Словарь терминов (глоссарий)
Абсолютизм – мировоззренческий принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества.
Автономная этика – тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике, объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала.
Авторитаризм – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. А. в большей мере характерен для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога.
Аксиология – этико-философское учение о моральных ценностях.
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья.
Аскетизм – моральный принцип, предполагающий подавление чувственных потребностей, отказ от мирских благ и наслаждений ради каких-либо духовных целей.
Волюнтаризм – мировоззренческий принцип, основанный на приоритетности воли, противопоставляемой любым видам внешней детерминации человеческой жизнедеятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. В этике обозначает позицию крайнего индивидуализма.
Гедонизм – широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований. Гедоизм сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежание страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Гедоизм противоположен аскетизму.
Гуманизм- 1) человеколюбие как моральный принцип; 2) этико-философское направление. Гуманизм - человечность, принцип морали, выражающий отношение к человеку как высшей ценности.
Деонтология – раздел этического знания, в котором рассматриваются проблемы должного, анализируются императивные характеристики морали, а в качестве центральной категории выступает понятие «долг».
Императивность – понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных ценностей.
Добро - всё положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами, что способствует развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности, служит искреннему и добровольному единению и духовной сплоченности.
Долг - понятие морали, выражающее превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей
как нравственного существа.
Зло - означает нарушение требования добра, пренебрежение моральными ценностями и нормами ради удовлетворения эгоистических побуждений, то,
что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений.
Интериоризация – глубокое внутреннее усвоение субъектом каких-либо внешних явлений и воздействий. В этике это понятие применяется, как правило, для обозначения процесса “присвоения” человеком нравственных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные ценностные ориентации.
Интуитивизм - направление в этике, которое утверждает самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа.
Иррационализм – методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения.
Квиетизм – моральный принцип, сформулированный в XVII-XVIII вв. как еретическое учение в рамках католицизма; требовал пассивно-созерцательного отношения к добру и злу как проявлениям воли бога, отказа от желаний, без различия к страданиям, принятия любой судьбы.
Кинизм – школа античной этики, декларирующая пренебрежение к существующим социальным и моральным связям.
Конформизм – приспособленчество к стандартам и канонам поведения и сознания, отказ от самостоятельной нравственной позиции.
Легализм– понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, которое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности.
Менталитет (ментальность) - определенный образ и тип мышления; склад ума и характер чувств.
Мизантропия- человеконенавистничество, нелюбовь к людям.
Мораль - особый способ духовного освоения действительности, регулирующий общественную жизнь человека через выработку духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им.
Натурализм – методологический принцип обоснования нравственности, сущность которого состоит в стремлении: 1) во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной, неизменной природы человека, 2) строить этические теории, опираясь на данные естественных наук.
Нигилизм – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.
Нонконформизм– несогласие; противостояние устоявшимся нравам и порядкам.
Оптимизм – вера в лучшее будущее (противоположен пессимизму).
Патриотизм - моральный принцип, утверждающий уважение и любовь к своей родине, гордость за достижения народа, его вклад в мировую культуру.
Пессимизм – негативное, упадочническое представление о мире.
Позитивизм - философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте.
Прагматизм – направление в философии морали, опирающееся на два исходных принципа: 1) добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; 2) каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения.
Релятивизм – методологический принцип истолкования природы нравственности, выражающийся в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер.
Ригоризм– моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу.
Скептицизм (этический) – сомнение в достоверности моральных истин.
Смысл жизни - этическая категория, выражающая значение, которое жизнь человека имеет для окружающих, для общества, для развития культуры. Только жизнь человека, сознательно ориентированная на служение общественно-значимым целям, направленная на помощь людям, приобретает высокий нравственный смысл.
Совесть - способность человека формулировать для себя моральные обязательства, требовать их исполнения, контролировать и оценивать своё поведение с моральной точки зрения.
Софистика - 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение.
Справедливость- понятие морали, выражающая идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях.
Стоицизм – 1) стойкое перенесение жизненных испытаний; 2) античное философское учение.
Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры.
Теология - учение о сущности и действии бога.
Толерантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Утилитаризм – 1) натуралистическая этика, в основе которой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. 2. Принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету.
Фатализм– применительно к морали имеет различный смысл. Чаще всего фатализм связан с проповедью смирения, непротивления судьбе; обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от борьбы за переустройство общества.
Цинизм – бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали. Честь и достоинство - понятия морали, выражающие представление о ценности человека как нравственной личности, требующие уважительного и
доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод.
Эвдемонизм – натуралистическое учение, признающее наивысшей ценностью счастье.
Эвтаназия – намеренное ускорение смерти безнадежно больного человека с целью прекращения его страданий.
Эгоизм – жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.
Эсхатология – религиозное учение о «предначертанности» конца мира.
Этика - учение о морали и нравственности, раскрывающая сущность нравственного способа освоения действительности, роль и функции морали в жизни человека и общества.
Темы для статей в сборнике.
1.Проблемы адаптации выпускников вузов при выходе на рынок труда.
2.Проблемы трудоустройства выпускников вуза.
3.Развитие навыков общения посредством психологической игры у младших школьников.
4.Взаимосвязь психических явлений и интернет активности личности. 5.Молодежные общественные движения города Набережные Челны как фактор формирования социально-активной личности молодого поколения . |
Литература
1. Александров, Д.Н. Логика. Риторика. Этика [Текст]: Учебное пособие / Д.Н.Александров.- 3-е изд. - М.: Наука, 2006. - 168 с. - ISBN 5-02-022714-5 : 74-00.
2. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение [Текст] / С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 2008. - 142с.
3. Гарин, И.И. Что такое этика, культура, религия? [Текст] / И. И. Гарин. - М.: Терра, 2006. - 848 с. - ISBN 5-275-00477-х : 165-00.4. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк ; М-во образования и науки РФ [и др.]. - 2-е изд., доп. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.
5. Гусейнов, А.А. Введение в этику [Текст] / А. А. Гусейнов / Под ред. Пазиловой В.П. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 208 с.
6. Дорошенко В. Ю.. Психология и этика делового общения. Учебник /Под редакцией: В.Н. Лавриненко. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012.
7. Зарецкая И. И.Коммуникативная культура педагога и руководителя / И. И. Зарецкая; отв. ред. Ушакова М. А. - М. : Сентябрь, 2002. - 160 с.
8. Зеленкова, И.Л. Прикладная этика: учебное пособие / И.Л. Зеленкова. - Минск, 2010. – 284 с.9. Климов Е. А. Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов / Е. А. Климов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Академия, 2004.
10. Назаров В.Н. Прикладная этика [Текст] : Учебник для вузов (Гриф УМО) / В.Н. Назаров. - М. : Гардарики, 2005. - 302 с. - ISBN 5-8297-0242-8 : 197-46.
11. Наумчик В.Н. и др. Этика педагога/. Наумчик. – М: Изд-во "Университетское", 2009.
12. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учеб.пособие для вузов./ Т.В. Мишаткина – Ростов н/Д: Феникс, 2010.13. Психология и этика делового общения : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко . - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2005.
14. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов / И. Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2011. – 517 с.15. Этика деловых отношений: Практикум. / Под ред. П.А. Златина – М.: ИНФРА-М, 2011.Приложение 1