Измерение сопротивляемости
Исследования, проводимые до сих пор, доказали, что сопротив-
ляемость — многомерный концепт с множеством граней, которые
проявляются по-разному в зависимости от контекста, возраста, пола и
культуры. Это утверждение позволяет предположить, что измерение
сопротивляемости является комплексным вопросом и было бы трудно
утверждать, что единственный инструмент мог бы дать удовлетвори-
тельный ответ.
Первые работы, касающиеся создания инструмента измерения
сопротивляемости, осуществлялись с 1988 г. Gail Wagnild et Heather
Young, представителями школы de Nursing de университета Сиэтла.
Первая публикация их шкалы сопротивляемости датируется 1993 г. В
создании этого инструмента Wagnild et Young отталкивались от опро-
са 24 женщин, которые хорошо адаптировались, в соответствии с их
моралью и уровнем социальной принадлежности, после того, как они
пережили события жизни, квалифицируемые как «мажорные». В ме-
тодологическом плане речь идет о первой попытке создания инстру-
мента измерения сопротивляемости.
Анализ полученных данных позволяет Wagnild et Young иденти-
фицировать пять составляющих сопротивляемости: ясность мыслей,
упорство, уверенность в себе, способность придать смысл жизни и
«экзистенциальному одиночеству» (которое соответствует присутст-
вию чувства свободы и уникальности, возможности реализовать их
в жизни, когда есть ситуации, которым нужно противостоять в оди-
ночку).
Начиная с публикации бесед, проведенных с этими женщинами,
которые рассматривались как носители сопротивляемости, Wagnild et
Young отобрали еще 25 шкал для градации высказываний, которые
соответствуют каждой из пяти составляющих сопротивляемости, на-
званных выше. Градация, созданная таким образом, состоит из 25
шкал. Человек, которого опрашивают, должен быть согласен с семью
пунктами этой шкалы. Общая тотальная шкала составляет от 25 до
125 баллов, самые высокие баллы соответствуют более сильной со-
противляемости.
Изучение конкурентной способности (Wagnild et Young, 1993)
указывает, что люди, которые проявляются как более стойкости,
больше удовлетворены своей жизнью, имеют хорошую мораль, неде-
прессивны _______и имеют хорошее умственное здоровье.
Статистические анализы, осуществленные по этой шкале Wagnild
et Young, делают очевидными два главных фактора. Первый фактор,
обозначенный как «персональная компетентность», включает 17 при-
знаков, среди которых вера в себя, независимость, определенность,
профессионализм, возможность противостоять трудным ситуациям,
упорство.
Несколько примеров могут хорошо проиллюстрировать этот фак-
тор:
— «Я рассчитываю на себя больше, чем на кого-либо другого»
(признак 3);
— «Я крепко стою на ногах» (признак 10);
— «Когда я оказываюсь в трудном положении, я обычно нахожу
выход» (признак 23);
— «У меня достаточно энергии, чтобы сделать то, что мне нужно
делать» (признак 24);
— «Когда я строю планы, я всегда иду до конца» (признак 1).
Второй фактор, обозначенный как «принятие себя и жизни»,
включает восемь признаков, которые касаются адаптационности,
уравновешенности, гибкости и уравновешенной перспективы жизни.
Эти восемь признаков отражают принятие жизни и чувство мира во-
преки превратностям судьбы. Следующие примеры позволяют проил-
люстрировать этот второй фактор:
— «Я принимаю вещи сразу» (признак12);
— «Я обычно нахожу что-нибудь, что меня заставляет смеяться»
(признак 16);
— «Я не упорствую, когда вижу, что не могу сделать что-нибудь»
(признак 22);
— «Моя жизнь имеет смысл» (признак 21).
