Боевой стресс и его психологические последствия
Психологическая реабилитация
Цель ПР - преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов. Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, почти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению человека к труду после инфаркта миокарда.
После серьезного заболевания или травмы человек испытывает состояние депрессии, т.н. «уход в болезнь», чувство одиночества, собственной неполноценности, ненужности - все эти психические изменения могут свести на нет усилия врачей и реабилитологов, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности.
Особенности личности больного, его установка, характер психологической реакции на болезнь существенным образом влияют на отношение к врачебным рекомендациям и во многом определяют уровень социальной активности после болезни или инвалидности.
Мероприятия по ПР неразрывно связаны медицинскими, т.к. еще в период лечения содействуют психологической подготовке больного к необходимым врачебным манипуляциям (оперативное вмешательство).
Задачи ПР:
- всемерное ускорение нормального процесса психологической адаптации к изменившемся в результате болезни (инвалидности) жизненной ситуации;
- профилактика и лечение развивающихся болезненных психических нарушений.
Основные факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):
- характер динамики основного болезненного процесса;
- длительность постельного режима и сроков пребывания в стационаре;
- характер инвалидности;
- влияние медицинского персонала, семьи, друзей, родственников;
Основные средства ПР:
- различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и т.д.)
- в некоторых случаях - лекарственные препараты, которые назначает только врач
- применение физических упражнений
- лечение трудом (трудотерапия)
- эстетотерапия.
Трудовая деятельность имеет важное значение для сохранения и укрепления психики больного. Так, изучались показатели психического состояния неработающих и работающих инвалидов, у которых до инфаркта миокарда психические нарушения не выявлялись. Если среди неработающих инвалидов число лиц с психическими нарушениями составило 90,5%, то среди работающих - лишь 13,3%.
Тема: «РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ»
Вопросы:
Вступление
Феноменология реабилитационной психологии
Реабилитация (психологическая)
Методы психогигиены, психопрофилактики и психологической реабилитации
Словарь терминов
5. Библиография
ВСТУПЛЕНИЕ
Если не обращаться к отдельным именам и событиям XX века, а искать явления мирового масштаба, то, вероятно, центральным можно признать значительное ускорение технического прогресса. Мы намеренно не употребляем выражение «научно-технический прогресс», поскольку не видим оснований для высокой оценки успехов мировой пауки в целом — во всех ее отраслях. Теснее связанные с промышленностью, транспортом, военной сферой науки заметно продвинулись в своем развитии. Но вряд ли так же можно оценить достижения наук о человеке. В первую очередь это относится к изучению проблем личности, ее становления, зрелости, здоровья и благополучия.
Ушедший век отмечен значительным увеличением числа пациентов психиатрических клиник, психоневрологических диспансеров, страдающих психосоматическими заболеваниями, учащением суицидов и суицидных попыток, увеличением потребления психоактивных веществ, распространением наркомании и алкоголизма, возрастанием влияния различных сект, разрушающих личность и общество. Все это свидетельствует о неспособности человечества на современном этапе расставлять приоритеты, помнить о том, кто в мире предстает «мерой всех вещей».
Эти явления показывают также, сколь скромны достижения тех наук, которые призваны разрабатывать научно обоснованные методы решения перечисленных проблем личности и общества. Видное место в ряду этих наук принадлежит психогигиене, психопрофилактике и психологической реабилитации. Стал привычным взгляд на эти дисциплины как на дисциплины исключительно медицинские, Без медицинских знаний и исследований психогигиена, психопрофилактика и реабилитация развиваться не могут, но еще большее значение для этих дисциплин имеет разработка психологической проблематики. К большому сожалению, число психологов, работающих над вопросами этих дисциплин, очень мало и не соответствует значению проблемы. Владение основами психогигиены и психопрофилактики следует рассматривать как важнейший показатель профессиональной компетентности психолога, особенно психолога практикующего.
^ Вопрос 1. Феноменология реабилитационной психологии
...недалеко то время, когда вся психология в целом станет теорией нервно-психического здоровья, психогигиеной в высоком смысле этого слова.
