Боевой стресс и его психологические последствия

Психологическая реабилитация

Цель ПР - преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов. Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, почти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению человека к труду после инфаркта миокарда.

После серьезного заболевания или травмы человек испытывает состояние депрессии, т.н. «уход в болезнь», чувство одиночества, собственной неполноценности, ненужности - все эти психические изменения могут свести на нет усилия врачей и реабилитологов, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности.

Особенности личности больного, его установка, характер психологической реакции на болезнь существенным образом влияют на отношение к врачебным рекомендациям и во многом определяют уровень социальной активности после болезни или инвалидности.

Мероприятия по ПР неразрывно связаны медицинскими, т.к. еще в период лечения содействуют психологической подготовке больного к необходимым врачебным манипуляциям (оперативное вмешательство).

Задачи ПР:

- всемерное ускорение нормального процесса психологической адаптации к изменившемся в результате болезни (инвалидности) жизненной ситуации;

- профилактика и лечение развивающихся болезненных психических нарушений.

Основные факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):

- характер динамики основного болезненного процесса;

- длительность постельного режима и сроков пребывания в стационаре;

- характер инвалидности;

- влияние медицинского персонала, семьи, друзей, родственников;

Основные средства ПР:

- различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и т.д.)

- в некоторых случаях - лекарственные препараты, которые назначает только врач

- применение физических упражнений

- лечение трудом (трудотерапия)

- эстетотерапия.

Трудовая деятельность имеет важное значение для сохранения и укрепления психики больного. Так, изучались показатели психического состояния неработающих и работающих инвалидов, у которых до инфаркта миокарда психические нарушения не выявлялись. Если среди неработающих инвалидов число лиц с психическими нарушениями составило 90,5%, то среди работающих - лишь 13,3%.

Тема: «РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ»
Вопросы:

Вступление

Феноменология реабилитационной психологии

Реабилитация (психологическая)

Методы психогигиены, психопрофилактики и психологической реабилитации

Словарь терминов

5. Библиография
ВСТУПЛЕНИЕ
Если не обращаться к отдельным именам и событиям XX века, а искать явления мирового масштаба, то, вероятно, центральным можно при­знать значительное ускорение технического прогресса. Мы намерен­но не употребляем выражение «научно-технический прогресс», по­скольку не видим оснований для высокой оценки успехов мировой пауки в целом — во всех ее отраслях. Теснее связанные с промышлен­ностью, транспортом, военной сферой науки заметно продвинулись в своем развитии. Но вряд ли так же можно оценить достижения наук о человеке. В первую очередь это относится к изучению проблем лич­ности, ее становления, зрелости, здоровья и благополучия.

Ушедший век отмечен значительным увеличением числа пациен­тов психиатрических клиник, психоневрологических диспансеров, страдающих психосоматическими заболеваниями, учащением суици­дов и суицидных попыток, увеличением потребления психоактивных веществ, распространением наркомании и алкоголизма, возрастанием влияния различных сект, разрушающих личность и общество. Все это свидетельствует о неспособности человечества на современном этапе расставлять приоритеты, помнить о том, кто в мире предстает «мерой всех вещей».

Эти явления показывают также, сколь скромны достижения тех наук, которые призваны разрабатывать научно обоснованные методы решения перечисленных проблем личности и общества. Видное место в ряду этих наук принадлежит психогигиене, психопрофилактике и психологической реабилитации. Стал привычным взгляд на эти дисциплины как на дисциплины ис­ключительно медицинские, Без медицинских знаний и исследований психогигиена, психопрофилактика и реабилитация развиваться не могут, но еще большее значение для этих дисциплин имеет разработка психологи­ческой проблематики. К большому сожалению, число психологов, работающих над вопросами этих дисциплин, очень мало и не соот­ветствует значению проблемы. Владение основами психогигиены и психопрофилактики следует рассматривать как важнейший показа­тель профессиональной компетентности психолога, особенно психо­лога практикующего.

^ Вопрос 1. Феноменология реабилитационной психологии
...недалеко то время, когда вся психология в целом станет теорией нервно-психиче­ского здоровья, психогигиеной в высоком смысле этого слова.

^ Б. Г. Ананьев

Предмет и задачи психогигиены
Гигиена(греч. hygieinos — здоровый, целебный, приносящий здоро­вье) — наука, изучающаявлияние разнообразных факторов окружа­ющей среды итрудовой деятельности на здоровье человека, его рабо­тоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практи­ческие мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Психогигиена— область гигиены, разрабатывающая и осуществляю­щая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психиче­ского здоровья человека.

