Периоды и фазы развода
Тема: «Развод и Повторные браки»
Цель:раскрыть содержание тем развод и повторные браки.
Задачи:
1.
План:
1. Что такое развод
2. Причины разводов
3. Периоды и фазы развода.
4. Дети и развод: особенности реагирования, переживания, преодоления негативных последствий.
5. Повторный брак.
6. Особенности повторных браков.
7. Отношение детей к повторному браку родителей.
Развод
Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее ре- организации семьи как системы. Развод — это результат кризисного разви- тия отношений супружеской пары. Осуществленному разводу, как прави- ло, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему со- временного российского общества. Сегодня каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и
32% женщин считают, что развод можно было предотвратить [Ганичева,
2002].
В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Ео- ли раньше его интерпретировали однозначно отрицательно — как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как не- отъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганиза- ции ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структу- ре оказывается невозможным [Голод, 1995]. Возрастание разводов, по мнению СИ. Голода, в определенном смысле предопределено переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избира- тельности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает сво- бодное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения скла- дываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях, когда семья становится помехой на пути свободного самораз- вития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не оз- начает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохра- няет по крайней мере одну, но важнейшую функцию — воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.
Причины разводов
Э. Тийт [1980] выделяет три группы факторов риска развода. Первая — личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние сома- тического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.). Традиционно фактором риска считается воспитание будущего супруга в неполной либо дисгармоничной семье. Причем особое значение приобретают эмоциональные нарушения супружеских и детско- родительских отношений — холодность, отвержение, дистантность, враж- дебность. Значительная разница в возрасте, равно как и дистанция в обра- зовательном и социальном статусе будущих супругов, также выступают существенными факторами риска для семейной жизни.
Вторая группа факторов риска определяется историей создания семьи — условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью супружеской пары. Стабильность брака снижается, если период знакомства оказывается слишком коротким (менее полугода) и недостаточным для познания друг друга и установления равно- правных отношений, в которых партнеры учатся взаимопониманию и со- трудничеству в решении возникающих проблем. Поскольку семейные роли мужа и жены в современном обществе регламентированы значительно мень- ше, чем ранее, что обусловлено активным участием женщины в обществен- ном производстве, необходимо время для предварительного согласования взглядов партнеров на семейные ценности и роли. Отметим, что в известных нам исследованиях не было выявлено существенного влияния фактора сек- суальных добрачных отношений на успешность сохранения семьи или, на- против, на ее распад. Фактором риска успешности брака является добрачная беременность невесты, особенно когда супруги молоды [Гурко, 1982]. В этом случае период ухаживания сокращается и молодожены оказываются психо- логически, экономически и личностно не готовы к будущей семейной жизни. Когда же распадается молодая семья без детей, т.е. речь идет о только что об- разовавшейся семейной паре, факторами риска выступают неадекватная мо- тивация брака и кратковременность знакомства, не позволяющая партнерам соотнести ценностную основу заключения брака. Неадекватными мотивами брака могут быть стремление одного или обоих супругов выделиться из пра- родительской семьи либо с целью утверждения своего взрослого статуса, ли- бо для того, чтобы избежать конфликтов, ссор, эмоциональной напряженно- сти в отношениях с собственными родителями. Другим неадекватным мотивом может стать гипертрофированное желание найти покровительство и защиту у партнера, чтобы удовлетворить потребность в безопасности. Партнер в этом случае воспринимается инструментально — как гарант безо- пасности, и решение о заключении брака не основывается на отношениях любви и близости. Такая ситуация складывается, когда пара начинает ветре чаться или женится после значимой потери — смерти близкого любимого че- ловека, только что состоявшегося развода, расставания с любимым челове- ком и т.д.
Третья группа факторов риска отражает неблагоприятные условия функционирования семьи. Это неблагоприятные жилищные и материаль- но-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиант- ное поведение супругов (алкоголизм, наркомания), высокая конфликт- ность, сексуальная дисгармония.
