Общая характеристика поздней юности и молодости

Ранняя (16-18 лет) и поздняя юность (18-25 лет). ВД – профессиональное самоопределение. Сформированность учебной д-ти позволяет осваивать другие виды д-ти. Происходит осознание своей уникальности и неповторимости. Если юноше не удается решить задачу самоидентификации, то у него формируется неадекватная идентичность, кот. может пойти по 4 основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной д-ти; 4) формирование негативной идентичности, отказ от самоопределения, выбор отрицательных образцов для подражания.

Эриксон. Эпигенез – все, что развивается имеет исходный план развития, в соответствии с кот. появляются отдельные части, кот. в свое время доминируют, пока все части не составят единое целое. На каждом этапе развития развивается определенное качество.

Молодость – этап человеческой близости, общения, создания семьи. Молодость – возраст развития интеллектуальной д-ти.

Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии.

Шейн. Карьерная ориентация: 1) профессиональная компетентность; 2) менеджмент; 3) автономия, независимость (не хочет подчинятся правилам организации); 4) стабильность (обуславливается потребностью в безопасности и стабильности); 5) служение ( работа с людьми, помощь людям, служение человечеству и т.д.); 6) вызов (конкуренция, преодоление препятствий, победа над другими); 7) интеграция стилей жизни (все сбалансировано); 8) предпринимательство (стремление создать что-то новое, нежелание работать на других). К 30 годам человек переживает кризисное состояние, происходит переоценка ценностей. ВД – профессиональная д-ть или семья.

Общая характеристика зрелости.

Лидерс. 3 эпохи: детство, зрелость, старость. Между эпохами есть границы. Очень трудно представить границу между зрелостью и старостью. Зрелость состоит из: ранней зрелости, кризиса зрелости, поздней зрелости, кризиса старения и пожилого возраста. 35 лет – расцвет жизни. Содержанием кризиса среднего возраста является переидентификация, происходит поиск других жизненных ценностей. Личность расширяет свой мир. После удачного преодоления кризиса происходит принятие себя как новой обновленной личности.

4 этапа идентификации в профессии: 1) идентификация происходит через выбор профессии наиболее близкой особенностям личности; 2) идентификация с профессией; 3) движение в профессии через развитие и совершенствование качеств и способностей личности; 4) совпадение с профессией обусловлено еще и творческой активностью личности.

Происходит изменение отношений с родителями.

Маслоу. Самоактуализация – стремление реализовать себя

Старость.

Геронтопсихология – изучает психическое развитие в период старения. Демографический взрыв обеспечил бурное развитие геронтопсихологии. Старение воспринимается как нисходящая фаза развития. Гронтопсихология нужна для: 1) оказание социально-психологической помощи пожилым людям; 2) создание внутренней готовности в достраивании собственной судьбы; 3) перспективы развития в старости связаны с успешностью преодоления кризиса среднего возраста.

Ш.Бюлер. Для одних людей вершиной жизни является начало зрелого возраста, для других – период поздней старости.

Миллс. Кривая подъема и снижения умственных способностей (самая высокая в 20, с 45 начинается сильный спад).

Краснова. Стереотипы, связанные со старостью: 1) старый человек – существо болезненное, без средств к существованию, нуждающееся в постоянной помощи; 2) существо заброшенное, одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушением мозговой д-ти; 3) утрачивает способность принимать правильные решения, развивается заторможенность, неспособность к обучению, утрачивание памяти и сексуальных ф-ий; 4) не могут быть продуктивными и ориентированными на достижения; 5) все старики одинаковы; 6) старые бедны и нездоровы, депрессивны, все становятся слабоумными. Несколько типов бабушек: 1) увлеченная, принимает активное участие в воспитании внуков; 2) бабушка обычная; 3) отстраненная; 4) далекая.

Пенсионный стресс.

Типы: 1) Работа – суть жизни, без работы никуда. 2) Лояльное отношение к работе. 3) Работа – бремя – приводит к ленивому ничегонеделанью.

Жизненные позиции пожилых людей: 1) Жизнерадостные, позитивные, активные, стремятся всем помочь. 2) Зависимые, всю жизнь не доверяли себе, слабовольны, уступчивы, пассивны, ищут признания. 3) Защитная позиция, формируется у людей «покрытых броней», не стремятся к общению, замкнутые не хотят остаться без работы. 4) Позиция враждебности к миру, гневные старики, подозрительные, агрессивные, испытывают отвращение к старости, цепляются за работу. 5) Позиция враждебности к себе и к своей жизни, пассивные, без инициативы, депрессивны, одиноки, фаталистичны, ощущают свою ненужность.

Цицерон. Причины жалкой старости: 1) препятствие д-ти; 2) ослабление тела; 3) лишение всех человеческих наслаждений; 4) приближение к смерти.

Кюблер-Роуз. Стадии осознания смерти: 1) отрицание; 2) гнев, обида, зависть; 3) торг; 4) депрессия; 5) смирение.

Наши рекомендации