Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Рабочая программа дисциплины
«Конфликтология»
По специальности
«Связи с общественностью»
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Форма обучения
Очно-заочная
Москва - 2013 г.
Программа утверждена и рекомендована
Экспертно-методическим советом
Гуманитарного института
ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Протокол №_____от «____» ____________2013г.
Составители:
Москвина Нина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».
Москвин Виктор Анатольевич – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПОРГУФКСМиТ.
Непопалов Владимир Николаевич – кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».
Сопов Владимир Федорович - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».
Рецензент:Нургалиев Владимир Султанович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО«ГУФКСМиТ».
Программа дисциплины «Конфликтология» цикла ГСЕ, базовая часть составлена в соответствии ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО поспециальности подготовки: «Связи с общественностью»; квалификация специалист.
Содержание
Введение (пояснительная записка)............................................................................................... .
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.............................................
Раздел 2. Содержание дисциплины............................................................................................... 4
Тема 1. Конфликты в современном обществе......................................................................... 4
Тема 2. Диагностика социальных конфликтов......................................................................... 6
Тема 3. Психология внутриличностного конфликта в деятельности специалиста по связям с общественностью.................................................................................................................................................... 7
Тема 4. Психология микросоциальных конфликтов............................................................... 8
Тема 5. Предупреждение конфликтов...................................................................................... 9
Тема 6. Управление конфликтом............................................................................................ 10
Тема 7. Разрешение конфликта............................................................................................... 11
Тема 8. Прямые переговоры как метод разрешения конфликта........................................... 12
Тема 9. Медиация Фасилитация / модерация....................................................................... 12
Тема 10.Конфликты в организации.
Социально-экономические и организационные конфликты.................................................. 13
Тема 11. Этно-конфессиональные и этно-религиозные конфликты..................................... 15
Тема 12. Социально-политические конфликты...................................................................... 16
Тематический план учебной дисциплины................................................................................. 18
Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине...................................................... 19
3.1. Практические занятия....................................................................................................... 19
Занятие 1. История конфликтологии.................................................................................. 19
Занятие 2. Структурная модель конфликта........................................................................ 19
Занятие 3. Динамическая модель конфликта...................................................................... 30
Занятие 4. Поведение в конфликтной ситуации................................................................. 44
Занятие 5. Оценка глубины конфликта (дидактическая игра)........................................... 50
Занятие 6. Социальные конфликты в зеркале российских социологических опросов..... 52
Занятие 7. Внутриличностные конфликты......................................................................... 55
Занятие 8. Разговор субличностей (тренинг)...................................................................... 56
3.2. Словарь терминов и персоналий.................................................................................... 116
3.3. Материалы по всем формам текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля по учебной дисциплине............................................................................................................................. 120
3.3.1. Примерные темы рефератов.................................................................................... 128
3.3.2. Варианты контрольных работ, контрольно-обучающих заданий и тесты с методическими указаниями по их выполнению.............................................................................................................. 128
3.3.3. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине......................................... 156
4. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов........................ 157
5. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники......... 158
5.1. Рекомендуемая литература (основная)...................................................................... 158
5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная).......................................................... 158
5.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам.................................................................................................. 160
5.5. Карты обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине................ 161
Цель преподавания дисциплины
Цель курса состоит в формировании навыков профессионального, психологически правильного поведения в конфликте, что позволит будущим специалистам оптимизировать свое деловое взаимодействие с другими людьми, повысить эффективность сотрудничества, создать психологически комфортную атмосферу коммуникации. В рамках курса основное внимание уделяется проблематике организационно- управленческих и социальных конфликтов, использованию возможностей PR в конфликтных и кризисных ситуациях.
Задачи изучения дисциплины
Задачи курса—научить студентов
· анализировать социальные и внутрикорпоративные конфликты, понимать их природу;
· критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;
· уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов;
· уметь использовать различные переговорные и посреднические процедуры и оценивать их целесообразность и эффективность;
· эффективно действовать в конфликтных ситуациях, возникающих в практической деятельности специалиста по связям с общественностью.
Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
· риторика;
· теория и практика связей с общественностью (бизнес-PR, антикризисный PR, медиарилейшнз, внутрикорпоративный PR);
· теория и практика массовой информации (конструирование сюжета как форма работы с информацией в средствах массовой коммуникации, конструирование реальности в СМК)
· логика и теория аргументации;
· современный менеджмент;
· имиджелогия.
4. Содержание дисциплины