Куклы в детской психотерапии
Ноттингемский детский центр
В психологическом лечении взрослых сны и беседы составляют основной материал для анализа. Дети до 12-ти лет обычно неспособны обсуждать свои проблемы, как взрослые, или описывать свои сны в словах. Зато они очень естественно выражают свои проблемы в игре. Поэтому детский психотерапевт изучает ребенка, наблюдая и интерпретируя его игры. Во взрослом психоанализе сны ценны тем, что они непосредственно выражают бессознательное. Точно также в детской психотерапии самый ценный игровой материал тот, который можно легко использовать для выражения фантазии. Поэтому почти во всех игровых комнатах детских клиник имеются песок, вода, краски, бумага, пластилин и куклы. Другие материалы могут сильно разниться в зависимости от методов, применяемых разными терапевтами.
Метод, который я использую для лечения детей, основан на трудах Карла Густава Юнга, родоначальника школы аналитической психологии. Дети, которые приходят ко мне на лечение, обычно посещают меня дважды в неделю в течение часа, и я принимаю их по одному. Дети играют со всем, что есть в моем кабинете, а я играю с ними, когда они хотят. Игру всегда выбирает ребенок.
В последние годы я включил в арсенал своих игр ручные куклы. Они пользуются большой популярностью у многих детей, и хорошо развивают воображение. Я разрешаю детям играть, во что им хочется, и наблюдаю разные виды реакций на куклы. Некоторые дети совершенно ими не интересуются. Другие иногда играют, а некоторые очень любят.
Я выделил три основных типа поведения детей, играющих в куклы. Первая – непосредственная игра без комментариев публики. Вторая – игра, где куклы разговаривают с публикой, и игра отчасти определяется реакцией публики. Третий метод отличается от двух предыдущих тем, что игра не предназначена для наблюдения. У ребенка и терапевта имеется по кукле и они участвуют в игре.
Д-р Пфейфер
Кукольный театр как одно из средств психотерапии
Автор говорит о сильном интересе психиатров к кукольному театру, цитирует многие случаи, подтверждающие лечебный эффект кукольных представлений и делится опытом в этой области.
Использование кукольного театра в психотерапии основано на трех современных методах лечения: так называемой «творческой терапии», «психодраме» и групповой терапии. Классическая психодрама в форме кукольной постановки становится особенно сильным средством лечения, поскольку отстраненность кукол отвлекает пациентов от их личных психических конфликтов и уводит в сферу сценических конфликтов. По той же причине психиатры давно уже уделяют большое внимание сказкам.
Здесь важны не только сюжеты сказочной психодрамы, разыгранной куклами, но также и условия постановки, когда пациенты должны войти в тесный контакт друг с другом (групповая терапия).
Хотя лечением психических заболеваний интересуются считанные единицы, все кукловоды должны знать, каким эффективным средством лечения они владеют, и понимать важность развития любительских кукол, которые могут стать настоящей «гигиеной души» для нормальных людей, как детей, так и взрослых.
Мертл Кэмбелл
Куклотерапия
О Работе в Родезии В своем Реабилитационном центре мы создали Кукольный клуб для детей. Мы начали это дело пять лет назад с 10 детьми, и теперь в нашем клубе 40 человек от двух до одиннадцати лет. Поскольку численность участников выросла, мы должны были разделить детей на две группы: одну - для маленьких и отстающих детей, другую - для старших и более способных. Поскольку это единственный такого рода центр в Центральной Африке, в нашем клубе участвуют дети с самыми разными недостатками. Кроме детей с физическими недостатками, здесь есть дети с умственными недостатками, а также глухие дети. Они хорошо работают вместе.
Обычно наши кукольные занятия начинаются с разнообразных манипуляций перчаточными куклами: изгибание, хлопанье в ладоши, наклон, умывание лица, сгибание рук и произнесение молитв. Кроме того, дети учатся манипулировать маленькими предметами: маленькими вениками, чашками, цветами, ложками, расческами и т.д. А еще мы передвигаем куклы под музыку, разыгрывая содержание песен. Иногда я выбираю от четырех до шести детей, излагаю им идею, они выбирают себе куклу, и «рассказывают» с их помощью какую-нибудь историю.
Я обнаружила, что дети предпочитают матерчатых марионеток перчаточным куклам. Все дети по очереди манипулируют куклами, а затем, если у нас есть время, я «разыгрываю историю», как с перчаточными куклами.