Психогигиена — научная дисциплина, в рамках которой осуществ­ляются фундаментальные и прикладные исследования. В психоги­гиене какфундаментальнойнауке рассматриваются общие вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулируются принципы оздоровления психики. В психогигиене как прикладнойна­учной дисциплине разрабатываются конкретные мероприятия, пра­вила и приемы оздоровления психики. Психогигиена как практика— это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для возможно более полного сохранения психического здоровья как от­дельного человека, так и внутри больших и малых групп, выполнение рекомендаций по укреплению здоровья, повышениюпсихологиче­ской устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.
^ Психическое здоровье

К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и ха­рактера реакции — внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, во­левой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоци­альных отношениях; способность управления собственным поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активно­сти в их достижении.

^ Психическое здоровье— состояние душевного благополучия, харак­теризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности (Психология: Словарь. М., 1990).

Данное определение психического здоровья вполне согласуется с определением здоровья, которое сформулировано экспертами Все­мирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — состоя­ние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По мне­нию экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологи­ческими функциями организма. Оно связано с реализацией физиче­ских, духовных и социальных возможностей человека.
^ Задачи психогигиены

Для психогигиены, как и гигиены в целом, центральной является за­дача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т. е. поведения, нацеленногона здоровье(в англоязычной литературе health know­ledge).Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактического или субъ­ективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффек­тивность такого поведения с точки зрения достижения цели в расчет не берется.

Психогигиенические мероприятия должны разрабатываться и реализовываться не только психологами и психотерапевтами, но и педаго­гами, врачами, физреабилитологами, социальными работниками. Более того, в них должны принимать активное участие как специалисты, так и представители власти разных уровней, посильный вклад должен вносить каждый член общества. Психогигиена представляет собой довольно обшир­ную область. В ее структуре целесообразно выделить три уровня: на­циональная психогигиена, организационная психогигиена, психоги­гиена личности.

^ В психогигиене как научной дисциплине три проблемы можно вы­делить в качестве основных:

1.
разработка концепции саногенного потенциала личности;

2.
определение важнейших направлений и правил психогигиениче­ской практики;

3.
профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения рис­ка (зависимого поведения).


^ Разделы психогигиены.Здесь используются различные критерии для выделения в психогигиене разделов.

*По возрастному критерию их делят на: психогигиену детей и подростков, психогигиену зрелого возраста, психогигиену пожилого и старческого возраста.

*По видам активности в психогигиене выделяют психогигиену труда (с подраз­делами — умственного, педагогического, управленческого, военной деятельности),

*психогигиену воспитания и обучения,

*психогигиену общения,

*психогигиену спорта,

*психогигиену отдыха и быта,

*психо­гигиену половой жизни.
^ Предмет и задачи психопрофилактики
Профилактика(греч. prophylaktikos — предохранительный, предупре­дительный) — система государственных, социальных, гигиенических и медииинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.

Психопрофилактикаразрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а так­же способствует реабилитации психически больных.

Выделяют различные уровни психопрофилактики: первичную, вторичнуюи третичнуюпсихопрофилактику.

Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств.

Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблаго­приятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болез­ни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику.

Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприят­ных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.
Междисциплинарные связи
Психогигиена, психопрофилактика и психологическая реабилитация

Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой и психологической реабилитацией. Их разграниче­ние (особенно первичной психопрофилактики и психогигиены) до­статочно условно. Первичная психопрофилактика по сути своей не­специфична — раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения различных психических и соматических заболе­ваний, в возникновении которых играет роль дисгармония, дезадап­тация личности.

Целипсихогигиены, психопрофилактики и реабилитационной психологии во многом сходны. В пси­хогигиене главная цель — сохранение, укрепление и улучшение здо­ровья путем соответствующей организации природной и социальной среды, образа жизни, трудовой деятельности. Для психопрофилакти­ки основным является предупреждение психических расстройств. Ряд задач у психопрофилактики и психогигиены общие. Например, задача нейтрализации или ослабления патогенного воздействия окружающей среды, вызывающего те или иные нарушения психики. В круг задач первичной психопрофилактики входит:


  • определение групп лиц с повышенной угрозой заболевания или
    ситуаций, несущих в себе угрозу психического травматизма;

  • организация психопрофилактических мер по отношению к этим
    группам и ситуациям;

  • скорая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса;

  • профилактика профессиональной вредности;

  • прогнозирование возможных наследственных заболеваний.


