О предпосылках возникновения акмеологии
АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
В науке иногда возникают парадоксальные ситуации, когда насущные и актуальные проблемы, имеющие очевидное фундаментальное и прикладное значение, почему-то выпадают из поля зрения ученых. Их разработка осуществляется ограниченно, научная значимость явно недооценивается. Наступает время, все неожиданно «прозревают», и возникают недоуменные вопросы: как же так? почему мы этим не занимались, ведь это так важно и перспективно?
Ответы на эти вопросы найти нелегко. Возможно, что такое положение дел связано с психологической инерцией мышления, когда излишняя ориентация на традиции научных школ мешает объективно взглянуть на ситуацию. С другой стороны, это может быть связано с нередко возникающей оторванностью теории от практики, когда из-за доминирования корпоративных ценностей возникает порочный круг мнимой значимости научных проблем. Причины надо искать в каждом отдельном случае.
В психологии такая ситуация тоже иногда возникает. В частности, в силу сложившихся обстоятельств (причины, возникновения которых необходимо будет проанализировать историкам психологической науки) случилось, что в психологии проблемы прогрессивного и поступательного развития зрелой личности, ее высших личностных и профессиональных достижений, проблемы профессионализма личности и деятельности разрабатывались ограниченно, в значительной мере фрагментарно, изолированно друг от друга, не системно. Идеи о психологическом изучении развивающейся зрелой личности и ее достижений в таком развитии явно недооценивались. Поэтому результативность таких исследований, уровень теоретического обобщения и практическая значимость были невелики. Справедливости ради надо признать, что даже и в таких исследованиях были получены весьма важные и конструктивные результаты, настолько перспективна и плодотворна была сама их идея. Однако отсутствие общего теоретического основания, связей между данными исследованиями, а самое главное – теоретико-методологического обобщения негативно сказывалось на их масштабности и результативности.
Ситуация коренным образом изменилась, когда появилась и стала развиваться новая наука – акмеология (от греч. acme – вершина, цветущая пора). Акмеология быстро заявила о себе, четко обозначив свое предметное и объектное поле и научную проблематику. С момента появления акмеологии и по сей день не происходит каких-либо радикальных изменений в толковании ее сущностных характеристик как науки, в описании ее проблематики. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Сразу обратим внимание на то, что акмеология изучает развитие именно зрелой личности. В психологии понятия зрелость и взрослость нередко отождествляются, поэтому взрослый человек в продолжительном между юностью и старостью возрастном периоде часто называется зрелым. Взрослость и зрелость психологами рассматривается в основном как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.
Как видно из данного определения, речь идет главным образом о развитии разнообразных способностей, что является ограничением психологического предметного поля познания по сравнению с акмеологическим. Хотя в некоторых психологических исследованиях последнего времени предпринимались попытки выйти за данные рамки.
В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся. С акмеологической точки зрения зрелость личности – более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Проще говоря, не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью. Именно поэтому в акмеологическом понимании ступень зрелости, а тем более вершина зрелости – АКМЕ – рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости.По мнению А. А. Бодалева, «...она определяет сходное и различное у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека».
Направленность и масштабность проявления АКМЕ у разных людей существенно отличается.Это естественно, люди от рождения не одинаковые по своим задаткам и способностям, у них разные возможности развития, однако среди этого большого разнообразия можно выделить как минимум четыре магистральных пути развития, которые соответствуют известному методологическому принципу изучения человека (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев):
1) «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида;
2) наивысшие достижения в личностном развитии;
3) выдающиеся результаты в труде (то есть связанные с развитием человека как субъекта деятельности);
4) достижение вершин в развитии человека как индивидуальности.
Данные направления связаны между собой, хотя во многих случаях само развитие осуществляется гетерохронно. Акмеология призвана изучать закономерности индивидных, личностных и трудовых достижений у прогрессивно развивающейся зрелой личности.