Исходя из факта, что шкала была применена (внедрена) в юноше-
скую среду, и особенно в среду женщин, Hunter et Chandler (1999)
применили ее к 51 юноше (28 девушек и 23 юноши). Полученные ре-
зультаты показывают, что в юношеской среде сопротивляемость мо-
жет являться процессом, основанным на таких стратегиях, как изоля-
ция, одиночество, агрессия, которая позволяет выжить, вере в то, что
можно найти средства, необходимые поддержать самого себя, если
эти средства могут причинить зло тому, кто их использует. В этот пе-
риод жизни, как подчеркивают Hunter et Chandler, было бы лучше
рассматривать сопротивляемость в континууме: от наименьшей со-
противляемости к оптимальной. На одном конце континуума сопро-
тивляемость осуществляется на базе стратегий выживания, исходя-
щих из силы, поступков с высоким риском, социальной и эмоцио-
нальной деградации. На другом конце континуума сопротивляемость
(на этот раз оптимальная) исходит из гибких стратегий, дистанцион-
ной адаптации, базируется на таких характеристиках, как уважение к
себе, персональная эффективность, доверие и общительность.
Humphreys (2003) использует шкалу Wagnild et Young, чтобы оце-
нить группу из 50 избитых женщин, которые скрывались 21 день в
одном из приютов бухты Сан-Франциско. Полученные результаты
указывают на относительно хорошую сопротивляемость этих женщин
(средний балл 143,1). Избитые женщины, имеющие более высокие
баллы, которые проявляют себя как стойкие, показали меньше психо-
логических симптомов, а симптомы невзгод были менее интенсивные.
Отметим также, что шкала Wagnild et Young стала объектом двух
адаптаций: одна на русском языке, чтобы оценить эмигрантов, при-
бывающих в Израиль из Советского Союза (Aroian et al., 1997), вторая
— на японском (Araki, 2000).
Другая попытка создать инструмент измерения сопротивляемости
была осуществлена в докторском исследовании Cynthia Jew, проведен-
ном в Денверском университете (Jew, 1991; Jew et Green, 1998; Jew
et al., 1999). В этом случае отправной точкой является теория сопро-
тивляемости. Речь идет о теории познавательной оценки Mrazek и
Mrazek (1987). Согласно этим авторам, на ответы на стресс влияют
оценка ситуации, способность человека анализировать, придать ей
смысл и поставить ее в зависимость от собственной системы верова-
ний. Люди с высокой сопротивляемостью лучше встречают стресс, по-
тому что они используют определенные знания, могут дать некоторые
характеристики — их двенадцать, согласно Mrazek и Mrazek (1987):
— способность ответить быстро на стресс;
— опережающая зрелость;
— умение дистанцироваться от сильных аффектов;
— поиск информации (особенно касающейся рисков, исходящих
из окружения);
— умение создать и использовать отношения поддержки, помощи
во времена кризиса;
— позитивная проективная антиципация (способность проекти-
ровать себя в будущее и фантазировать, какова будет жизнь, когда
трудности пройдут);
— способность принимать решения, даже если они содержат пер-
сональные риски;
— убеждение в том, что ты любим, потому что этого заслуживаешь;
— способность идентифицироваться с некоторыми аспектами
компетенции агрессора;
— позитивная переоценка печальных событий (способность их
переоценить, чтобы сделать их более приемлемыми, конгруэнтными
своей точке зрения);
— альтруизм — способность испытывать удовольствие, давая его
другим;
— оптимизм и надежда (способность адаптировать позитивную
точку зрения, касающуюся будущих событий).
В теоретическом контексте, предложенном Mrazek и Mrazek
(1987), сопротивляемость возникает из специфической системы веро-
ваний человека (касающихся его способностей и взаимоотношений,
так же как и «доброта мира»), который взаимодействует с окружаю-
щими стрессорами, чтобы определить копинг-стратегии индивиду-
ума. Люди, обладающие сопротивляемостью, имеют комплекс веро-
ваний, который делает их способными приобретать и использования
знания, чтобы встретить лицом к лицу ситуацию стресса эффективной
стратегией.
Шкала измерения сопротивляемости Jew et al (1999) имеет 35
признаков и состоит из трех подшкал:
— ориентация на будущее (19 признаков);
— активное приобретение знаний (10 признаков);
— независимость (принятие рисков) (6 признаков).