Таким образом, в отличие от психопрофилактики, ориентирован­ной на предупреждение определенных психических расстройств, це­лью психогигиены и психологической реабилитации является разработка и осуществление мероприя­тий, направленных па сохранение и укрепление психического здоровья в целом.

Существует точка зрения, что у психогигиены, психопрофилакти­ки и психологической реабилитации как областей медицинской психологии общие задачи: предостав­ление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических за­болеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций, психогений. Психогении— расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Психогении возникают в связи с одно­моментной, интенсивной психотравмирующей ситуациейили могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного воз­действия. В возникновении психогении существенную роль играет определенная предрасположенность, уязвимость в трудных ситуациях. Может иметь значение ослабленность организма после перенесенно­го заболевания или длительного напряжения, специфические особен­ности нервной системы, свойства темперамента, личностные черты. В клинике психических болезней психогении разделяют на две раз­личные по своему составу группы: реактивные состояния (психоген­ные, или реактивные, психозы) и неврозы.
^ Психогигиена, психологическая реабилитация и психокоррекция

Психокоррекция— исправление недостатков психического развития или поведения индивида с помощью средств психологического воз­действия. По мнению IO. Ф. Полякова и А. С. Спиваковской, психо­логическая коррекция направлена не на симптомы болезни, так же как и не на личность вообще. Ее объектом могут быть конкретные, определенные (требующие своего дальнейшего выявления и изуче­ния) черты психики, относящиеся как к преморбидным особенностям (предпосылкам, например - ацентуация характера), так и к особенностям психики, изменившимся в процессе болезни, а также и к чертам психики, формирующимся как последствия пере­несенных соматических или нервно-психических заболеваний. Психо­логическая коррекция предполагает психологическое воздействие на человека в целях:

1.
предупреждения возможных заболеваний;

2.
более успешного преодоления возникшего заболевания;

3.
предотвращения рецидивов и снижения инвалидизации.


Как форма особого психологического воздействия психологическая коррекция может осуществляться по отношению к различным катего­риям лиц. Как воздействие в целях предупреждения заболеваний пси­хологическая коррекция применяется к категориям лиц, относящих­ся к так называемым «группам риска», т. е. к людям,- «еще не больным, но уже и не здоровым». В задачу психологической коррекции данного типа входит перестройка тех психологических особенностей челове­ка, которые делают его наиболее уязвимым к тому или иному забо­леванию, психическому или соматическому (Поляков, Спиваковская, 1985).
^ Психогигиена, психологическая реабилитация и психотерапия

Психотерапия не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов. Спектр трактовок довольно широк и в разных странах, и у разных авторов. В качестве базовых берутся по­нятия из медицины, психологии, социологии, философии. Например, в немецкоязычной литературе распространено понимание психотерапии как взаимодействия между одним или несколькими пациентами и од­ним или несколькими психотерапевтами с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосо­циальной природы) психологическими средствами. В англоязычной литературе термин «психотерапия» имеет более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не исполь­зующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитиче­ских способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного.

В русскоязычной медицинскойлитературе принятым является оп­ределение психотерапии как системы лечебного воздействия на психи­ку и через психику на организм больного. Будучи методом лечения, психотерапия традиционно входит в компетенцию медицины (Карвасарский, 1985). Психотерапевтическое лечение основано на психоло­гических методах воздействия.

^ Термин «психотерапия» не является чисто медицинским понятием. Психотерапевты (чаще те, кто не является врачом по образованию) выдвигают иную — философскую и психологическую — модель пси­хотерапии, которая основана на исходном значении термина: «исцеле­ние душой». В этом случае основная цель психотерапии не излечение, а помощь в процессе становления личности. Уместно вспомнить, что исходный смысл термина «терапия» (в греч therapeia) — забота, уход, лечение. Поэтому объектом терапии может быть не только индивид, но и семья (в семейной терапии). Задачей семейного терапевта явля­ется помощь семье, исправление нарушенных семейных отношений, восстановление гармонии, устранение эмоциональных расстройств у членов семьи.

Таким образом, психотерапию и психогигиену объединяет наце­ленность на укрепление психического здоровья человека, использо­вание разнообразных методов психологического воздействия на лич­ность. Человек, проявлявший какую-либо активность в плане личной психогигиены, принявший ценности саморазвития и самопомощи, об­легчает задачи психотерапии, если таковая ему потребуется. С другой стороны, если психотерапевт проводит не симптоматическое лечение, а помогает преодолеть пациенту глубокие внутренние конфликты, он одновременно помогает обрести душевное равновесие, укрепить пси­хологическую устойчивость.