Значимость акмеологического взгляда на прогрессивное развитие зрелой личности хотелось бы проиллюстрировать еще одним аргументом. По древнегречески «быть в АКМЕ» означает «находиться на высшей ступени». Поэтому древнегреческие доксографы (авторы сочинений, содержащих высказывания известных философов), составляя жизнеописания выдающихся личностей, указывали не даты начала и конца их жизни, а время, когда они прославились своими выдающимися достижениями, когда у них был наивысший расцвет, пик этих достижений. Собственно, сама история, по мысли Н. В. Кузьминой, в акмеологическом смысле формировалась как повествование о весьма значимых событиях, участниками которых были выдающиеся личности. О «серых» личностях историки не пишут, да такие личности историю и не создают. В подтверждение этой мысли можно сослаться на ряд широко известных исследований, имеющих не только историческое, но и акмеологическое содержание. В частности, Плутарху принадлежит труд, но истории в сравнительных описаниях пятидесяти биографий выдающихся греков и римлян. Содержательно сходным является «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла, жизнеописания многих выдающихся исторических личностей. Н. М. Карамзин в 12-томной «Истории государства Российского» огромное внимание уделял личностно-психологическим характеристикам выдающихся отечественных исторических деятелей прошлого. А знаменитая биографическая серия Флорентия Павленкова или литературно-историческая серия «Жизнь замечательных людей», созданная по инициативе А. М Горького. В них также главное внимание уделяется достижениям исторических личностей, их психологическим и характерологическим свойствам и качествам, способствовавшим этим достижениям. Таких примеров акмеологичности исторической науки можно привести множество.
Понятие «Акмеология» было впервые предложено Н. А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись. Напомним, что личностный аспект зрелости рассматривается здесь, прежде всего в контексте моральной нормативности поведения следующим образом:
♦ когда личные нормы и нравственные ценности соответствуют гуманистическим;
♦ когда они являются главными регуляторами поведения и отношений;
♦ когда они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких не только личностных, но и социально-позитивных результатов.
То же самое можно сказать и о деятельностном аспекте: «...если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигнутом им, стремится выйти на уровень Мастера в своей области труда, то это, конечно, все – показатели его зрелости как субъекта деятельности».
Б. Г. Ананьев, предвосхищая научную перспективу и значение акмеологии, ставил задачи разработки фундаментальной теории зрелости, справедливо отмечая, что именно на этот период приходятся самые значительные достижения личности и пики в ее интеллектуальном развитии. Он указывал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, когда в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии – те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социально-активной жизнью.
Б. Г. Ананьев выдвинул тезис, согласно которому единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела – возрастной психологии зрелости или взрослости.
Если судить по длительности или времени с момента обоснования понятия «акмеология», эта наука считается молодой. Формально это действительно так. Однако, даже не рассматривая исторический аспект проблемы, можно утверждать, что мировоззренческие и научные идеи акмеологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве являются такими же древними, как само научное знание о человеке. Поиски путей самореализации личности, раскрытия ее потенциала осуществлялись практически всегда. Акмеологические идеи о развитии личности высказывались многими философами древности. К примеру, базовое акмеологическое понятие о самореализации творческого потенциала личности тесно связано в смысловом отношении с понятием «самодвижения», введенного еще Платоном. Акмеологический, по сути, подход обретения творческого мастерства ярко и образно излагал Леонардо да Винчи в своем знаменитом трактате «Обучение живописца». Сказанное в полной мере относится и к научной мысли России. Специфика исторического развития акмеологических идей была прослежена Н. В. Кузьминой, которая открыла малоизвестные, но весьма показательные страницы отечественной дореволюционной философско-религиозной мысли. Гуманистические философские и антропологические идеи акмеологического содержания о самосовершенствовании, рефлексии и мудрости человека отражены в трудах В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, А. Ф. Лосева, отца П. А. Флоренского.
Немало ярких мыслей о творческой профессиональной самореализации в конкретных видах деятельности было высказано великим русским хирургом Н. И. Пироговым, основателем многих научных направлений в невропатологии, физиологии и психологии В. М. Бехтеревым и социологом П. А. Сорокиным и другими выдающимися отечественными учеными.
Следует подчеркнуть, что в России акмеологические идеи высказывались не только учеными. В поэтическом творчестве заката серебряного века сформировалось целое акмеологическое течение – «акмеизм». Его основателями являлись А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и др. Они провозглашали «возвращение к первозданному и совершенному человеку», его самореализации, чувствам, эстетике.
Иными словами, мысли об АКМЕ, акмеологические идеи владели лучшими умами человечества; примеров, подтверждающих историзм акмеологии, можно привести немало. Это является еще одним аргументом научной значимости и состоятельности акмеологии.