Факторами, повышающими степень готовности семьи к разводам, явля- ются урбанизация и рост мобильности трудоспособного населения, измене- ние места женщины в структуре профессиональной занятости общества и дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции, в которой целям автономного личностного роста уделяется все большее значение обоими по- лами [Зидер, 1997]. Либерализация отношения общества к разводам, облег- чение правовых норм, регулирующих развод, — далеко не последние факто- ры, провоцирующие легкость принятия решения о расторжении брака.
Наряду с факторами риска развода можно говорить и о факторах толе- рантности, снижающих вероятность распада семьи даже в условиях проблем семейной жизни и конфликтности отношений. Наиболее существенное зна- чение приобретает наличие в семье детей. Ребенок достаточно часто выступа- ет как «последний аргумент» в принятии решения супругов о разводе в поль- зу сохранения семьи. Наличие детей снижает психологическое желание и экономическую обоснованность развода. Другим важным фактором, удержи- вающим супругов от развода, является неуверенность в своем экономическом положении после развода и возможности прокормить детей, обеспечить им полноценноевоспитаниеиобразование.Например,поданнымИ.Смелзера, уровеньразводоввамериканскихсемьяхснизилсявпериодВеликойдепрес- сии1930-хгг.,чтобылообусловленонехваткойрабочихместижилья.Напро- тив, работающие жены, которые оказываются в состоянии и после развода обеспечить материально себя и детей, обнаруживают большую склонность к разводу в проблемных семьях, чем женщины, не работающие или занимаю- щиеся низкооплачиваемым трудом. Низкую готовность к разводу обнаружи- вают жители сельских районов, неработающие женщины и группы населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума [Зидер, 1997]. Известно, что именно женщина в большинстве случаев выступает инициатором развода. Общность внесемейных интересов и целей повышает устойчивость семьи к деструктивным воздействиям. И главный ресурс толерантности — безуслов- ное сохранение симпатии, привязанности и любви к партнеру.
Говоря о причинах разводов, необходимо различать их мотивы и мотивировки. Как правило, исследователи проблемы развода апеллируют имен- но к мотивировкам — рефлексии супругами причин развода. Перечислим, на наш взгляд, основные.
• Утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопо- нимания. Поскольку основой современной семьи и заключения брака яв- ляется любовь, утрата чувства любви рассматривается как достаточная причина для развода.
•Неверность супругов, супружеская измена, сексуальные отношения вне брака, ревность. Более 50% разводящихся пар обвиняли партнера в су- пружеской измене [Тийт, 1980]. Правда, в этом случае трудно говорить о том, являлась ли супружеская измена причиной развода или естественным следствием произошедшего ранее отчуждения супругов и фактического распада семьи. Супружеская измена посягает на любовь как основу брака, разрушает целостность семьи, затрагивая все сферы семейного функцио- нирования; наносит ущерб Я-концепции личности, представляет угрозу са- мопринятию, чувству собственного достоинства обманутого супруга. Именно поэтому аффективный комплекс чувств, возникающий как реак- ция на супружескую измену, включает переживание ревности, обиды, оди- ночества, предательства, утраты стабильности и чувства безопасности (ме- тафора «разрушенного дома»). Можно выделить следующие причины супружеской измены: новая любовь; месть за неверность супруга (по прин- ципу око за око, зуб за зуб); невзаимность, неразделенность любви в супру- жеских отношениях и стремление реализовать потребность в любви с дру- гим партнером, способным дать переживание полноты интимности отношений; гедонистический поиск новых любовных наслаждений; ком- пенсация дефицита любви в силу ограничения супружеских отношений (хроническая болезнь, длительные командировки, вынужденная разлука); случайные обстоятельства (опьянение, «удобный случай», настойчивость сексуальных домогательств партнера и пр.). В последнем варианте измена носит разовый, нерегулярный характер. Ревность может быть определена как реакция на угрозу распада партнерства в условиях реального или мни- мого соперничества. А.Н. Волкова [1989] выделяет четыре критерия клас- сификации реакций ревности: «норма — патология»; содержательный кри- терий (аффективные, когнитивные и поведенческие реакции ревности); тип переживания (активные и пассивные); интенсивность переживания (глубокое сильное и умеренное) (см. табл. 6).