Большая часть методов, используемых в индивидуальной или групповой психотерапии, является одновременно и методами психогигиены. К тако­вым, например, относятся методы аутогенной тренировки, медитации, ви­зуализации, тренировки с использованием биологической обратной связи.

Современная психотерапия весьма разнолика. Можно говорить по меньшей мере о трех ее формах (Психотерапевтическая энциклопе­дия, 1998):

1) академическая проводит разработку научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения;

2) альтернативная основыва­ется на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах;

3) интуитивная является результатом влия­ния первых двух на обыденное сознание большинства членов общества, выступает частью психологической культуры, обусловливает практи­ку бытовой психотерапии и помощи при психологических затрудне­ниях.

Существование трех форм психотерапии определяет ее научное и практическое развитие. В рамках академической и альтернативной возникают теоретические модели, концепции, практические подходы, а в интуитивной психотерапии общественного сознания формируются установки на признание той или иной концепции, принятие одних и непринятие других. Например, в качестве альтернативной психотера­пии развивается христианская психотерапия, психотерапия, основан­ная на практике дзэн, и другие теоретические модели и приемы прак­тической работы.

Существование различных моделей психотерапии определяется воздействием разнообразных социокультуральных, экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие психотерапии в современном мире. Одной из причин существования различных мо­делей и методов психотерапии является отсутствие достаточно убе­дительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими.

^ Вопрос 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ)

(от позднелат.rehabilitateо — восстановление) –
Реабилитация {rehabilitation)
Р. — это процесс, направленный на достижение определенных целей у индивидуума, перенесшего травму, заболевание или ослаб­ляющее состояние. Р. предполагает, что этот индивидуум ранее был способен адекватно функционировать в тех сферах деятель­ности, активность в к-рых подверглась ослаблению; цель Р. — возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования.

Р. как понятие яв-ся относительно новым в челов. истории. Скотт Аллан напоминает нам, что в большинстве культур люди, ставшие инвалидами, подвергались изгнанию или умерщвлялись. Хотя сейчас у нас принят более гуманный взгляд на инвалид­ность, мн. люди продолжают реагировать на инвалидов с силь­ным отвращением. Сейчас, напр., часто трудно устроить нек-рые реабилитационные центры и населенных районах, поскольку администрация озабочена негативным впечатлением, к-рое будут производить инвалиды па местных жителей.

Как утверждает Джеральд Каплан, успешные программы Р. должны начинаться с предотвращения инвалидности. Модель трехступенчатой профилактики Каплана включает во-первых, санитарное просвещение; и изменения в физ. окружении для предотвращения болезни; во-вторых, раннее выявление и лечение для предотвращения постоянной инвалидности и, наконец, лечение и реабилитацию для предотвращения дальнейшего ухудшения и обеспечения возможного восстановления функции. Реабилитаци­онные центры ориентированы, главным образом, на решение за­дач третьего этапа профилактики по Каплану.

Начало реабилитации и США связано с интересом частных групп, к-рые видели эту проблему в об-ве и искали пути ее реше­ния. Центры Шрайиерс, напр., были организованы для помощи детям — физ. инвалидам. Иногда реабилитационные усилия были частью более крупных реформ. Напр., Армия Спасения обраща­ла внимание на опустившихся людей, в особенности с алкоголь­ными проблемами.

Физ. и психич. Р. получила большое значение на фоне двух мировых войн. Повышение качества и рост возможностей мед. ПОМОЩИ приводили к тому, что люди с самыми тяжелыми ране­ниями были спасены, по лишь для того, чтобы стать тяжелыми инвалидами. Этот довольно большой контингент инвалидов не­обходимо было вернуть в об-во, что ставило Соединенные Шта­ты в трудное положение.

Процесс реабилитации начинается с оценки и лечения болез­ни, травмы или патологического состояния. Помимо этого, долж­на производиться оценка любого дефицита, остающегося после лечения, и его воздействия на соц., психол. и профессиональные навыки индивидуума. Лечение состояния в остром периоде ори­ентировано на травму или заболевание, при ноющие к инвалид­ности. Реабилитация же, напротив, ориентируется на сохранные навыки и на те, к-рые могут быть сформированы на основе ре­зервных возможностей пациента.