Для тяжелобольных детей, которые могут стоять, но нуждаются в поддержке, мы используем высокую, узкую коробку, обитую пенорезиной, в которой стоит ребенок. Коробка открывается сзади и в ней есть подвижная основа, так что мы можем изменять высоту стенок для детей разного роста. В этом случае обе руки у ребенка свободны, и ему удобнее манипулировать куклами.
Для детей на колясках я сделала деревянное кресло. Детей поднимают на сидение, и они могут манипулировать куклами над «грядкой» кукольного театра.
На мой взгляд, самый подходящий вид кукольного театра - театр на шестах. Мы применяем толстый черный занавес, свисающий с «грядки». Грядка сделана в виде дуги, что облегчает детям передвижение внутри ширмы и помогает перемещаться на середину сцены. Такую сцену легко передвигать, поскольку все ее детали съемные. Манипуляторы скрыты за красно-белой занавеской, свисающей с другой стороны деревянной рамы, составляющей ширму.
Наш клуб уже снискал известность, и мы регулярно выступаем по местному телевидению. Мы даем представления у себя в центре и благотворительные спектакли. Это очень воодушевляет детей, и они трудятся изо всех сил, чтобы их выбрали для этих представлений.
Мы делаем движения под музыку, и у нас очень мало диалогов. Я чувствую, что это помогает детям сосредоточиться на самовыражении с помощью кукол.
О работе в Шеффилде: Около 4-х лет назад мы использовали кукол для групповой терапии в нашей больнице. У нас было 14 пациентов, большинство из них страдало от рассеянного склероза. Мы поставили две короткие пьесы, создали мини-цирк, «Спящую красавицу» и музыкальное трио с дирижером. Наш театр представляет собой простую деревянную конструкцию, прикрепленную к потолку в Отделении трудотерапии. Сцена небольшая - шириною около полутора метров на высоте от пола приблизительно в 1м 20см. В конструкции два проема, параллельных ее длине, чтобы было легко манипулировать куклами на шестах. Сразу за сценой находилась проволочная сетка, прикрепленная к потолку, которая оказалась очень полезной. Мы протянули веревки марионеток через решетку, и пациенты дергали за них, чтобы куклы двигались.
Большинство пациентов были на креслах-каталках, и каждого катали или он катался сам за сценой. Мы увидели, что при данной болезни наших пациентов самыми эффективными оказались куклы на шестах. Даже если пациент не мог манипулировать перчаточными куклами, то мог держать шест, или если этого не получалось, шест просто прикрепляли к его креслу-каталке.
Иногда у пациентов, которые совсем не могли двигать руками, оказывался громкий голос, который они «отдавали» чьей-нибудь кукле. Другие предпочитали сочинять пьесы или рисовать декорации.
В начале мы делали головы для перчаточных кукол из папье-маше, но это было ужасно: пациентам быстро надоедало рвать так много бумаги. Когда головы были сделаны и высушены, пациенты могли разрисовывать их, приделывать волосы и части лица. Такие вечера приносили им радость.
Впрочем, перчаточные куклы трудны в употреблении, и постепенно большинство кукольных голов из папье-маше прикрепили на стержни.
В качестве шеста для куклы лучше всего использовать швабру. Кусок проволоки, продетый в дырку швабры, поддерживает руки куклы. Выпирающие черты лица можно просто укреплять на верхушке швабры клеем. Пациентам трудно манипулировать марионетками на нитях. Тем не менее мы сделали несколько кукол из кусочков меха, проволоки, картона, пластиковых губок, связанных бигудей и пружин. Это был «гвоздь» программы. Пациенты тянули за пружины, стремясь к тому, чтобы куклы двигались в такт звукозаписи.
Мини-цирк вызвал большой интерес, поскольку в нем нам удалось найти разные способы передвижения животных. Это вызвало бурное обсуждение, особенно среди пациентов, которые радовались самой возможности создавать такие вещи.
Мне удалось успешно лечить нарушения грудной клетки и плечей. Дети стоят за сценой и смотрят в большое зеркало, чуть наклоненное назад, в котором видят отражение своих кукол, танцующих и играющих на сцене. Приподнятость плечей можно незаметно увеличивать, постепенно удлиняя веревки, предполагая, что кукла перепрыгнет или перелезет через небольшие препятствия. С помощью сгибания или вытягивания запястья можно открывать пасть крокодила или заставить ползти гусеницу. Свободное манипулирование куклами зачастую вызывают непроизвольные движения, которые бы в ином случае сдерживал бы страх боли.
Эдна Рист