•Алкоголизм и неумеренное употребление спиртных напитков супру- гом. Как правило, такая мотивировка используется преимущественно жен- щинами: 58% женщин и только 29% мужчин назвали злоупотребление ал- коголем причиной развода [Кутсар, 1980].
•Притязания одного из супругов на единоличное главенство, наруше- ние норм демократического общения в семье, авторитарный стиль руковод- ства. Проблемы лидерства могут выступать в форме борьбы против домини- рования супруга, за лидерство, «независимость», выражать протест против подчиненного положения в семье [Калмыкова, 1983]. В исследованиях А.И. Антонова [1998] было показано, что для разводящихся семей характер
Психологическое содержание и феноменология реакций ревности
(по А.Н. Волковой)
Критерий классификации | Виды реакций ревности | Описание реакций ревности |
Норма — патология | 1. Нормальные | Адекватно отражают ситуацию в условиях суще- ствования реального соперника. Сохранен само- контроль за реакциями ревности |
2. Патологические | Искаженное отражение ситуации. Мнимость со- перника. Неконтролируемость реакций ревности | |
Психологическое содержание реак- ций ревности | 1. Когнитивные | Рефлексия и анализ причин измены. Прослежи- вание генезиса и истории измены, их когнитивная атрибуция. Поиск виновного |
2. Аффективные | Эмоциональное амбивалентное переживание (отча- яние, страх, ненависть, презрение к себе и партнеру, чувство неполноценности, любовь, надежда). Пат- терн эмоций определяется индивидуально-типоло- гическими характеристиками личности | |
3. Поведенческие | Типичные реакции — борьба и отказ. Борьба на- правлена на восстановление и стабилизацию от- ношений с партнером (объяснения, уговоры, просьбы, угрозы, шантаж) и на устранение сопер- ника (вызывание жалости, сочувствия). Отказ предполагает разрыв отношений с партнером и дистанцирование от него | |
Тип переживания ревности | 1. Активный | Поиск необходимой информации, открытое выра- жение чувств, активное соперничество и стремле- ние вернуть партнера |
2. Пассивный | Отказ от анализа и рефлексии ситуации супруже- ской измены, открытого выражения чувств, без- действие | |
Интенсивность (глубина и длительность) переживания | 1. Сильное и глубокое | Возникает в условиях благополучного супружест- ва. Усиливается фактором неожиданности изме- ны, если это происходит впервые. Возрастает при сильном страхе потерять партнера (при ненадеж- ной привязанности и невротической любви). Уси- ление ревности связано со следующими личност- ными особенностями: инертностью, недостаточной социальной и коммуникативной компетентностью, ограниченностью круга обще- ния и социальных контактов (одиночество), тен- денцией к идеализации отношений, явно выра- женным модусом «иметь» в отношениях любви (Э. Фромм), завышенной и заниженной само- оценкой личности, сильной зависимостью от партнера в достижении жизненных целей (карье- ра, материальная обеспеченность) |
2. Умеренное | Опыт переживания супружеской измены в исто- рии семейных отношений. Открытое раскаяние со- вершившего измену, подтверждение стабильности брака и исключительности партнера-супруга |
на направленность на утверждение собственного единоличного главенства, в то время как для стабильных и неконфликтных типична установка на при- знание супруга главой семьи или признание совместного главенства.
