенных понятий и принципов;

в) снабжать студентов различными понятиями и принципами, которые могут быть использованы для решения, и представлять студентам возможность свободно испробовать применимость любых из этих принципов и понятий;

г) сообщать студентам критерии для оценки правильности получаемых решений, контролировать эти решения, отмечать ошибочные и правильные;

д) обобщать и закреплять найденные правильные мыслительные действия и структуры на решении раз­личных задач, объединенных общностью используемых понятий или принципов.

Самостоятельная работа в образовании может быть построена по двум направлениям. Первое будет непосредственно связанно с поиском, овладением и пополнением информацией в самых различных формах: работа с литературой, интернетом, самостоятельным анализом лекций и т.д. Второе направление на развитие форм организации самостоятельной работы должно быть в форме, вызывающей соревновательность, конкурентность, борьбу за статус. Такие формы организации способствуют развитию мотивации достижений у студента, а в дальнейшем, возможно, навыкам самостоятельного существования в реальном мире, создадут реальные условия самоактуализации и самореализации личности.

Предлагаемое пособие раскрывает студенту особенности психологической готовности к самостоятельной учебной работе и включает разнообразные задания, упражнения, задачи, тесты для закрепления и осмысления изученного.

Часть I. Психология готовности студентов к самостоятельной работе.

Раздел 1. Общая психология.

Различные виды самостоятельной работы студента в вузе активизируют его умственную деятельность, нацеливают на результат и обеспечивают эмоциональный интерес к интеллектуальной деятельности. Особое значение в педагогическом вузе имеет понимание, осмысление и истолкование психологических знаний в практике и теории педагогической деятельности. Для усвоения понятий по психологии мы предлагаем систему задач и упражнений. Задачи по психологии явление не типичное, но очень полезное. Они способствуют развитию рассуждения, анализа, обобщению. Обучение математике полностью строится на решении задач с самого начала обучения. Использование в гуманитарных науках, в частности, психологии также активизируют поиск фундаментальных знаний для решения той или иной конкретной задачи.

Исследования психологов и педагогов П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной, В.П. Беспалько и др. позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности:

Наши рекомендации