Термин «реабилитационный центр» означает различные вари­анты предлагаемого обслуживания. Существуют реабилитационные центры для большинства типов физ. и психич. патологиче­ских состояний, а тж расстройств личности. Реабилитационные центры для физ. инвалидов яв-ся, вероятно, самыми большими из существующих учреждений, в к-рых междисциплинарные бригады оказывают широкий спектр услуг. Это связано как с разнообразием навыков, необходимых для эффективного лече­ния имеющихся нарушений, так и с тенденцией к специализации в медицине как средству оптимизации здравоохранения.

Центры но реабилитации в специальных зонах проблем по большей части представляют собой моподиециплинарные учреж­дения, или же услуги представителей др. мед. профессий ис­пользуются там в качестве дополнительного лечения в ограниченном объеме. Однако, чем более широким яв-ся лечебный подход, тем более междисциплинарной должна быть терапевти­ческая бригада.

Лечебные nporpaммы и реабилитационных центров должны быть достаточно специфичными для эффективного воздействия на основную дисфункцию клиента и в то же время достаточно широкими для решения проблем, сопутствующих инвалидности. Какие-то услуги в ряде случаев могут быть недоступны в данном центре. В таких ситуациях обращаются в учреждения соответ­ствующего профиля для обеспечения необходимой специализированной помощи. При отсутствии оказания такой помощи общий результат реабилитации окажется низким, несмотря на ка­кие-то успехи, достигнутые в данном центре в др. областях.

Программы реабилитационных центров различны в разных регионах, даже относительно одного и того же расстройства. Это обусловлено рядом факторов, включ. финансовые соображения, величину обслуживаемого контингента, наличие квалифициро­ванных специалистов и отношение общественности к реабили­тации. Кроме того, имеются существенные различия, вызван­ные разногласием во мнениях специалистов относительно того, какие методы лечения яв-ся наиболее эффективными. В действительности, наиболее вероятно, что ряд общих подходов пригоден для работы с большинством пациентов, тогда как определенные состояния требует использования каких то специфиче­ских методов.

Штаты реабилитационных центров обычно состоят из профес­сионалов, парапрофессионалов и административного персонала. Финансовые соображения заставляют иногда опираться в основ­ном на помощь парапрофессионалов. Однако, использование парапрофессионалов целесообразно, если они имеют опыт рабо­ты с данным типом инвалидности и владеют различными приемами реабилитационного воздействия,
*******

^ Сущность понятия реабилитация

1) Восстановление в правах. Реабилитацией лица считается *вынесение оправдатель­ного приговора при пересмотре дела, *постановление (определе­ние) о прекращении уголовного дела за отсутствием события или состава преступления, *либо за недоказанностью участия в преступлении, а также *постановление о прекращении дела об административном правонарушении.Ряд особен­ностей имеет *реабилитация жертв политических репрессий и *реабилитация репрессированных народов;

2) ^ Система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий,направ­ленных на *восстановление, *коррек­цию или *компенсацию нарушен­ныхпсихических функций,состоя­нии, *личностного и социально-трудового статуса больных и инва­лидов, а также *лиц, перенесших заболевание, *получивших психиче­скую травму в результате резкого изменения социальных отношении(переживающих жизненные кризисы), условий жизни и других факторов.

В основе психологической реабилитации лежит представление о болезни как разрушительном про­цессе в организме, характери­зующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдви­гами в эмоциональной сфере. Воз­вращение к здоровью предусматри­вает устранение последствийпереживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тре­ноги по поводу возможного ухуд­шения состоянияи рецидива бо­лезни. В отечественной психологии разработаны следующие принципы психологическойреабилитации:

1)партнерство - всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;

2) разноплановость усилий - направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности;

3)единство психо­социальных и биологических мето­дов воздействия;

4) ступенчатость - создание «переходов» от одного реабилитационного мероприятия к другому.
Актуальная задача реабилитации психической— разработка эффективных методов восстановления личностных установок, направленных на:

*преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания,

*протезирование органов,

*тяжелые хирургические вмешательства,

*имеющих хронические заболевания,

*нуждающихся в психологической коррекции в случаях изменения жизненных стереотипов или социальной дезадаптации от длительного лечения,

*социальной изоляции,

*стихийных бедствий

*находящихся в кризисных и экстремальных ситуациях и пр.
Особое внимание уделяетсяработе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных ка­честв.

