Системно-коммуникативная модель семьи

В 1950- 1960-е гг. этот вид психотерапии только зарождался, как утверждается в обзорном исследовании К. Бродерика и С. Шреде­ра, опубликованном в 1991 г. Согласно точке зрения авторов, эти два десятилетия стали свидетелями утверждения в науке общей тео­рии систем в биологии и кибернетике, в вычислительной технике. Вместо того чтобы согласно научной традиции, аналитическим пу­тем разделять изучаемые явления на мельчайшие элементы, напри­мер, электроны, нейтроны и т.д., общая теория систем (Л.Фон Бер­таланфи) отстаивала приоритет 1) принципа целостности, несво­димости целого к сумме элементов, 2) принципа развития через ус­тановление и усложнение внутрисистемных и внесистемных связей. На первый план выдвигалась проблема совершенствования меха­низмов «обратной связи», т.е. способов коммуникации, управле­ния и контроля, общих как для биологических, так и кибернетиче­ских систем (Н. Винер).

В самом общем виде под системой понимается набор элементов, находящихся в постоянной взаимосвязи. Например, семья как сис­тема не просто включает в себя х индивидов. Она, кроме того, охва­тывает их перекрестные взаимоотношения, а также взятый в комп-лексе контекст, в котором обитает семья, и существующий свод правил этой семьи. Даже постоянные ролевые названия, закрепляемые за различными членами семьи» такие как «родитель» и «ребе­нок)», дают понять, что между двумя обозначенными индивидами существует устойчивая связь.

Система - это набор организованных в соответствии с опреде­ленными правилами элементов. Принципы организации предпола­гают, что, как только из разрозненных элементов составлена ус­тойчивая комбинация взаимосвязанных элементов, создается един­ство, целостность, не сводимая к простой сумме составляющих ее единиц. Супружеская система, например, может быть разделена только на две составляющие (два отдельных индивида), которые являются двумя индивидуальными подсистемами. Но между отдель­но взятыми индивидами существует устойчивая взаимосвязь, созда­ющая супружескую подсистему: таким образом, в супружеской си­стеме получается, что 1-4-1=3.

Система организована таким образом, что связи между элемен­тами определяют границы как вокруг системы в целом, так и вокруг каждой входящей в нее подсистемы. В биологии эти границы четко различимы: у любой клетки есть мембрана, у любого животного есть кожа. В системах, элементами которой являются люди, грани­цы зачастую более абстрактны, они задаются правилами взаимо­отношений. Например, правила моногамии позволяют определить границы традиционного брака. Супруг, который вступил в поло­вую связь на стороне, «переходит границу» или же начинает дей­ствовать, выходя за рамки взаимосвязи между супругами. Границы могут быть и весьма неясными и расплывчатыми; их определяют расплывчатые правила по поводу того, кому и с кем позволительно взаимодействовать и как взаимодействовать. В семьях, где практи­куется кровосмешение, границы между подсистемами родителей и детей настолько плохо обозначены, что отношения между подсис­темами выходят на грань патологии. Правила недопущения крово­смешения очень важны хотя бы потому, что они помогают опреде­лять рамки здоровых семейных отношений. Однако границы могут быть и чрезмерно ригидными, не допуская адекватного взаимодей­ствия между составляющими систему индивидуальностями или меж­ду разными системами. Так, семьи, практикующие надругательства над детьми, зачастую жестко изолированы от более крупных обще­ственных систем и поэтому не в состоянии принимать со стороны общественную помощь, которая могла бы содействовать прекра­щению надругательств. Другой пример: если жизнь семьи прохо­дит под девизом «Мы сплоченная и дружная семья!», то любые над­ругательства над членами семьи станут расцениваться ими как «па­тологические фантазии», а их реальная жертва окажется, таким об­разом, в изоляции и будет подвергнута остракизму «изнутри».

Системы связаны друг с другом посредством нескольких иерар­хических уровней. Каждая система состоит из подсистем низшего порядка и в свою очередь является частью более широкой системы. Семейная система состоит из индивидуальных подсистем - супру­жеской, детской и родительской. Кроме того, семейная система яв­ляется частью более обширной системы местной общины. Та, в свою очередь, иерархически связана с более крупной системой террито­риального сообщества, которое в конечном счете входит состав-ной частью в нацию.

Для эффективного функционирования систем нужны методы кон­троля за их организационной структурой. Живые системы можно уподобить стабильным, динамично развивающимся государствам. Они отражают состояние системы, не меняющейся структурно с течением лет. Теория систем подчеркивает сбалансированность или стабильность отношений между элементами системы. Очень часто эти два качества ошибочно принимаются за отсутствие гибкости, т.е. как принужденное и косное формирование моделей поведения. На самом же деле обсуждаемая теория делает упор на контролиру­емость изменений, благодаря которой появляется возможность раз­вития внушительного количества очень сложных типов взаимосвя­зей. Механизмы контроля позволяют элементам системы поддер­живать динамичные взаимоотношения друг с другом. У элементов системы есть возможность вступать друг с другом в осмысленные отношения, а потому имеется целый набор весьма изощренных ме­ханизмов контроля. Контроль, с одной стороны, позволяет удер­живать элементы системы в определенных рамках, а с другой сто­роны, адаптироваться к изменяющимся условиям существования.