• Несправедливое распределение домашних обязанностей, ролевая пере- грузка женщин в силу трудностей совмещения производственных и семей- ных обязанностей. Особую значимость эта причина приобретает в семьях, где оба супруга работают, причем для жен важны профессионально-карьер- ные цели. Достаточно часто конфликты в семье возникают в силу отсутст- вия единства супругов в вопросе о том, в какой мере женщина должна по- святитьсебяработе,карьереивкакой—семье.
• Вмешательство прародителей в семейную жизнь молодых супругов. По данным 3. Розенталя, 8% разводившихся молодых супругов (стаж супруже- ства до двух лет) в качестве причины развода указывали на вмешательство
в их жизнь родителей, в то время как среди супругов со стажем семейной жизни более пяти лет — только 0,6%. Таким образом, с возрастанием семей- ного стажа указанная причина распада семьи теряет свою актуальность.
• Несогласованность и противоречивость взглядов на воспитание детей.
Чаще всего разногласия между супругами возникают на 5—10-м году бра- ка, т.е. с момента включения детей в общественную систему воспитания, требующего от отца более активного участия.
•Отсутствие общих увлечений и интересов супругов [Гурко, 1982]. От- сутствие общих увлечений приводит к тому, что супруги проводят досуг раздельно, темсамым увеличивая разрыв в своих интересах. Поскольку с момента рождения ребенка жена оказывается «привязана» к дому и ее воз- можности досуга значительно ограничиваются, возникают и усиливаются конфликты по поводу «несправедливого» распределения свободного вре- мени между супругами.
• Несходство характеров, несовместимость взглядов и ценностей. Чер- тами характера партнера, вызывающими раздражение и отчуждение супру- гов, признаются мелочность, нечестность, легкомысленность, непрактич- ность, недоверчивость, неуравновешенность [Кутсар, 1980].
• Неадекватность мотивов заключения брака, психологическая неготов- ность супругов к вступлению в брак. Как правило, в этом случае семья рас- падается достаточно рано и распад часто бывает связан с идеализирован- ными представлениями молодых людей о браке и недостаточным знанием партнера. Адекватность представлений о партнере позволяет молодым су- пругам эффективно построить свое общение и ролевое взаимодействие, найти путь конструктивного разрешения конфликта, выработать совмест- ные семейные ценности, нормы и «правила семейной игры» и тем самым избежать деструкции семьи и ее распада.
• Сексуальная дисгармония супружеских отношений. Признавая безус- ловную необходимость обращения супружеской пары к сексологу, под- черкнем, что в подавляющем большинстве случаев в основе сексуальных
дисгармоний лежат психологические причины, разрешение которых с не- обходимостью требует участия психолога-консультанта.
•Насилие в семье, агрессивное поведение супруга, включающее все формы проявления агрессии от физического насилия до ворчливости и раздражительности.
•Принадлежность супруга к определенной профессии или включен- ность в виды деятельности, которые не могут быть приняты партнером в силу ценностных, религиозных, политических, этических и других убежде- ний и принципов.
•Совершение супругом уголовно наказуемого деяния, асоциальное и антисоциальное поведение.
• Неудовлетворенное желание иметь детей одним из супругов и отказ от разрешения проблемы с использованием современных методов медицин- ской репродуктологии или усыновления ребенка.
• Материальные, финансовые и жилищные проблемы семьи, неудовле- творенность низким/неудовлетворительным уровнем жизни.
Вероятность распада семьи и мера деструктивности воздействия развода на развитие детей определяется стадией жизненного цикла семьи, а также со- циальным, экономическим и этническим контекстом ее жизнедеятельности.
Минимальными относительно других стадий жизненного цикла семьи по- следствиями развода отличается первая стадия — «молодая пара до рождения детей». Факторами риска распада брака на этой стадии признаны продолжи- тельность предбрачного периода (менее 6 месяцев или более 3 лет); значимые различия ценностных семейных установок; доминирование мотива выхода из прародительской семьи у одного или обоих супругов; переживание травмати- ческих событий в период ухаживания или в момент, непосредственно пред- шествующий или последующий за заключением брака; напряженность отно- шений с прародительской семьей у одного или обоих партнеров.