^ Б. Г. Ананьев
Предмет и задачи психогигиены
Гигиена(греч. hygieinos — здоровый, целебный, приносящий здоровье) — наука, изучающаявлияние разнообразных факторов окружающей среды итрудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.
► Психогигиена— область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека.
Психогигиена — научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. В психогигиене какфундаментальнойнауке рассматриваются общие вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулируются принципы оздоровления психики. В психогигиене как прикладнойнаучной дисциплине разрабатываются конкретные мероприятия, правила и приемы оздоровления психики. Психогигиена как практика— это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для возможно более полного сохранения психического здоровья как отдельного человека, так и внутри больших и малых групп, выполнение рекомендаций по укреплению здоровья, повышениюпсихологической устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.
^ Психическое здоровье
К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции — внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность управления собственным поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.
► ^ Психическое здоровье— состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности (Психология: Словарь. М., 1990).
Данное определение психического здоровья вполне согласуется с определением здоровья, которое сформулировано экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных возможностей человека.
^ Задачи психогигиены
Для психогигиены, как и гигиены в целом, центральной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т. е. поведения, нацеленногона здоровье(в англоязычной литературе health knowledge).Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактического или субъективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффективность такого поведения с точки зрения достижения цели в расчет не берется.
Психогигиенические мероприятия должны разрабатываться и реализовываться не только психологами и психотерапевтами, но и педагогами, врачами, физреабилитологами, социальными работниками. Более того, в них должны принимать активное участие как специалисты, так и представители власти разных уровней, посильный вклад должен вносить каждый член общества. Психогигиена представляет собой довольно обширную область. В ее структуре целесообразно выделить три уровня: национальная психогигиена, организационная психогигиена, психогигиена личности.
^ В психогигиене как научной дисциплине три проблемы можно выделить в качестве основных:
1.
разработка концепции саногенного потенциала личности;
2.
определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики;
3.
профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).
^ Разделы психогигиены.Здесь используются различные критерии для выделения в психогигиене разделов.
*По возрастному критерию их делят на: психогигиену детей и подростков, психогигиену зрелого возраста, психогигиену пожилого и старческого возраста.
*По видам активности в психогигиене выделяют психогигиену труда (с подразделами — умственного, педагогического, управленческого, военной деятельности),
*психогигиену воспитания и обучения,
*психогигиену общения,
*психогигиену спорта,
*психогигиену отдыха и быта,
*психогигиену половой жизни.
^ Предмет и задачи психопрофилактики
► Профилактика(греч. prophylaktikos — предохранительный, предупредительный) — система государственных, социальных, гигиенических и медииинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.
Психопрофилактикаразрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных.
Выделяют различные уровни психопрофилактики: первичную, вторичнуюи третичнуюпсихопрофилактику.
Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств.
Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику.
Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.
Междисциплинарные связи
Психогигиена, психопрофилактика и психологическая реабилитация
Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой и психологической реабилитацией. Их разграничение (особенно первичной психопрофилактики и психогигиены) достаточно условно. Первичная психопрофилактика по сути своей неспецифична — раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения различных психических и соматических заболеваний, в возникновении которых играет роль дисгармония, дезадаптация личности.
Целипсихогигиены, психопрофилактики и реабилитационной психологии во многом сходны. В психогигиене главная цель — сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем соответствующей организации природной и социальной среды, образа жизни, трудовой деятельности. Для психопрофилактики основным является предупреждение психических расстройств. Ряд задач у психопрофилактики и психогигиены общие. Например, задача нейтрализации или ослабления патогенного воздействия окружающей среды, вызывающего те или иные нарушения психики. В круг задач первичной психопрофилактики входит:
определение групп лиц с повышенной угрозой заболевания или
ситуаций, несущих в себе угрозу психического травматизма;
организация психопрофилактических мер по отношению к этим
группам и ситуациям;
скорая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса;
профилактика профессиональной вредности;
прогнозирование возможных наследственных заболеваний.