Введение измерения «принятие риска» базируется на том факте,
что это принятие может играть роль в процессе сопротивляемости,
особенно в ситуациях серьезной угрозы.
Третья попытка создания инструмента измерения сопротивляемо-
сти исходит из описания характеристик носителей сопротивляемости,
которые описаны в публикациях, посвященных этому вопросу. При-
мер составлен профилем аттитюдов и знаний Hurtes et Allen (2001), а
затем заполнен характеристиками, установленными Wolin et Wolin
(1993): интуиция, независимость, креативность, юмор, инициатива,
чувство отношения с другими людьми и ориентация на моральные
ценности (начиная со своей собственной оценки мира, люди, обла-
дающие сопротивляемостью, идентифицируют то, что им близко,
адаптируют свои собственные моральные ценность, имеют мужество
защищать свои убеждения).
Другой пример представлен в статье «l’Echelle de Résilience de
Connor et Davidson» (2003), написанной на материале экспедиции в
Антарктику Sir Edward Schackleton (Alexander, 1998), который делает
очевидной духовную составляющую сопротивляемости, и характери-
стик людей, обладающих сопротивляемостью, описанных Kobasa
(1979), Rutter (1985) et Lyons (1991).
Последняя попытка, которую мы процитируем, является попыт-
кой, используемой в работе Strümpfer (2001) из университета Rand
Afrikaans de Johannesburg. Этот исследователь настаивает на необхо-
димости развивать инструментарий оценки сопротивляемости проек-
тивного типа, позволяющий _______изучать интрапсихическое функциониро-
вание. Strümpfer предлагает «упражнения на сопротивляемость» для
того чтобы создать климат участия, более пригодный для этого типа
психологического тестирования, и уменьшить тревогу. Эта система
упражнений состоит из 6 фраз, представленных последовательно, ко-
торые описывают различные ситуации угрозы (несчастья). Например,
«Marion (ou Martin) потеряли своего единственного ребенка в возрас-
те 16 лет». Для каждой ситуации изучаемый должен ответить на три
серии вопросов, и ответы начинать с указаний, фигурирующих в
учебнике, составленном Strümpfer:
— Что думает, что чувствует этот человек, что он хочет?;
— Что случится? Каков выход?;
— Что будет думать этот человек по поводу того, что случилось,
спустя время, возвращаясь назад?;
— Какое значение будет иметь для него ситуация, которую он
пережил?
Оценка сопротивляемости ставит вопрос об эквивалентности при-
знаков при переводе инструментов измерения на другой язык. Дейст-
вительно, трудности были отмечены при адаптации на русский язык
шкалы Wagnild et Young, осуществленной, чтобы оценить тип эмиг-
рантов, прибывших в Израиль из бывшего Советского Союза (Aroian
et al., 1997). В этом случае фактическая структура шкалы была по-
ставлена под сомнение так же, как и при переводе на японский (Araki,
2000). В заключение хочу сказать, что главное значение культуры для
оценки сопротивляемости подчеркивается работой Long et Nelson
(1999), которые создали в США шкалу, предназначенную для оценки
сопротивляемости американских индейцев.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
2. Брушлинский А. В. Субъект безопасности и безопасность субъекта //
Проблемы информационно-психологической безопасности: Сборник статей и
материалов конференции. М., 1996.
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М.,
2000.
4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреж-
дении: практическое руководство / Под ред. И. А. Баевой. СПб., 2006.
5. Психологическая культура и психологическая безопасность в образова-
нии: Материалы Всероссийской конференции. СПб.; М., 2003.
6. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник науч-
ных статей по материалам Первого международного форума / Под ред. И. А. Ба-
евой, Л. А. Регуш, Ш. Ионеску. СПб., 2006.
7. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учебное пособие. М.,
2002.
8. Волков Е. Н., Сарычев В. В. Проблемы психологической безопаснос-
ти личности в современном российском обществе. evolkov.iatp.ru/rpec/descult/
grpthnk1.html.