Значительный риск развода падает на стадию «семья с маленькими де- тьми». Как правило, эта стадия характеризуется снижением субъективной удовлетворенности браком, ролевой напряженностью и ролевой перегруз- кой. Семья с детьми подросткового возраста также уязвима в отношении риска развода, поскольку именно на эту стадию приходится кризис «сере- дины жизни», нередко вызывающий желание «начать жизнь с чистого ли- ста». Развод в этом смысле представляет собой, на первый взгляд, самое легкое решение расстаться с прошлым и начать жизнь заново. Семьи пожи- лого возраста крайне редко принимают решение о разводе, поскольку в ста- рости возрастает потребность во взаимопомощи и взаимной поддержке.
Периоды и фазы развода.
Развод включает два периода — собственно развод и постразводный пери- од, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы — неполной семьи.
В собственн о разводе можно выделить три фазы: 1) обдумыва- ние и принятие решения о разводе; 2) планирование ликвидации семейной системы; 3) сепарация. Говоря о разводе, следует отдавать себе отчет, что при ликвидации столь сложного организма, коим является семейная систе- ма, необходимо выделять такие виды развода, как развод эмоциональный, юридический, экономический и социальный. Каждый из них предполагает прекращение той или иной функции семьи.
Дадим краткую характеристику каждой фазы развода.
Стадия, предшествующая разводу, начинается с фазы обдумывания и принятия решения о прекращении брачно-семейных отношений как опти- мальном в сложившихся условиях варианте разрешения семейного кризи- са. На ее протяжении происходит нарастание деструктивности и дисгармо- ничности семьи. Конфронтация партнеров и ссоры становятся хроническими. Превалирует тревожность, дурное настроение, чувство ра- зочарования, неудовлетворенности, отчуждения и охлаждения, неверия и недоверия. Снижение уровня субъективной удовлетворенности браком, чувство утраты любви приводят к возникновению холодности, враждебно- сти и дистантности в отношениях супругов, что является индикатором на- чала процесса эмоционального развода. В большинстве случаев наблюдает- ся асимметрия динамики эмоционального развода у партнеров: у кого-то чувство любви сохраняется, у кого-то угасает. Обдумывание и принятие решения о разводе одним или обоими супругами продолжается от несколь- ких дней до нескольких лет и основывается на осознании ими невозможно- сти дальнейшего существования в рамках семейной системы. Конфронта- ция с партнером приобретает целенаправленный характер: высказываются обдуманные претензии и требования, наконец ставится вопрос о целесооб- разности развода. Сообщение супругом партнеру о принятом решении вы- зывает шок, отчаяние, чувство пустоты и хаоса, амбивалентность пережи- вания, составляющих характерный паттерн эмоционального переживания отвергнутым партнером решения о разводе. Решение о разводе либо при- нимается вторым супругом сразу, либо следуют переговоры и «тайм-аут» с отсрочкой принятия окончательного решения. Одним из вариантов «циви- лизованного» принятия решения о разводе является более или менее дли- тельное раздельное проживание супругов при сохранении воспитательной и экономической функций семьи. Раздельное проживание создает благо- приятные условия для эмоциональной стабилизации супругов, переоценки ими реального состояния и будущего семьи и окончательного принятия ре- шения о дальнейшей судьбе. С момента объективирования проблемы раз- вода эмоциональный развод приобретает все более осознанный характер и принимает форму сознательной целенаправленной реорганизации и ре- конструкции эмоциональных отношений между супругами.