Осуществление психологи­ческой реабилитации требует соз­дания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения - например, организации досуга, общения, диспансеризации.
В практи­ке деятельности правоохранительных органов термин «психологиче­ская реабилитация» получил рас­пространение с 90—х годов для обо­значения целей и содержания рабо­ты, которую целесообразно прово­дитьс сотрудниками, побывавшими в экстремальных ситуацияхипере­несшими большие психологические и физические нагрузки или получившими ранения. При этом имеется в виду комплексная работа, включающая социальные, эко­номические, медицинские, профес­сиональные, педагогические, пси­хологические и иные мероприятия.

^ Их цель не только восстановить утраченные частью сотрудников возможности к продолжению вы­полнения служебныхзадач, но и профилактировать у них возмож­ные неблагоприятные изменения.

В ряду этих мер находится и психоло­гическая реабилитация, задачи и содержание которой связаны с:

а) психодиагностикой психических состоянийсотрудников, возвра­тившихся после решения профес­сиональных задач в экстремальных условиях;

б) восстановлением нор­мального психического состояния;

в)восстановлениемпсихологиче­ской работоспособности;

г)возвращением к нормальному выполнению постоянных служеб­ных обязанностей и прежнему об­разу жизни в обычных условиях;

д)восстановлением и повышением морально-психологического состояния;

е)формированием готовности к решению новых профессиональ­ных задач (в том числеи в эк­стремальных ситуациях).

Решение этих задач возлагается на психоло­гические службы (психологов под­разделений) правоохранительных органов, а также работников кадро­вых служб и руководителей.

Основными видами психологических действий, выполняемых для их ре­шения, выступают:

*морально-психологические,

*релаксационные,

*психодиагностические,

*обеспечи­тельные,

*психотерапевтические,

*поддерживающие,

*коррекционные,

*восстановительные,

*обучающие,

*мобилизующие,

* включающие в деятельность,

*социально-пси­хологические,

*работа с семьями.

*Особое направление работы — пси­хологическая реабилитация ране­ных сотрудников, получивших уве­чья и находящихся в госпиталях.

*Психологическая реабилитация составляет сущность постэкстре­мальной психологической работы. Она выступает как один из наибо­лее приоритетных видов реабили­тации, что нашло отражение в до­кументах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

^ Психологи правоохранительных органов при­нимают участие ��


  • в психо­логической реабилитации граждан (в рамках их социальной реабили­тации и при инициативных обра­щениях),

  • пострадавшихв результа­те захвата заложников,

  • террористи­ческих акций и других преступле­ний.

  • Подобные мероприятия могутосуществиться также и в отноше­нии лиц, пострадавших


**во время стихийных бедствий,

**техногенных катастроф,

**массовых беспорядков или

**внутреннихвооруженных кон­фликтов.

*Одна из важных задач – психологическая реабилитация лиц, находящихся в кризисных ситуациях.

Психологическую реаби­литацию следует отличать от меди­цинской, включающей реабилита­цию лиц, получившихпсихические расстройства, нуждающихся в лече­нии в медицинских учреждениях, помощи врачей-психиатров и вра­чей психотерапевтов.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ - система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших травму психическую в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр.

В основе реабилитации психической лежит представление о болезни как разрушительном процессе в организме, характерном не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги о возможности ухудшения состояния и рецидива болезни, и пр.
Особое внимание уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств.

Осуществление реабилитации психической требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения — например, организация досуга, общения, диспансеризация.

Развитие теории и практики реабилитации психической непосредственно связано с решением проблем психопрофилактики, психотерапии, психологии клинической.
^ Вопрос 3. Методы психогигиены, психопрофилактики и психологической реабилитации
Методов, которые могут быть использованы для оздоровления пси­хики и укрепления психологической устойчивости личности, довольно много. К ним относятся не только методы психологического воздей­ствия в непосредственном или опосредованном (техническими сред­ствами) контакте специалиста с учащимся или клиентом. Поэтому при поиске классификации методов правильнее будет говорить не об отдельных методах, а о группах методов. Основными группами мето­дов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:


  • Санитарное просвещение.

  • Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.

  • Методы оздоровления на основе искусства и творчества.

  • Ментальные упражнения.

  • Трансовые методы.

  • Библиотерапия.

  • Ведение дневника.

  • Методы биологической обратной связи.


Перечисленные методы не являются универсальными. То, что при­менимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилакти­ческой помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характери­стиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психоги­гиеническая компетентность не может быть достаточной без собст­венных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений ока­зывать психологическую самопомощь.
^ Санитарное просвещение(термин «санитария» от лат. sanitas — здоро­вье) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности чело­века, на продление активного периода его жизни.

^ Санитарное просвещение(в англоязычной литературе health education) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сушсвоей — это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательн

Наши рекомендации