Литературно-художественные описания дистанции в межличностных отношениях
Важным аспектом при изучении социально-психологической дистанции, является обращение к качественно нестрогим ее описаниям, – к художественным.
В античной литературе, идея дистанции прослеживается в связи с описанием феномена человеческой любви и отношений между мужчиной и женщиной. Приведем несколько примеров.
- Истинная любовь не знает меры и границ (Проперций Секст).
В этом высказывании отчетливо наблюдается желание сократить дистанцию с объектом любви, завладеть им. Нечто похожее имеет место и в высказывании другого мыслителя.
Душа влюбленного живет в чужом теле (Катон Старший).
Здесь наглядно прослеживается слияние с партнером, потеря своей аутентичности, чрезмерное сокращение межличностной дистанции с ним, вплоть до установления симбиотических отношений.
- Любовь растет от ожидания долгого, и быстро гаснет, получив свое (Менандр).
Данный фрагмент говорит о стремлении дистанцироваться, обусловленном снижением интенсивности эмоциональной составляющей отношений, угасанию страсти, которая была в период влюбленности.
Приведенные ниже высказывания, говорят о том, что конфликты и их конструктивное преодоление важно для установления близких отношений, и является одним из условий определяющих близкую дистанцию в отношениях.
- Без размолвок недолго длится любовь (Овидий).
- Ссора влюбленных – возобновление любви (Публий Теренций).
В мысли выраженной Клеобулом, мы видим, что дистанция в отношениях определяется ситуацией, в которой разворачивается межличностное взаимодействие, его социальным контекстом.
- С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое – знак глупости, второе – бешенства (Клеобул).
Слова, высказанные Овидием, показывают, что несоразмерно выраженный эмоциональный компонент отношений, в сочетании с желанием полностью владеть объектом своей любви, приводит к желанию дистанцироваться второму партнеру, к дисгармонии отношений между ними. Соответственно любовная зависимость одного из субъектов отношений приводит к установлению неблагоприятной дистанции в отношениях со своим партнером.
- Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви (Овидий).
В работах А.Шопенгауэра также можно найти описания дистанции, приведем некоторые из них.
- Средняя мера расстояния, единственно возможная для совместного пребывания, это – вежливость и воспитанность нравов.
На основании этой мысли можно заключить, что для поддержания гармонии и удовлетворенности отношениями, дистанция в последних, должна быть ни неприемлемо близкой, ни неприемлемо далекой для взаимодействующих субъектов.
- Разница индивидуальности и настроения, всегда ведет к дисгармонии, хотя бы и незначительной (А.Шопенгауэр).
В этой цитате можно уловить возможные причины изменения дистанции в неблагоприятную для субъектов или одного из них сторону, обусловленные индивидуальными различиями взаимодействующих людей, особенностями их психического состояния и настроения.
Необходимость в проявлении гибкость в установлении межличностной дистанции находим в притче, также имеющейся в работе А.Шопенгауэра:
- Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесной кучей, чтобы согреваясь взаимной теплотой не замерзнуть. Однако вскоре, они почувствовали уколы игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставляла их придвинуться, они опять попадали в прежнее неприятное положение. Они метались, из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.
Представленный выше текст говорит о том, что установление неприемлемо близкой для субъекта (субъектов) дистанции, равно как и далекой приводит к дисгармонии, и неудовлетворенности партнером, отношениями с ним. Поэтому важным моментом является гибкость взаимодействующих людей, благодаря которой дистанция их удовлетворяет и соответствует ситуации, в которой разворачивается общение между ними.
О необходимости регулировать дистанцию в отношениях, для понимания и объяснения мотивов, действий, поступков партнеров, говорит мысль, высказанная Ф.де Ларошфуко:
– Иных можно понять, рассматривая их вблизи, другие же становятся понятными только издали.
В работе Л.Н.Толстого «Анна Каренина», находим пример наличия неблагоприятной социально-психологической дистанции в отношениях между супругами, обусловленной раскрывшейся изменой мужа.
- Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских…
Ниже приведем различие между реальной и желаемой дистанции в любовных отношениях имеющееся в работе М.Ю.Лермонтова - «Герой нашего времени».
- О чем ты вздохнула, Бэла? Ты печальна? – Нет! – Тебе чего-нибудь хочется? – Нет! – Ты тоскуешь по родным? – У меня нет родных. Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от нее ничего больше не добьешься… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной также надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее все еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно…
Приведенный отрывок показывает, что один из партнеров (мужчина) старается сократить дистанцию, у него выражен ее эмоциональный аспект (он любит Бэлу). В данном случае, дистанции между влюбленными не достает выраженности поведенческого и деятельностного ее составляющих. Они проявляются, на наш взгляд, в возможности проводить вместе свободное время, осуществлять различные виды активности. Как видно из фрагмента текста, у влюбленных это отсутствует. Отсюда и переживание скуки одним из партнеров, находясь рядом с другим и соответственно неблагоприятная дистанция между ними.
В книге Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», достаточно отчетливо и ярко описана неприемлемо далекая для субъекта дистанция.
- Конечно, можно представить себе, каким воспитателем и отцом мог быть такой человек. С ним, как с отцом именно случилось то, что должно было случиться, то есть он вовсе и совершено бросил своего ребенка, прижитого с Аделаидой Ивановной, не по злобе к нему или не из каких-нибудь оскорблено супружеских чувств, а просто потому, что забыл о нем совершенно. Пока он докучал всем своими слезами и жалобами, а дом свой обратил в развратный вертеп, трехлетнего мальчика Митю взял на свое попечение верный слуга этого дома Григорий, и не позаботься он тогда о нем, то может быть на ребенке некому было бы переменить рубашонку. К тому же так случилось, что родня ребенка по матери тоже как бы забыла о нем в первое время…
Представленный текст иллюстрирует дисгармоничные детско-родительские отношения, в которых родители и родственники полностью дистанцируются от своего ребенка, игнорируя его.
Фрагмент романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» иллюстрирует обратную картину - установление дружеских отношений с приемлемо близкой для субъектов дистанцией, которая обусловлена их непохожестью, относительно друг друга, их «резонансом» друг с другом.
Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть.
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Представленный отрывок иллюстрирует дистанцию в дружеских отношениях, близость в которой обусловлена преобладанием поведенческого и деятельностного составляющих социально-психологической дистанции.
Обобщение описанного выше позволяет сделать следующее заключение. Художественные описания наиболее полно отражают многообразие проявлений составляющих социально-психологической дистанции в межличностных отношениях. В мыслях и высказываниях различных писателей, поэтов, философов мы находим различные градации межличностной дистанции. Также описываются переживания связанные с ее изменением в благоприятную и неблагоприятную для субъектов взаимодействия (или одного из них) сторону.
На основании чего считаем, что существуют еще как минимум две основные формы описания социально-психологической дистанции. Первая – описания качественно строгие (терминологические). Вторая – описания количественные, полученные в результате исследований (эмпирические).
Таким образом, художественное описание дистанции является одним из обязательных и необходимых дополнений, которое вносит существенный вклад наряду с эмпирическими исследованиями, в создание целостного представления о социально-психологической дистанции в межличностных отношениях.