Теория сексуального развития 3. Фрейда

Особенности сексуального развития в детском возрасте оп­ределяют характер, личность взрослого человека, его патоло­гии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сфор­мулировал теорию сексуального развития. По его мнению, пси­хосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зо­ной удовольствия (оральная фаза). С приучением к туалету ос­новное внимание перемещается вначале на ощущения, связан­ные с дефекацией (анальная фаза), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). Наконец, примерно в возрасте 4-х лет, эти честные влечения объединя­ются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пе­нису (фаллическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эди­па (или Электры у девочек), суть которого заключается в пре­имущественно положительном отношении к родителю проти­воположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, на­оборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить эдипову ситуацию ста­новится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи раз­работали подробную динамичную систему, в которой различ­ные эмоциональные и психосоматические расстройства соот­несены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

Например, ребенок, который получал чрезмерную или не­достаточную стимуляцию в младенчестве и у которого произош­ла его фиксация на оральной стадии, у него, по мнению Фрей­да, скорее всего сформируется орально-пассивный тип лично­сти — ожидает от окружающего мира «материнского отноше­ния» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмер­но зависим и доверчив. В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садисткая фаза, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения состояния недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистской стадии выражается у взрослых в таких чертах лич­ности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусы­вания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доми­нировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд,

Фрейд показывал, что способ, которым родители приуча­ют ребенка к туалету на анальной стадии развития, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если родители ведут себя негибко, настаивая «сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинают­ся запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуаль­ность, методичность, не может переносить беспорядок и не­определенность.

Второй результат анальной фиксации, обусловленный ро­дительской строгостью в отношении туалета — это анально-выталкивающий тип, которому присущи склонность к разру­шению, беспокойство, импульсивность, даже садистическая жестокость. Если родители поощряют своих детей к регуляр­ному опорожнению кишечника и хвалят их за это, то, по мне­нию Фрейда, это способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.

На фаллической стадии психосексуального развития в слу­чае чрезмерной любви, опеке мальчика со стороны матери, в случае неполной семьи, либо в случае холодности, отчужден­ности матери, мальчик испытывает затруднения в преодоле­нии Эдипова комплекса, в результате чего в дальнейшей его взрослой жизни могут проявляться некоторые психологичес­кие трудности (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не может создать собственную семью, встретить свою любовь) или даже отклонения (синдром Дон Жуана, склонность к гомосексуализму, к инцесту). Взрослые мужчины с фикса­цией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, оп­рометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоева­ние женщин по типу Дон Жуана (фаллически-нарциссический характер). У женщин фаллическая фиксация приводит к склон­ности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым свя­зям, к стремлению главенствовать над мужчиной, проявлять напористость и самоуверенность. Фаллическая фиксация спо­собна обуславливать формирование истерического характера у женщин. Латентная стадия (5—12 лет) характеризуется сниже­нием полового интереса, психическая инстанция «Я» полнос­тью контролирует потребности «ОНО», энергия человека на­правлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, освоение различных форм поведения, свой­ственный данному полу, на установление дружеских отноше­ний со сверстниками и взрослыми за пределами семейного ок­ружения. В этот период ребенок начинает получать удоволь­ствие от достижения успехов в том или ином виде деятельнос­ти (учебе, спорте, рисовании и т. п.). Чрезмерная фиксация на этой стадии обуславливает повышенную склонность к често­любию, достижению успехов любой ценой, карьеризму, фор­мированию характера «трудоголика», для которого интересы, успехи в работе, карьере, бизнесе становятся главным содер­жанием жизни, а любовь, семья, дети, друзья и пр. смещают­ся на задний, скрытый, малозначимый пласт жизни. Фикса­ция на латентной стадии способна обуславливать и формиро­вание шизоидного характера.

С наступлением периода полового созревания начинается генитальный период сексуального развития, когда сексуаль­ные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростсковом возра­сте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают' общество сверстников одного с ними пола, и даже эпизодичес­кие гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энер­гии либидо становится партнер противоположного пола и на­чинается ухаживание. Увлечения в юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи. Генитальная ста­дия (12—18 лет) характеризуется возвращением детских сексу­альных стремлений, все бывшие эрогенные зоны объединяют­ся и появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального об­щения может быть затруднено и тогда возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений «ОНО», возврат Эдипова комплекса в стремлений к гомосексуальности, к предпочтительному выбору лиц своего пола и общению с ними. Нормальное развитие, по Фрейду, про­исходит с помощью механизма сублимации, а развитие, кото­рое происходит посредством механизмов вытеснения, регрес­сии или фиксации, рождает патологические характеры. Описа­ны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии, — психическая гомосексуальность и нарциссизм. Люди с психической гомосексуальностью не проявляют гомосексу­альность как половое извращение, а строят свою жизнь на ос­нове предпочтения общества друзей семье и создают тесные связи в компаниях лиц своего пола, предпочитают дружбу и общественную деятельность в обществе лиц своего пола. Вто­рой тип сексуального характера — нарциссизм — вся энергия либидо направляется человеком на самого себя — все внима­ние направлено на себя, свои действия, свои переживания, глав­ное место занимает самоудовлетворенность и самодовольство. При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением «психологической зрелости», главными пара­метрами которой являются; способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения соб­ственных сексуальных потребностей; стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Но стадии «психологической зрелости» достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы «застревают», фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной ста­дии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потреб­ностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности, к специфическим проблемам взрослой жизни, т. е. переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

ВОПРОС 102

Наши рекомендации