Фаза планирования ликвидации семейной системы начинается с момен- та окончательного принятия решения о разводе одним или обоими супру гами. Свойственные ей негативно-тревожный эмоциональный фон сущест- вования семьи, высокая эмоциональная напряженность и фрустрирован- ность представляют серьезную угрозу для разумного выхода из кризиса. Ликвидация семейной системы связана с необходимостью изменения ро- левой структуры семьи, перераспределением ее основных функций и пост- роением нового образа жизни. Ее задачи:
•эмоциональный развод, предполагающий эмоциональную сепарацию супругов; трансформацию эмоциональной привязанности к партнеру;
• физический развод, включающий территориальную сепарацию и при- водящий к раздельному проживанию бывших супругов;
•экономический развод — заключение соглашения и договоренностей о разделе имущества и жилища, о формах экономической поддержки быв- шими супругами друг друга, о вкладе каждого из них в обеспечение мате- риального благополучия детей и планировании в случае необходимости шагов по изменению места и графика работы каждым из супругов;
• социальный развод включает две задачи — реорганизацию отношений с расширенной семьей и перестройку отношений со значимым социальным окружением, общим кругом друзей и коллег. Для разрешения социального развода супруги должны информировать прародителей и других членов расширенной семьи с обеих сторон о принятом решении. Явное неприня- тие развода прародителями, осуждение и обвинение ими супругов, попыт- ки «силовыми методами» добиться от них отмены решения создают фактор риска стабилизации семьи после развода. Необходимо еще на стадии пла- нирования распада семьи выработать соглашение о формах взаимодейст- вия и участия прародителей в будущей жизни обоих супругов после разво- да и воспитании детей. Другой задачей является информирование по мере необходимости друзей, знакомых, сослуживцев, администрации предприя- тий, где работают супруги, о принятом ими решении расторгнуть брак;
|
• религиозный развод — согласование с религиозными канонами и по- лучение разрешения от духовника или иерархов конфессии на расторже- ние брака, если один из супругов или оба верующие.
Таким образом, планирование распада семейной системы осуществляет- ся путем переговоров о решении материальных, бытовых и имущественных проблем, связанных с прекращением функционирования семьи. Если эмо- циональный развод завершен либо его динамика позитивна и отражает при- нятое решение о целесообразности прекращения супружеских отношений, то возможен конструктивный диалог между супругами. Если же нет и эмо- циональные отношения супругов окрашены чувством обиды, гнева, враж- дебности, то переговоры заходят в тупик и принимают деструктивный характер. Каждый стремится причинить боль другому, идея «наказания» ви- новной стороны доминирует, дети становятся разменной монетой в вытор- говывании прав и привилегий и вовлекаются в борьбу как средство давле- ния и шантажа противной стороны по принципу цель оправдывает средства.
Завершается развод фазой сепарации — прекращением ведения супру- гами совместного хозяйства и совместного проживания. Нередко уже на этой фазе происходит физическое отделение супругов — уход в прароди- тельскую семью или на иное место жительства. Даже если супруги продол- жают жить под одной крышей, происходит раздел «хозяйства», комнат, бю- джет перестает быть общим и т.д. Интенсифицируется процесс эмоционального развода — происходят аффективная переоценка характера отношений с партнером и самого партнера, дифференциация границ Яи Ты и установление новых правил и норм взаимодействия. Важным компо- нентом сепарация является трансформация образа «Мы», построение но- вого образа «Мы», «Я» и «Ты» в будущем. Подчеркнем, что даже после раз- вода «Мы» как целостная структура сохраняется, поскольку даже тогда бывшие супруги остаются родителями своих детей, сохраняя единство
«Мы как родители».
