Требования к характеристике

Характеристика должна быть ПОДРОБНОЙ, НЕ ФОРМАЛЬНОЙ, АВТОРСКОЙ.

Главные требования – наличие глубокого анализа материала наблюдений и данных, полученных при проведении методик, и не формальный характер отчета (чтобы видно было своеобразие класса! За идентичные работы автоматически снижается оценка). С целью изучения группы следует использовать 4 методики. Результаты проведенных методик должны быть органично включены в характеристику со ссылками на методики!Сами тесты с обработкой и результатами должны быть представлены отдельно. К характеристике обязательно прилагаются материалы, получен­ные через социометрию, референтометрию, анкеты, тесты, беседы и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются и практика не засчитывается.

Характеристика заверяется печатью образовательного учреждения, в кото­ром студент проходил практику.

Методики представлены ниже (Приложение 1. Методики исследования психолого-педагогической характеристики группы)

Отчеты предоставляются на кафедру психологии лаборанту Ирине Николаевне (ул. Чернышевского, д. 25 А, 5 корпус, 219 кабинет) с 10.00 до 16.00 в первый день учебы после завершения практики.

Отчеты должны быть в печатном виде (в мягкой красной папке с файлами внутри). Объем не менее 12 страниц печатного текста на формате А4 (Шрифт 14, интервал 1, поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.). В начале – титульный лист по приведенному образцу (см. ниже). В отдельном файле внутри папки должны быть представлены тесты с обработкой и результатами, а также детские работы.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

Им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

Институт педагогики

Направление «Педагогическое образование»

Профиль «Компьютерные технологии в

музыкальном образовании и искусстве"»

4 курс

Кафедра психологии

ИВАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Отчет по психологии

Руководитель педагогической

практики по психологии:

Зайнуллин Адик Медхадович

Отделение очное

2015-2016

Приложение 1

Методики исследования психолого-педагогической характеристики группы

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе (модификация методики О.С.Михалюка и А.Ю.Шалыто)

Авторами методики являются О.С.Михалюк и А.Ю.Шалыто. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный – неприятный». Поведенческий компонент измеряется по критерию «желание – нежелание учиться в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основной критерий когнитивного компонента – переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».

Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования – 5-10 минут.

Тестовый материал

Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем классе».

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

а) внимательно прочитать варианты ответов»;

б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;

в) поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.

1. Отметьте, пожалуйста, с какими из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

Большинство одноклассников – хорошие, симпатичные люди. ____
В нашем коллективе есть всякие люди.  
Большинство одноклассников – люди малоприятные.  

2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы Ваши одноклассники жили близко друг от друга?

Нет, конечно  
Скорее нет, чем да  
Не знаю, не задумывался об этом  
Да, конечно  

3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

  Да Пожалуй, да Не знаю, не думал об этом Пожалуй, нет Нет
Деловых качеств большинства одноклассников          
Личных качеств большинства одноклассников          

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

                 

5. Если бы у Вас возникла возможность провести каникулы вместе с одноклассниками, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило  
Не знаю, не задумывался над этим  
Это меня бы совершенно не устроило  

6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве Ваших одноклассников, с кем они охотно общаются по деловым (учебным) вопросам:

Нет, не мог бы  
Не могу сказать, не задумывался над этим  
Да, мог бы  

7. Какая атмосфера преобладает в Вашем классе?

От 1 – нездоровая, нетоварищеская атмосфера, до 9 – наоборот, атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток Вы бы поместили свой класс?

                 

8. Как Вы думаете, если бы Вы перешли в другую школу или долго не ходили бы по какой-либо причине на учебу, стремились бы Вы встречаться с Вашими одноклассниками?

Да, конечно  
Скорее да, чем нет  
Затрудняюсь ответить  
Скорее нет, чем да  
Нет, конечно  

Обработка результатов

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
     
     
     
     
     
n      

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.

Эмоциональный компонент: вопросы 1, 4 и 7.

Когнитивный компонент – 3 и 6.

Поведенческий компонент – 2, 5, 8.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

Э=∑(+) - ∑(-) ∕ n,

где ∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце,

∑(-) – количество отрицательных ответов, n – число членов группы, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0, 33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй – противоречивыми, неопределенными, а третий – положительными.

С учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное – климат коллектива весьма благоприятный;

2) положительное – климат в целом благоприятный;

3) полностью отрицательное – климат в коллективе совершенно неудовлетворительный;

4) отрицательное – климат в целом неудовлетворительный;

5) противоречивое, неопределенное.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора[1]

Назначение и инструкция. Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная - -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2) Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4) Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5) Живу и существую отдельно от нее (1).

6) Не знаю, затрудняюсь ответить (-1).

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1) Да, очень хотел бы перейти (1).

2) Скорее перешел бы, чем остался (2).

3) Не вижу никакой разницы (3).

4) Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5) Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6) Не знаю, трудно сказать (-1).

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве классов (1).

4) Не знаю, трудно сказать (-1).

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4) Не знаю. (-1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4) Не знаю (-1).

Уровни групповой сплоченности:

15,1 баллов и выше - высокая;

11,6 - 15 балла - выше средней;

7- 11,5 - средняя;

4 - 6,9 - ниже средней;

4 и ниже - низкая.

Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)[2]

(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

Назначение. Методика нацелена на выявление ЦОЕ на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка.

Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее ценными для успешной совместной работы в классе.

Наши рекомендации