Таким образом, в отличие от психопрофилактики, ориентированной на предупреждение определенных психических расстройств, целью психогигиены и психологической реабилитации является разработка и осуществление мероприятий, направленных па сохранение и укрепление психического здоровья в целом.
Существует точка зрения, что у психогигиены, психопрофилактики и психологической реабилитации как областей медицинской психологии общие задачи: предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций, психогений. Психогении— расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивной психотравмирующей ситуациейили могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного воздействия. В возникновении психогении существенную роль играет определенная предрасположенность, уязвимость в трудных ситуациях. Может иметь значение ослабленность организма после перенесенного заболевания или длительного напряжения, специфические особенности нервной системы, свойства темперамента, личностные черты. В клинике психических болезней психогении разделяют на две различные по своему составу группы: реактивные состояния (психогенные, или реактивные, психозы) и неврозы.
^ Психогигиена, психологическая реабилитация и психокоррекция
Психокоррекция— исправление недостатков психического развития или поведения индивида с помощью средств психологического воздействия. По мнению IO. Ф. Полякова и А. С. Спиваковской, психологическая коррекция направлена не на симптомы болезни, так же как и не на личность вообще. Ее объектом могут быть конкретные, определенные (требующие своего дальнейшего выявления и изучения) черты психики, относящиеся как к преморбидным особенностям (предпосылкам, например - ацентуация характера), так и к особенностям психики, изменившимся в процессе болезни, а также и к чертам психики, формирующимся как последствия перенесенных соматических или нервно-психических заболеваний. Психологическая коррекция предполагает психологическое воздействие на человека в целях:
1.
предупреждения возможных заболеваний;
2.
более успешного преодоления возникшего заболевания;
3.
предотвращения рецидивов и снижения инвалидизации.
Как форма особого психологического воздействия психологическая коррекция может осуществляться по отношению к различным категориям лиц. Как воздействие в целях предупреждения заболеваний психологическая коррекция применяется к категориям лиц, относящихся к так называемым «группам риска», т. е. к людям,- «еще не больным, но уже и не здоровым». В задачу психологической коррекции данного типа входит перестройка тех психологических особенностей человека, которые делают его наиболее уязвимым к тому или иному заболеванию, психическому или соматическому (Поляков, Спиваковская, 1985).
^ Психогигиена, психологическая реабилитация и психотерапия
Психотерапия не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов. Спектр трактовок довольно широк и в разных странах, и у разных авторов. В качестве базовых берутся понятия из медицины, психологии, социологии, философии. Например, в немецкоязычной литературе распространено понимание психотерапии как взаимодействия между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами. В англоязычной литературе термин «психотерапия» имеет более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного.
В русскоязычной медицинскойлитературе принятым является определение психотерапии как системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного. Будучи методом лечения, психотерапия традиционно входит в компетенцию медицины (Карвасарский, 1985). Психотерапевтическое лечение основано на психологических методах воздействия.
^ Термин «психотерапия» не является чисто медицинским понятием. Психотерапевты (чаще те, кто не является врачом по образованию) выдвигают иную — философскую и психологическую — модель психотерапии, которая основана на исходном значении термина: «исцеление душой». В этом случае основная цель психотерапии не излечение, а помощь в процессе становления личности. Уместно вспомнить, что исходный смысл термина «терапия» (в греч therapeia) — забота, уход, лечение. Поэтому объектом терапии может быть не только индивид, но и семья (в семейной терапии). Задачей семейного терапевта является помощь семье, исправление нарушенных семейных отношений, восстановление гармонии, устранение эмоциональных расстройств у членов семьи.
Таким образом, психотерапию и психогигиену объединяет нацеленность на укрепление психического здоровья человека, использование разнообразных методов психологического воздействия на личность. Человек, проявлявший какую-либо активность в плане личной психогигиены, принявший ценности саморазвития и самопомощи, облегчает задачи психотерапии, если таковая ему потребуется. С другой стороны, если психотерапевт проводит не симптоматическое лечение, а помогает преодолеть пациенту глубокие внутренние конфликты, он одновременно помогает обрести душевное равновесие, укрепить психологическую устойчивость.