Период развода связан с юридическим оформлением нового статуса се- мьи, признанием прекращения действия прежних прав и обязательств су- пругов в связи с расторжением брака и принятием новых обязательств по сохранению родительских функций. Продолжительность этого периода определяется правовыми нормами (от 2 до 5—6 месяцев в зависимости от наличия в семье детей и добровольности решения о разводе обоими супру- гами). Развод — не просто проставление «штампа в паспорте» как процеду- ра юридического оформления нового семейного статуса, но и оформление экономического разрыва, а также соглашения об участии супругов в воспи- тании детей. Если родители не достигают взаимного согласия о том, с кем останутся проживать дети и как будет обеспечена реализация права одино- кого родителя на воспитание детей, решение принимает суд. Именно он ре- шает, с кем из родителей останутся дети, исходя из информации об их воз- расте и поле; эмоциональной привязанности к родителям и другим членам семьи; финансово-экономических условиях, которые может предоставить детям каждый из родителей, естественно при условии финансовой под- держки второго родителя; возможности реализации родителем воспита- тельной функции; состоянии соматического и нервно-психического здоро- вья родителей и их правовом статусе (Дееспособность, гражданство, административные правонарушения, нахождение под следствием или в ис- правительно-трудовом учреждении и пр.). В случае необходимости прово- дится психологическая экспертиза, заключение которой носит рекоменда- тельный характер. Краеугольным камнем принятия решения о том, с кем останутся дети, является принцип охраны интересов психического здоро- вья и развития ребенка. К участию в принятии такого решения привлека ются органы опеки, на которые возлагается контроль его осуществления. Нередко принятие решения о реализации родительских прав затягивается на долгое время, вплоть до нескольких лет, причем его практика основана на анализе характера первичной привязанности ребенка. Обычно до подро- сткового возраста вопрос о том, с кем должны остаться дети, решается в пользу матери. До достижения ребенком старшего подросткового возраста не рекомендуется прямо ставить его перед выбором родителя, с которым он хотел бы остаться жить. Ради благополучия, здоровья и психического раз- вития ребенка крайне желательно продолжать переговорный процесс меж- ду родителями до заключения добровольного соглашения, основанного на защите его прав и интересов. Участие психолога как специалиста-консуль- танта, способного представить и аргументировать матери и отцу ребенка возможные следствия различных вариантов решения вопроса об опеке, на этом этапе развода представляется в высшей степени целесообразным.
Как правило, на этой стадии происходит или продолжается процесс территориальной и экономической сепарации, устанавливаются новые от- ношения между экс-супругами.
Основное содержание постразводног о период а составляет пе- рестройка семейной системы и ее стабилизация. В жизни семьи он прохо- дит три фазы: 1) послеразводную (до одного года); 2) фазу перестройки (2—3 года); 3) фазу стабилизации (2—3 года). Каждая характеризуется соб- ственными задачами, продолжительностью, особенностями эмоциональ- ных переживаний и типичными трудностями функционирования.
Метафора послеразводной фазы — «разрушенный дом». Все члены се- мьи переживают кризис, наступающий после юридического оформления развода. Семья на какое-то время может утратить способность нормально функционировать. Продолжительность этой фазы различна (от нескольких месяцев до года) в зависимости от ресурсов семьи и социальной поддержки.
Основная цель послеразводной фазы — построение нового стиля и обра- за жизни в условиях неполной семьи. Соответственно, задачами развития семьи выступают: преодоление «эмоционального дефицита» и «дефицита делового сотрудничества», возникших после ухода одного из супругов; вос- становление экономического функционирования семьи, достижение фи- нансовой и экономической компетентности разведенного супруга, позво- ляющей максимально сохранить или улучшить уровень прежнего,
«доразводного» функционирования семьи; приобретение необходимой компетентности в воспитании детей каждым из разведенных супругов; по- строение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, прародителями; реконструкция эго-идентичности. Развод воспринимается личностью, особенно в первый момент, как доказательство ее неполноцен- ности, что приводит к острому переживанию ею собственной несостоятель- ности, неуверенности в себе, депрессии, самообвинению; формирование нового образа семьи у детей — раздельное проживание — все-таки ставит перед ребенком задачу адаптации к новым условиям общения и сотрудни- чества с каждым из родителей.