Контроль за адаптацией - ключевой момент в осознанном изме­нении системы. Контролируемый рост приводит к росту физиче­ской массы клеток, дифференциации биологической ткани, орга­нов, а также к развитию человеческой личности. Неконтролируе­мый рост, как, например, рост числа раковых клеток, влечет за со­бой дезорганизацию и даже смерть живой системы. Концепция го-меостаза, или равновесия, элементов системы, помогает объяснить, как живые системы контролируют и поддерживают стабильность своего состояния. Физиолог Уолтер Кэннон в 1939 г. впервые опи­сал набор механизмов внутреннего регулирования нейроэндокрин-ной системы, функции которой - поддержание в неизменности па­раметров внутренней среды организма - постоянного артериаль­ного давления, температуры и содержания воды. Если изменения внутри организма начинают переходить пределы безопасности, в действие приводятся механизмы регуляции гормональной и веге­тативной нервной систем, чтобы вернуть состояние в норму.

Семейные системы также обладают собственным механизмом контроля над деятельностью своих элементов. Их цель - поддержи­вать приемлемый баланс поведения членов семьи. Исследователи отмечают, что наблюдается на удивление устойчивый баланс рече­вого общения. В семейных системах с высокой степенью речевых контактов между членами семьи отмечается стабильный коэффициент вербальных коммуникаций, когда члены семьи собираются вместе, в то время как степень речевой активности отдельных чле­нов может сильно различаться.

Механизмы, значительно влияющие на процессы саморегуляции супружеских или семейных систем, аналогичны сервомеханизмам в кибернетике (Н. Винер, 1962). Циклы обратной связи - самые важ­ные механизмы контроля. Два события могут быть связаны между собой не только линейными причинно-следственными отношения­ми, но и цикличными отношениями, отличительная черта которых -позитивно или негативно выраженная обратная связь.

При позитивной обратной связи количественные и качествен­ные изменения в одном из элементов системы оказывают возврат­ное воздействие на количественное и качественное состояние дру­гого элемента. Такой вид последовательности предполагает усиле­ние возвратного эффекта при отклонениях от нормы. Таким обра­зом, позитивная обратная связь увеличивает отклонения и служит механизмом саморазрушения, ее можно уподобить ситуации убе­гающего кипятка, когда рамки нормального существования взаи­мосвязей между элементами пробиты, и система больше не в состо­янии функционировать. Так, бурные ссоры в семье могут выйти из-под контроля, так как гнев одного супруга подогревает гнев дру­гого и возвращается назад в значительно усиленном виде. Выброс злобы в атмосферу может на время вывести систему из строя, а то и полностью ее уничтожить.

Негативная обратная связь, наоборот, уравновешивает различ­ные девиации между элементами данной конкретной системы. Она помогает поддерживать стабильность отношений в браке и семье в целом. Если один из членов семьи выплескивает раздражение, то другой член семьи будет болезненно переживать этот всплеск. И если оба отклонения от нормы уравновешивают друг друга, то в семье создается враждебность, которая поддерживается на постоянном уровне.

Для живых систем характерна открытость. Это означает, что они могут как выбрасывать энергию за свои пределы, так и получать ее извне. Информация является крайне важным для живых систем ви­дом энергии, поскольку служит уменьшению неопределенности. Увеличение объема информации позволяет значительно повысить уровень структурной организации системы. Если информация долж­ным образом запрограммирована или сгруппирована, то функцио­нальные характеристики системы становятся совершенней. Пере­дача информации (коммуникация) включает в себя преобразова­ние информации из одного состояния в другое или ее перемещение из одной точки пространства в другую. Основополагающие концепции общей теории систем и киберне­тики дали мощныйзаряд интеллектуального вдохновения разра­ботчикам инновационных методик системной терапии. Поскольку на этот вид психотерапии нет общепринятой точки зрения, в дан­ной работе будут рассмотрены три подхода - коммуникационно-стратегический, структурный и теория М. Боуэна. Системная тера­пия сфокусирована на паттернах и схемах взаимоотношений меж­ду членами системы, а не на судьбе отдельного индивида, поэтому в нашем изложении опускаются те аспекты соответствующих мето­дик (подходов), где рассматривается теория личности. Однако во всех трех подходах значительное внимание уделяется нарушению внутрисемейной коммуникации в качестве общего механизма раз­вития, поддержания и стабилизации психопатологии и соответствен­но семейной психотерапии - как способа избавления от нее.

Наши рекомендации