Большая часть методов, используемых в индивидуальной или групповой психотерапии, является одновременно и методами психогигиены. К таковым, например, относятся методы аутогенной тренировки, медитации, визуализации, тренировки с использованием биологической обратной связи.
Современная психотерапия весьма разнолика. Можно говорить по меньшей мере о трех ее формах (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998):
1) академическая проводит разработку научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения;
2) альтернативная основывается на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах;
3) интуитивная является результатом влияния первых двух на обыденное сознание большинства членов общества, выступает частью психологической культуры, обусловливает практику бытовой психотерапии и помощи при психологических затруднениях.
Существование трех форм психотерапии определяет ее научное и практическое развитие. В рамках академической и альтернативной возникают теоретические модели, концепции, практические подходы, а в интуитивной психотерапии общественного сознания формируются установки на признание той или иной концепции, принятие одних и непринятие других. Например, в качестве альтернативной психотерапии развивается христианская психотерапия, психотерапия, основанная на практике дзэн, и другие теоретические модели и приемы практической работы.
Существование различных моделей психотерапии определяется воздействием разнообразных социокультуральных, экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие психотерапии в современном мире. Одной из причин существования различных моделей и методов психотерапии является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими.
^ Вопрос 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ)
(от позднелат.rehabilitateо — восстановление) –
Реабилитация {rehabilitation)
Р. — это процесс, направленный на достижение определенных целей у индивидуума, перенесшего травму, заболевание или ослабляющее состояние. Р. предполагает, что этот индивидуум ранее был способен адекватно функционировать в тех сферах деятельности, активность в к-рых подверглась ослаблению; цель Р. — возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования.
Р. как понятие яв-ся относительно новым в челов. истории. Скотт Аллан напоминает нам, что в большинстве культур люди, ставшие инвалидами, подвергались изгнанию или умерщвлялись. Хотя сейчас у нас принят более гуманный взгляд на инвалидность, мн. люди продолжают реагировать на инвалидов с сильным отвращением. Сейчас, напр., часто трудно устроить нек-рые реабилитационные центры и населенных районах, поскольку администрация озабочена негативным впечатлением, к-рое будут производить инвалиды па местных жителей.
Как утверждает Джеральд Каплан, успешные программы Р. должны начинаться с предотвращения инвалидности. Модель трехступенчатой профилактики Каплана включает во-первых, санитарное просвещение; и изменения в физ. окружении для предотвращения болезни; во-вторых, раннее выявление и лечение для предотвращения постоянной инвалидности и, наконец, лечение и реабилитацию для предотвращения дальнейшего ухудшения и обеспечения возможного восстановления функции. Реабилитационные центры ориентированы, главным образом, на решение задач третьего этапа профилактики по Каплану.
Начало реабилитации и США связано с интересом частных групп, к-рые видели эту проблему в об-ве и искали пути ее решения. Центры Шрайиерс, напр., были организованы для помощи детям — физ. инвалидам. Иногда реабилитационные усилия были частью более крупных реформ. Напр., Армия Спасения обращала внимание на опустившихся людей, в особенности с алкогольными проблемами.
Физ. и психич. Р. получила большое значение на фоне двух мировых войн. Повышение качества и рост возможностей мед. ПОМОЩИ приводили к тому, что люди с самыми тяжелыми ранениями были спасены, по лишь для того, чтобы стать тяжелыми инвалидами. Этот довольно большой контингент инвалидов необходимо было вернуть в об-во, что ставило Соединенные Штаты в трудное положение.
Процесс реабилитации начинается с оценки и лечения болезни, травмы или патологического состояния. Помимо этого, должна производиться оценка любого дефицита, остающегося после лечения, и его воздействия на соц., психол. и профессиональные навыки индивидуума. Лечение состояния в остром периоде ориентировано на травму или заболевание, при ноющие к инвалидности. Реабилитация же, напротив, ориентируется на сохранные навыки и на те, к-рые могут быть сформированы на основе резервных возможностей пациента.