Одной из серьезных задач, с которыми сталкиваются супруги после раз- вода, является стабилизация финансово-экономического положения се- мьи. Финансовые трудности заставляют разведенных супругов искать сверхурочную или новую, высокооплачиваемую работу, чтобы свести бюджет в новых условиях, либо, напротив, отказаться от престижной и фи- нансово выгодной работы, чтобы освободить время для ухода за детьми и их воспитания. В любом случае кардинальное изменение социальной ситу- ации развития семьи, пережившей развод, сопровождается изменением об- раза жизни, включающее пересмотр прежде сложившихся моделей испол- нения ролей. Супруг, совместно проживающий с ребенком, должен научиться эффективно справляться с множеством ролей, ранее распреде- лявшихся между мужем и женой таким образом, чтобы ролевая перегрузка не наносила ущерба воспитанию ребенка. Супруг, отделившийся от семьи, стоит перед задачей интенсификации общения с ребенком так, чтобы ком- пенсировать временной недостаток общения с ребенком, неизбежный при раздельном проживании. Оба родителя должны научиться принимать и уважать друг друга как отца (мать) своего ребенка, преодолев обиду, эмо- циональный негативизм и чувство мести в отношении бывшего супруга. Заключение договора о полноправном участии каждого из супругов в вос- питании ребенка после развода станет надежным средством профилактики негативных его следствий как для ребенка, так и для бывших супругов.
Еще одно следствие развода состоит в переживании бывшими супруга- ми чувства личностного краха. В большинстве случаев развод происходит по инициативе одной из сторон. Отвергнутый партнер особенно тяжело пе- реживает решение о разводе. Инициатор развода даже при явно негативном паттерне чувств и эмоциональных проявлений, связанных с ним, сохраняет контроль над ситуацией, в то время как для отвергнутого партнера харак- терным переживанием является чувство бессилия, безысходности. Особен- но остро переживают тревогу и страх утраты контроля над ситуацией жен- щины. Постразводный синдром, включающий переживание депрессии, безысходности, утраты смысла жизни, страха и отчаяния, низкой самоцен- ности, более характерен для женщин. Мужской вариант постразводного синдрома отличается чувством одиночества, подавленности, растерянности, нарушениями сна, аппетита, обращением к алкоголю, снижением интереса кпрофессиональнойдеятельности, сексуальнымирасстройствами.
Необходимость оказания психологической помощи семье в послераз- водной фазе диктуется:
•переживанием «двойного кризиса» — совпадением развода с другим значимым психотравмирующим событием (смерть близкого человека, уход из дома старшего ребенка, потеря работы, тяжелое хроническое заболева- ние близкого человека и др.);
•возрастанием потенциальной дисфункции семьи за счет резкого сни- жения эффективности выполнения ее членов своих ролей. Супруги не спо- собны самостоятельно справиться с задачами реорганизации семейной сис- темы, возникает угроза потенциальной деструкции семьи и дезадаптации. Например, переживание матерью состояния послеразводной депрессии приводит к гипопротекции в отношении ребенка не только в сфере эмоцио- нального общения и взаимодействия с ним, но и в удовлетворении его ос- новных витальных потребностей — ребенок не накормлен, предоставлен сам себе, испытывает недостаток ласки, тепла и внимания со стороны матери;
•проблемами в отношениях с прародительской семьей, которые усугуб- ляются после развода. Так, одинокая мать становится мишенью обвинений со стороны собственных родителей как «безответственная», «капризная»,
«неуживчивая», «вздорная» и т.д. Вместо эмоциональной и деловой под- держки в прародительской семье разведенная семья сталкивается с осужде- нием, непониманием и открытым выражением оппозиции: «Вы не спросили нас, когда решили пожениться, не посоветовались, когда разводились, — те- перь не ждите от нас помощи в решении своих проблем!» Прародительская семья обеспечивает необходимые ресурсы и поддержку для решения задач перестройки семейной системы. Возрастание проблемности и конфликтно- сти между прародителями и членами разведенной семьи с необходимостью требует помощи и участия третьих лиц.