Социальная роль как функциональная единица группы

Очевидно, что любая группа состоит из отдельных индивидов. Однако трудно найти такую группу, которая бы полностью вовлекала человека в свою орбиту. Мы как бы «путешествуем» из одной группы в другую, задерживаясь в одних из них надолго и быстро меняя другие. Например, проснувшись утром, вы сначала действуете как участник своей семейной группы, потом, по дороге на работу, вступаете в общность пассажиров муниципального транспорта, а ваш супруг обычно становится участником группы раздраженных автомобилистов, попавших в пробку. Затем вы действуете в качестве члена профессиональной группы, а в обеденный перерыв превращаетесь в члена группы посетителей кафе. Вечером вы можете стать частью группы зрителей театральной постановки или посетителей бассейна. Во время отпуска вы вливаетесь в туристическую группу, заболев, перемещаетесь в группу пациентов и т.д. Таким образом, каждая из групп охватывает только сегмент вашей жизнедеятельности. Сама же группа складывается из сегментов жизнедеятельности ее участников, каждый из которых можно назвать социальной ролью. Социальная роль, которую играет индивид, являющийся участником той или иной группы, служит функциональной единицей анализа социального мира.

Понятие социальной роли введено в оборот науки в начале XX в. социологами М. Вебером и Э. Дюркгеймом. Позднее оно начало функционировать как собственно психологический термин.

11.1. Социальная психология групп

Ролевые концепции личности являются господствующими в современной социальной психологии. «Весь мир — театр / В нем женщины, мужчины — все актеры. / У них свои есть выходы, уходы, / И каждый не одну играет роль», — замечает герой В. Шекспира в пьесе «Как вам это понравится». Суть данного подхода заключается в том, что человек понимается, прежде всего, как исполнитель предписанной ему обществом роли. Социальная роль — это совокупность требований к поведению, общению и способу осмысления мира, которую общество предъявляет субъекту, занимающему определенную «ячейку» социальной жизни (социальную позицию). Например, роль «учащегося» предполагает, что он: 1) посещает учебное заведение, сдает экзамены (поведенческий аспект); 2) не выражает явного несогласия с позицией преподавателя, отвечает на его вопросы (коммуникативный аспект); 3) уверен, что «знание — сила», а получение образования — достойное занятие (мировоззренческий, ценностно-смысловой аспект).

Роли могут быть определены как шаблон взаимных прав и обязанностей членов группы. Ролевые требования (обязанности) — это то, что человек считает нужным делать, исходя из той роли, которую он выполняет, чтобы не обмануть ожидания других людей. Если человек эффективно играет свою роль, то он вправе ожидать, что другие члены группы будут так же выполнять свои обязанности по отношению к нему. Например, если посетитель дорогого ресторана располагает необходимой суммой денег, он вправе рассчитывать на то, что блюда будут отменного качества, а обслуживание — на высшем уровне. В свою очередь, официант этого ресторана, следующий ожиданиям клиента, рассчитывает, что получит чаевые. Тот же человек, оказавшись в дешевом кафе, спокойно воспримет то, что пища подается на бумажной посуде, а на столах нет накрахмаленных скатертей. Сотрудник же такого заведения не ждет, что посетитель будет одет в вечерний кортюм и заплатит что-то сверх счета. s

Нормальное функционирование группы подразумевает взаимную согласованность ролевых обязанностей. В исследовании Якобсона (1936) проводился опрос 100 разведенных и 100 счастливых семейных пар. Участников исследования спрашивали о том, какими, по их мнению, должны быть мужья и жены. Разница между средними оценками (несогласованность) разведенных пар в четыре раза превосходила разницу между оценками счастливых пар! Таким образом, благополучие брака зависит в первую очередь не от индивидуальных психологических свойств мужа и жены, а от сходства их представлений о ролевых обязанностях супругов.

Глава 11. Социальная психология

Исполнение роли заключается в том, чтобы выполнять обязательства, накладываемые ею. Физическое присутствие в группе само по себе не гарантирует должного исполнения роли. Важно, чтобы человек сознательно принял на себя обязанности, накладываемые ролью. Для выявления внутренней психологической иерархии социальных ролей используется тест «20 утверждений». От испытуемого требуется 20 раз подряд ответить на вопрос: «Кто я?». В списке обычно появляются не только ролевые, но и качественные характеристики, однако на основании последовательности ролевых утверждений судят о том, какие социальные роли являются для человека субъективно более важными.

Например, для исследования вы можете выбрать двух молодых людей, которые ведут примерно одинаковый образ жизни: ходят в институт, проживают с родителями, встречаются с девушками, занимаются спортом. Вы предлагаете им тест «20 утверждений» и получаете следующие данные: один из них составляет список: «Я — студент, отзывчивый, сын, футболист, высокий, удачливый, путешественник и т.д.», а другой: «Я — жених, влюбленный, программист, умный, вежливый и т.д.». Предполагается, что ваш первый респондент психологически максимально включен в учебную деятельность и во взаимоотношения с родителями. Именно членство в этих социальных группах для него наиболее значимо. Второй же респондент, очевидно, весь в мыслях о предстоящем браке и о том, сможет ли его профессия достойно обеспечить семью.

Содержание социальной роли фиксируется в перечне как позитивных (каким быть, что делать), так и негативных (каким не быть, чего не делать) ожиданий. Так, ожидания от исполнителя социальной роли врача нашли свое формальное позитивное отражение в знаменитой клятве Гиппократа.

По сложившейся в медицине традиции вот уже 24 столетия, со времен Гиппократа, врачи дают клятву перед обществом о нормах врачебного поведения и отношении к больным и их родственникам. За многовековую историю в текст клятвы не раз вносились сокращения. Однако суть ее остается прежней и включает в себя аспекты поведения, взаимодействия с больным, мировоззрения и описание позитивных и негативных санкций: «Клянусь исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: Я направлю режим больных к их благу, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не сле-

11.1. Социальная психология групп

дует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Принятие социальной роли может происходить не только по свободному и сознательному выбору, но и под давлением внешних обстоятельств. Причем часто роль, которую человек предполагал только «примерить», накрепко «прирастает» к нему. Филипп Зимбардо (1971) задался вопросом: с чем связана жестокость людей, которые работают в тюремной системе? Возможно, что данную профессию выбирают жестокие люди? Или сами роли охранника и заключенного изменяют личность? Из добровольцев-студентов Зимбардо составил две группы: группу «охранников» и группу «заключенных». «Охранникам» раздали униформу, дубинки, свистки и ознакомили с правилами тюремного распорядка. «Заключенных» поместили в тесные камеры и одели в лохмотья. В первый день эксперимента все его участники с юмором относились к игре. Однако уже на третий день и «охранники», и «заключенные» стали «заигрываться». «Охранники» начали унижать «заключенных», те сначала бунтовали, но вскоре впали в апатию и безропотно подчинялись новым унизительным правилам (рис. 79).

Социальная роль как функциональная единица группы - student2.ru

Рис. 79. Кадр из кинофильма «Эксперимент», сюжетом которого стал

Наши рекомендации