Термин «реабилитационный центр» означает различные варианты предлагаемого обслуживания. Существуют реабилитационные центры для большинства типов физ. и психич. патологических состояний, а тж расстройств личности. Реабилитационные центры для физ. инвалидов яв-ся, вероятно, самыми большими из существующих учреждений, в к-рых междисциплинарные бригады оказывают широкий спектр услуг. Это связано как с разнообразием навыков, необходимых для эффективного лечения имеющихся нарушений, так и с тенденцией к специализации в медицине как средству оптимизации здравоохранения.
Центры но реабилитации в специальных зонах проблем по большей части представляют собой моподиециплинарные учреждения, или же услуги представителей др. мед. профессий используются там в качестве дополнительного лечения в ограниченном объеме. Однако, чем более широким яв-ся лечебный подход, тем более междисциплинарной должна быть терапевтическая бригада.
Лечебные nporpaммы и реабилитационных центров должны быть достаточно специфичными для эффективного воздействия на основную дисфункцию клиента и в то же время достаточно широкими для решения проблем, сопутствующих инвалидности. Какие-то услуги в ряде случаев могут быть недоступны в данном центре. В таких ситуациях обращаются в учреждения соответствующего профиля для обеспечения необходимой специализированной помощи. При отсутствии оказания такой помощи общий результат реабилитации окажется низким, несмотря на какие-то успехи, достигнутые в данном центре в др. областях.
Программы реабилитационных центров различны в разных регионах, даже относительно одного и того же расстройства. Это обусловлено рядом факторов, включ. финансовые соображения, величину обслуживаемого контингента, наличие квалифицированных специалистов и отношение общественности к реабилитации. Кроме того, имеются существенные различия, вызванные разногласием во мнениях специалистов относительно того, какие методы лечения яв-ся наиболее эффективными. В действительности, наиболее вероятно, что ряд общих подходов пригоден для работы с большинством пациентов, тогда как определенные состояния требует использования каких то специфических методов.
Штаты реабилитационных центров обычно состоят из профессионалов, парапрофессионалов и административного персонала. Финансовые соображения заставляют иногда опираться в основном на помощь парапрофессионалов. Однако, использование парапрофессионалов целесообразно, если они имеют опыт работы с данным типом инвалидности и владеют различными приемами реабилитационного воздействия,
*******
^ Сущность понятия реабилитация
1) Восстановление в правах. Реабилитацией лица считается *вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, *постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием события или состава преступления, *либо за недоказанностью участия в преступлении, а также *постановление о прекращении дела об административном правонарушении.Ряд особенностей имеет *реабилитация жертв политических репрессий и *реабилитация репрессированных народов;
2) ^ Система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий,направленных на *восстановление, *коррекцию или *компенсацию нарушенныхпсихических функций,состоянии, *личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также *лиц, перенесших заболевание, *получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношении(переживающих жизненные кризисы), условий жизни и других факторов.
В основе психологической реабилитации лежит представление о болезни как разрушительном процессе в организме, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствийпереживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, треноги по поводу возможного ухудшения состоянияи рецидива болезни. В отечественной психологии разработаны следующие принципы психологическойреабилитации:
1)партнерство - всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;
2) разноплановость усилий - направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности;
3)единство психосоциальных и биологических методов воздействия;
4) ступенчатость - создание «переходов» от одного реабилитационного мероприятия к другому.
Актуальная задача реабилитации психической— разработка эффективных методов восстановления личностных установок, направленных на:
*преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания,
*протезирование органов,
*тяжелые хирургические вмешательства,
*имеющих хронические заболевания,
*нуждающихся в психологической коррекции в случаях изменения жизненных стереотипов или социальной дезадаптации от длительного лечения,
*социальной изоляции,
*стихийных бедствий
*находящихся в кризисных и экстремальных ситуациях и пр.
Особое внимание уделяетсяработе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств.
Осуществление психологической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения - например, организации досуга, общения, диспансеризации.
В практике деятельности правоохранительных органов термин «психологическая реабилитация» получил распространение с 90—х годов для обозначения целей и содержания работы, которую целесообразно проводитьс сотрудниками, побывавшими в экстремальных ситуацияхиперенесшими большие психологические и физические нагрузки или получившими ранения. При этом имеется в виду комплексная работа, включающая социальные, экономические, медицинские, профессиональные, педагогические, психологические и иные мероприятия.
^ Их цель не только восстановить утраченные частью сотрудников возможности к продолжению выполнения служебныхзадач, но и профилактировать у них возможные неблагоприятные изменения.
В ряду этих мер находится и психологическая реабилитация, задачи и содержание которой связаны с:
а) психодиагностикой психических состоянийсотрудников, возвратившихся после решения профессиональных задач в экстремальных условиях;
б) восстановлением нормального психического состояния;
в)восстановлениемпсихологической работоспособности;
г)возвращением к нормальному выполнению постоянных служебных обязанностей и прежнему образу жизни в обычных условиях;
д)восстановлением и повышением морально-психологического состояния;
е)формированием готовности к решению новых профессиональных задач (в том числеи в экстремальных ситуациях).
Решение этих задач возлагается на психологические службы (психологов подразделений) правоохранительных органов, а также работников кадровых служб и руководителей.
Основными видами психологических действий, выполняемых для их решения, выступают:
*морально-психологические,
*релаксационные,
*психодиагностические,
*обеспечительные,
*психотерапевтические,
*поддерживающие,
*коррекционные,
*восстановительные,
*обучающие,
*мобилизующие,
* включающие в деятельность,
*социально-психологические,
*работа с семьями.
*Особое направление работы — психологическая реабилитация раненых сотрудников, получивших увечья и находящихся в госпиталях.
*Психологическая реабилитация составляет сущность постэкстремальной психологической работы. Она выступает как один из наиболее приоритетных видов реабилитации, что нашло отражение в документах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
^ Психологи правоохранительных органов принимают участие ��
в психологической реабилитации граждан (в рамках их социальной реабилитации и при инициативных обращениях),
пострадавшихв результате захвата заложников,
террористических акций и других преступлений.
Подобные мероприятия могутосуществиться также и в отношении лиц, пострадавших
**во время стихийных бедствий,
**техногенных катастроф,
**массовых беспорядков или
**внутреннихвооруженных конфликтов.
*Одна из важных задач – психологическая реабилитация лиц, находящихся в кризисных ситуациях.
Психологическую реабилитацию следует отличать от медицинской, включающей реабилитацию лиц, получившихпсихические расстройства, нуждающихся в лечении в медицинских учреждениях, помощи врачей-психиатров и врачей психотерапевтов.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ - система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших травму психическую в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр.
В основе реабилитации психической лежит представление о болезни как разрушительном процессе в организме, характерном не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги о возможности ухудшения состояния и рецидива болезни, и пр.
Особое внимание уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств.
Осуществление реабилитации психической требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения — например, организация досуга, общения, диспансеризация.
Развитие теории и практики реабилитации психической непосредственно связано с решением проблем психопрофилактики, психотерапии, психологии клинической.
^ Вопрос 3. Методы психогигиены, психопрофилактики и психологической реабилитации
Методов, которые могут быть использованы для оздоровления психики и укрепления психологической устойчивости личности, довольно много. К ним относятся не только методы психологического воздействия в непосредственном или опосредованном (техническими средствами) контакте специалиста с учащимся или клиентом. Поэтому при поиске классификации методов правильнее будет говорить не об отдельных методах, а о группах методов. Основными группами методов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:
Санитарное просвещение.
Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.
Методы оздоровления на основе искусства и творчества.
Ментальные упражнения.
Трансовые методы.
Библиотерапия.
Ведение дневника.
Методы биологической обратной связи.
Перечисленные методы не являются универсальными. То, что применимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилактической помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характеристиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психогигиеническая компетентность не может быть достаточной без собственных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений оказывать психологическую самопомощь.
► ^ Санитарное просвещение(термин «санитария» от лат. sanitas — здоровье) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление активного периода его жизни.
^ Санитарное просвещение(в англоязычной литературе health education) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сушсвоей — это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательн