Понятие, цели, задачи, функции
Москва
Российский государственный
Торгово-экономический университет
Ростов-на-Дону
«Феникс»
УДК 659:159.9(075.8)
ББК 76.006.5+88.4я73
КТК 0971
Ш93
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор А.Д. Бородай:
академик Международной академии
акмеологических наук, доктор психологических наук,
профессор В.Н. Селезнев;
доктор экономических наук,
профессор Т.Н. Парамонова
Шуванов В.И.
Ш 93 Психология рекламы / В.И. Шуванов. — Изд. 3-е. —
Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 315 с. - (Высшее образование).
ISВN 5-222-09980-6
Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом. В нем рассматриваются теоретические и прикладные проблемы психологии рекламы.
Для студентов вузов.
ISВN 5-222-09980-6 |
УДК 659:159.9(075.8) ББК 76.006.5+88.4я73 |
© Шуванов В.И., 2006
© Оформление: Изд-во «Феникс», 2006
ВВЕДЕНИЕ
Термин «РЕКЛАМА» происходит от латинского слова «reklamare» — «громко кричать или извещать» (в Древней Греции и Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях и в других местах скопления народа).
В соответствии с Законом Российской Федерации «О рекламе», она представляет собой распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информацию о физическом или юридическом лице, о товарах, идеях и начинаниях, которая призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Широкое определение рекламы, отражая ее сущность как многообразного общественного явления современности, не исключает ее подразделения на отдельные виды (отрасли), ограничивающие рекламно-информационную деятельность определенными сферами общественно-экономической жизни людей. В этом контексте четко прослеживаются такие ее отрасли, как торговая, политическая, имиджевая, религиозная, социальная и другие виды рекламы.
Рекламные сообщения отличаются от обычных информационных тем, что они выполняют функцию увещевательного воздействия на человека с целью побудить его приобрести те или иные товары или услуги. Поэтому способность рекламы оказывать воздействие на человека и создавать спрос на товары позволяет использовать ее для воспитания разумных потребностей, эстетических
Психология рекламы
вкусов и запросов населения. Реклама составляет часть рыночного маркетинга, одна из задач которого состоит в обеспечении бесперебойного сбыта произведенной продукции. Реклама должна точно и правильно информировать потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, правилах пользования (эксплуатации), потребления и других сведениях о товарах и услугах, Эта функция рекламы создает предпосылки для более эффективного производства товаров и более эффективного удовлетворения потребностей населения.
Реклама, с одной стороны, доводит до потребителя сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информативность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие.
Торговая реклама, как наиболее распространенный вид рекламной деятельности, должна способствовать повышению качества торгового обслуживания покупателей. При помощи рекламы покупатели быстрее находят необходимые им товары, приобретают их с наибольшими удобствами и наименьшей затратой времени. При этом ускоряется реализация товаров, повышается эффективность труда торгового персонала, снижаются расходы. Не менее важна информация для населения об отдельных торговых предприятиях, услугах, которые они предлагают, времени работы, методах продажи, специфических особенностях их деятельности. Цель достигается тем успешнее, чем полнее учитывает автор рекламы психологические особенности своих адресатов.
Отсюда чрезвычайно важное значение приобретает изучение психологических аспектов рекламной деятельности. По выражению классика отечественной рекламы О.А. Феофанова, именно «психология дает основные параметры для разработки рекламных
Введение
концепций..., которые включают психологические аспекты мотивации поведения потенциального покупателя, психологию восприятия слова или зрительного образа, закономерности формирования целенаправленных ассоциаций и т.д.» [33, с. 97]
Необходимо отметить, что несмотря на активное изучение в последнее время специалистами различных аспектов рекламной деятельности, проблемы, связанные с психологией рекламы, остаются практически не изучены. Имеются лишь отдельные фрагментарные исследования частных психологических проблем рекламы, при этом никто из ученых не дает целостного определения самому понятию «психология рекламы».
На наш взгляд, предметом учебного курса «Психология рекламы» является создание психотехнологии конструирования рекламных образов товаров и внедрение и подсознание потребителей с целью повышения покупательского спроса. В этой связи, основная задача данного учебного курса заключается в получении студентами знаний по формированию у населения эффективных рекламных образов (имиджей) товаров (услуг) будущим потребителям (целевым группам).
Среди других задач, решаемых психологией рекламы как разновидностью психологической науки, необходимо назвать такие, как: обеспечение запоминаемости рекламных сообщений, оказание эффективных рекламных воздействий на поведение потребителя, возбуждение у них желания приобрести рекламируемый товар (услугу).
В этой связи структура учебного пособия состоит из двух логически связанных разделов. В первом разделе «Теоретико-методологические проблемы психологии
Психология рекламы
рекламы» рассматриваются вопросы, связанные с решением задачи психологического конструирования эффективных рекламных образов товаров (услуг) и внедрения их в подсознание потребителей. Во втором разделе «Прикладные проблемы психологии рекламы» раскрываются социально-психологические аспекты основных методов рекламной деятельности. В связи с обострением конкурентной борьбы на российском потребительском рынке товаров и услуг основное место в этом разделе отводится формированию специальной психотехнологии торговой презентации в процессе персональной продажи и использованию телерекламы в продвижении товаров.
В настоящем учебном пособии «Психология рекламы» автор воссоздает целостное представление о системе социального воздействия рекламы на потребителя и о психологических механизмах такого воздействия. В частности раскрываются механизмы, определяющие интерес потребителя к рекламируемому товару и желание его приобрести. Большое внимание отводится анализу процесса восприятия потребителем рекламного воздействия, а также психотехнологии формирования у него рекламного образа товара (услуги).
Кроме того, в учебном пособии (в контексте соответствующей проблематики) излагаются основные сведения из социальной психологии, психологии личности, психологии восприятия и мышления, которые помогут студентам разобраться в динамике психологических процессов взаимодействия в системе «реклама — потребитель».
Учебное пособие предназначено студентам всех факультетов Российского государственного торгово-экономического университета и его филиалов, изучающим учебные курсы «Психология рекламы»,
Введение
«Психология и социология в рекламе», т.е. будущим коммерсантам, рекламистам, маркетологам, менеджерам, работникам ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма. Оно будет полезно также для практической работы менеджерам, предпринимателям, слушателям бизнес-школ и факультетов повышения квалификации.
РАЗДЕЛ I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РЕКЛАМЫ
Глава 1. Психологическая структура рекламной деятельности
1.1. Реклама в системе маркетинга:
понятие, цели, задачи, функции
В научной литературе по маркетингу под рекламой в общем плане понимается целенаправленная, оплачиваемая информация о товарах или услугах с целью ознакомления и убеждения потребителей в необходимости приобретения рекламируемых Товаров.
За свою историю реклама прошла длительный путь:
от простого информирования людей до «увещевания» и подсознательного внушения человеку необходимых символов и образов, связанных с достижением целей рекламодателей.
Основными целями современной рекламы являются следующие.
1. Сформировать у потребителя определенный уровень знаний о товаре, услуге, коммерческой фирме и т.д.
2. Представить потребителю выгоды от приобретения конкретного товара (услуги).
3. Создать благоприятный образ (имидж) коммерческой фирмы (менеджера по продажам, продавца и т.д.), а также торговой или промышленной марки у потребителей и деловых партнеров.
4. Стимулировать сбыт товаров и услуг.
5. Напоминать периодически потребителю о фирме и ее товарах (услугах).
В зависимости от целевого назначения реклама подразделяется на различные виды.
На начальных этапах выведения товара на рынок преобладает информативная реклама, когда стоит задача создания первичного спроса, ставятся цели рассказать потенциальным потребителям о новинке или о новых применениях существующего товара, информировать об изменении цены, объяснить принципы действия товара, описать оказываемые услуги, исправить неправильные представления или рассеять опасения потребителя, сформировать образ фирмы.
На этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса, она прибегает к увещевательной рекламе. Иногда увещевательные рекламные объявления смещаются в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество одного товара за счет сравнения с аналогичным или одной марки с другой, или сразу с несколькими марками к рамках данного товарного класса.
Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости для того, чтобы заставить потребителя периодически вспоминать о товаре. Цель дорогих объявлений «Кока-колы» в журналах - напоминать людям о напитке, а вовсе не о том, чтобы проинформировать илиубедить их.
Подкрепляющая реклама стремиться уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. В рекламных объявлениях при продаже автомобилей часто фигурируют довольные покупатели, восторгающиеся той или иной особенностью купленной машины.
Стоит упомянуть такие важные и уже используемые в российских СМИ виды рекламы, какимиджевая (престижная) реклама, применяемая для формирования долговременного образа. Реклама марки используется для долговременного выделения конкретного марочного товара («Возьми с собой бутылочку «Херши», «Херши» - вкус, который нельзя забыть»). Рубричная реклама приходит на помощь, если необходимо распространить информацию о продаже, услуге или событии. Для отстаивания конкретной идеи, концепции необходима разъяснительная реклама. Реклама распродаж применима для объявления о распродаже по сниженным ценам на самые разнообразные товары. Виды рекламы в
зависимости от целевого назначения описаны в таблице1.
Таблица 1
Виды рекламы в зависимости от целевого назначения
Виды рекламы | Задачи рекламы |
1. Информационная (формирование первоначального спроса) |
|
2. Увещевательная (убеждение) |
|
Виды рекламы | Задачи рекламы |
свойств товара;
| |
3. Напоминающая (поддержание интереса) |
|
4. Имиджевая реклама (формирование образа фирмы и товара | Обеспечение воздействия на потребителя: - визуальные; - звуковые; - смысловые ассоциации; - идеи |
В связи с вышеизложенным, вслед за американскими специалистами Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К., авторами книги «Реклама: теория и практика» [29], мы приводим типичные (психологические) функции, выполняемые рекламой:
1) создание образа фирмы и достижение благоприятного отношения к ней;
2) создание образа торговой марки;
3) распространение информации о выгоде и преимуществах марки товара;
4) создание благоприятной экономической установки на восприятие товара или марки;
5) добиться легкого распознавания марки или упаковки как собственности фирмы;
6) заложить основы репутации для последующих выходов на рынок новых марок и новых товарных групп.
По способам воздействия на потребителя реклама делится на два вида: рациональная и эмоциональная.
Рациональная реклама имеет своей целью убеждать и информировать потребителей, обращение к разуму адресата системой аргументации.Эмоциональная реклама направлена на активизацию эмоций человека, она обращается к его чувствам, подсознательной сфере и вызывает чувственные образы и воспоминания.
Эти два вида рекламы различаются также по средствам воздействия на потребителя: если рациональная (предметная) реклама свои доводы трансформирует в словесную форму используя графические изображения,тоэмоциональная реклама воздействует через ассоциации, использует рисунок, цвет, звук и т.д. Подавляющее большинство рекламных сообщений в настоящее время представляет собой комбинацию рациональных и эмоциональных способов воздействия, при этом эмоциональной составляющей отдается предпочтение из-за ее психологической эффективности.
1.2. Психологическая структура рекламной деятельности
В психологическом плане рекламу можно определить как искусство производить направленное воздействие на людей с целью стимулирования сбыта товаров (услуг) и получения прибыли.
В этой связи можно выделить три основных направления, определяющих эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя.
1. Проблемы восприятия потребителемрекламного сообщения.
2. Формирование в подсознании потребителя эффективного рекламного образа товара или услуги.
3. Формирование у потребителя желания (мотивации) выполнить рекламный призыв к действию (купить товар и т.д.)
Основным инструментом рекламного воздействия напотребителя является имидж как образ товара, который сложился в голове у потребителя.
Имидж представляет собой целостный комплекс символов, эмоционально-рассудочные ассоциации, управляющие поведением потребителя. Как свидетельствуют общепризнанные теоретики отечественной и зарубежной рекламы (Р. Ривс, Д. Огилви, О. Феофанов и др.), имидж - это грамотно выдуманный и умело созданный образ товара, который неотразимо влияет на ожидания и процесс принятия решения о покупке или предпочтении в процессе выбора товара (услуги). Человек покупает не товары, — отмечает О. Феофанов, — а их имиджи [33].
Для создания соответствующего образа (имиджа) товара рекламисты прибегают к самым изощренным приемам: например, образ маргарина изображается в виде цветка клевера; классик американской рекламы Д. Огилви образ мужской рубашки создал в виде усатого мужчины с черной повязкой на глазу. Такие образы повторяются многократно, даже без текстового сопровождения, - и всегда продажи рекламируемых товаров имеют максимальные показатели.
Подобный успех объясняется тем, что соблюдается основное требование к Образу (имиджу) товара, — обеспечить максимальное соответствие его потребностям и личностным особенностям человека.
Так, по результатам социально-психологических исследований, для большинства покупателей автомашин их технические характеристики менее важны чем психологические, связанные с символами их индивидуальности и общественного положения. Как отмечают психологи-рекламисты, эффективное решение задачи по созданию у потребителя ощущения наиболее полного соответствия рекламного образа (имиджа) живой практике связано со спецификой восприятия потребителем рекламного образа как единого целого, отдельные части которого гармонично согласованы и действуют в одном направлении.
При этом содержательная (текстовая) информация должна обязательно согласовываться с видеорядом: персонаж, герой, звук, цвет, ритм, композиция и т.д. Только в этом случае рекламное сообщение, связанное с имиджем товара, достигает своей цели — вызовет у потребителя желание купить этот товар.
Поэтому эффективность различных видов рекламы можно представить как совокупность компонентов, основу которых составляют процессы психологического воздействия рекламы на потребителя и качество ее восприятия человеком. В этой связи психологическая структура рекламной деятельности (рекламный имидж) состоит из следующих блоков, указанных на схеме 1.
Подробно отдельные элементы психологической структуры рекламной деятельности рассматриваются в соответствующих главах учебного пособия. Здесь же необходимо обратить внимание на важность рассмотрения психологической структуры в рамках общепринятой в рекламной практике формулы АIDА, которая представляет собой систему взаимодействия «реклама — потребитель».
Как известно, аббревиатура АIDА, расшифровывается как: Внимание (attention), Интерес (interest). Желание (desir). Действие (action).
|
Внимание — начальный этап воздействия рекламы на человека. Эффективное внимание (произвольное и непроизвольное) оценивается по количеству усвоенной информации. Внимание неразрывно связано с интересом потребителя к рекламе. Цель интереса — создать условия для идеальной покупки, приобретения товара мысленно, т.е. вызвать у потребителя желание, а оно связано с поиском нужных мотивов у потенциального покупателя, активизация которых позволяет перевести мысленную покупку в реальную.
Если реклама не привлечет внимания потенциальных покупателей или клиентов, ее просто не прочтут. В газетном тексте глаз машинально выхватывает заголовки и иллюстрации. Это два наилучших способа завладеть вниманием читателя. Подробнее о них будет говориться позднее. Сейчас важно понять, что заголовок бросается в глаза, останавливает внимание читателей и побуждает прочесть сообщение о том, что продают. Иллюстрации выполняет ту же функцию. Продуманно сочетая то и другое, можно сделать убедительную рекламу.
Внимание потребителей к рекламному товару преобразовывается в их интерес с помощью визуальных, аудиальных и текстовые средств рекламного воздействия.
Интерес как важнейший элемент в системе AIDA представляет собой эмоционально окрашенное сосредоточение внимания на определенном предмете. Интерес потребителя к рекламируемому товару выступает как форма проявления определенной потребности человека (о системе потребностей будет рассмотрено нами во II главе).
В общей психологии различают непосредственный и опосредованный интерес личности. Непосредственный интерес вызывается привлекательностью самого объекта (в случае рекламного воздействия сам факт привлечения внимания к рекламе и вызывает непосредственный интерес потребителя). На него влияют, прежде всего, факторы визуального ряда: цвет, форма, сюжет и т.д. Опосредованный интерес более сильный и значимый, использует все средства формирования рекламного образа у потребителя.
При создании рекламы необходимо использовать силу обоих разновидностей интереса.
Чрезвычайно важное значение имеет при этом обеспечение эмоциональной комфортности потребителя, связанной с генерацией положительных эмоций. В этом случае интерес неизбежно возникает. Отсюда - конструктивные рекомендации: реклама, как правило, должна быть исполненной радости, светиться улыбками, приносить эмоциональное и психологическое раскрепощение. Для реализации такой задачи выработан богатый арсенал средств, которым умело пользуются асы рекламного дела. И одно из важнейших правил у них на вооружении таково: не столько предлагать публике хороший товар, сколько внушить с его помощью хорошее настроение. Заметим, что при положительных эмоциях внимание благосклонно, а воодушевление позволяет людям легче расставаться с собственными деньгами. Эффективны призывы: «Бери от жизни все», «Живи с улыбкой» и т.д.
Еще одна существенная проблема. Интерес возникает и поддерживается неудовлетворенной потребностью. Проголодавшись, вы с особым расположением отнесетесь к любой возможности поесть. Опасаясь чего-либо, начнете искать средства и способы защититься.
В который раз, но уже как бы с другой стороны, возвращаемся к проблеме потребностей человека. Однако в рекламном деле все гораздо сложнее, ведь эффективность рекламы жестко зависит от степени насыщения рынка товарами. Это лишь при беглом взгляде кажется, что «там», у них, многие потребности удовлетворены. Исследования американских психологов свидетельствуют, что у современного американца физиологические потребности удовлетворены на 90 %, потребность в безопасности — на 70 %, в уважении — на 40 %, в само актуализации - на 15 %. Эти показатели — настоящий компас в рекламном деле.
Для того, чтобы вызвать интерес, надо сравнить то, что предлагается, с тем, что имеется. А предлагать надо, естественно, с учетом потребительских мотивов, по правилам привлечения внимания, с учетом существующих принципов. Иными словами, сравнение должно убедить в неоспоримых и привлекательных достоинствах рекламируемого.
Еще несколько психологических методов, позволяющих формировать потребности и, соответственно, интерес. Практика показывает, что ведущими здесь являются психологические установки, психологическое заражение и подражание. Рассмотрим подробнее понятие «психологическая установка» — одно из интереснейших направлений психологической науки. Публикацийобэтом мощнейшем регуляторе поведения и деятельности человека наберется, пожалуй, не меньше, чем по рекламному делу. Формально психологическая установка — не что иное, как устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования. Такая предрасположенность побуждает человека ориентировать свою деятельность и поведение в соответствии с вполне определенными формами. В результате существенно уменьшается степень неопределенности при выборе форм поведения.
Психологическая установка формируется различными способами, их разнообразие велико. Но применительно к нашей теме стоит внимательнее рассмотреть один прием. Это создание устойчивого образа будущего состояния. Пример для иллюстрации. В американской армии был проведен показательный, хотя и не безупречный, с точки зрения, нравственности, эксперимент. Пятерых солдат познакомили с литературой о развитии заболеваний после радиоактивного поражения. Вскоре им сообщили, что во время учений они случайно подверглись облучению, поместили их в госпиталь и стали имитировать лечение. У четверых появились симптомы, характерные для лучевой болезни. А пятый — как ни в чем не бывало. Оказывается, он не удосужился прочитать предложенную литературу и не знал, как должна протекать болезнь после радиоактивного заражения. Иными словами, у четверых была сформирована сильная установка, они четко усвоили всю картину болезни, а пятый «уберегся».
Создание установки в рекламе - задача гораздо более сложная. Установка в рекламе должна быть положительной, образ будущего состояния привлекательным, желанным и непротиворечивым. Как этого добиться? Тут-то и начинается творчество сродни тому, что применяется, например, в психотерапии и основывается на цепи необходимых ассоциаций. Такой, в частности, прием: пациента, страдающего неким заболеванием, знакомят со среднестатистическими данными лечения определенного недуга, наглядно раскрывают динамику процесса излечения, показывают фотографии или видеозаписи уже выздоровевших, сопоставляя с тем, как выглядели его «друзья по несчастью» перед началом лечения. Так формируется положительная психологическая установка на излечение. Опыт свидетельствует: успех лечения тем явственнее, чем сильнее установка.
Подводя некоторые итоги, следует помнить, что интерес всегда связан с неудовлетворенными потребностями, причем некоторые из них надо осознать, а многие — сформировать. Интерес в большинстве своем сопряжен с положительными эмоциями, и может быть вызван умелым сопоставлением, демонстрирующим очевидные преимущества рекламируемого товара и наглядную выгоду. На возникновение интереса заметно влияют психологические установки и стремление к подражанию.
Осталось рассмотреть еще два элемента формулы AIDA: формирование желания и побуждение к активному действию.
Желание — это отражающее потребность переживание, перешедшее в действительную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание — это и форма активности человека, стремящегося удовлетворить осознанную потребность с помощью определенного средства, причем осознаются и возможные пути удовлетворения потребностей. Желание всегда эмоционально окрашено. Однако желание возникает на определенном этапе осознания потребности. Сначала оно выступает как не очень ясное влечение. По мере конкретизации объекта желание обретает четкие формы и силу. При недоступности желаемого возникает состояние фрустрации (переживаний). По мере развития человека у него появляются желания, побуждаемые намерениями.
Из приведенного определения (следует, что главное в побуждении сильного желания - это эмоциональная окраска и осознанность потребности. Чем выше степень осознанности, тем сильнее желание.
Как отмечалось, при недоступности желаемого возникают переживания, прямо связанные с отрицательными эмоциями: «Как не хватает мне для полного счастья именно этого! Без этого мне жизнь не мила!», — примерно такова логика рассуждений. Но по своей природе человек стремится избавиться от неприятных переживаний, испытывая как бы двойную стимуляцию активности в достижении желаемого результата. И в самом деле — с одной стороны, это побуждения, основанные на осознании своей потребности, с другой — стремление освободиться от отрицательных эмоций из-за неудовлетворенности.
В формировании сильного желания немалую роль играют социальные стереотипы, действующие вместе с мотивом престижа: «Какой же я мужчина (современный человек и т.д.), если у меня нет...». Соответствующее желание может возникнуть и благодаря утвердившимся и общепринятым эталонам поведения, которые в свою
очередь тесно связаны с потребностью подражать кому-то (при этом оно основывается на идеалах и стереотипах).
Наконец, сильное желание, возникшее у потребителя в результате рекламного воздействия, всегда направлено на конкретное действие, связанное с приобретением рекламируемого товара (услуги).
1.3. Основные психологические принципы рекламной деятельности
В своей брошюре «Психология рекламы» В.П. Зазыкин указывает на четыре основополагающих правила в рекламном бизнесе: [6, с. 39—43]
1. Реклама должна содержать уникальное торговое предложение (УТП).
2. Представление потребителю товара должно быть акцентировано на особенности его функций и выгод, которые они принесут их обладателю.
3. Воздействие на потребителя рекламы должно осуществляться постоянно.
4. Рекламное объявление не должно перегружать сознание потребителя (при восприятии информации он способен прочно запомнить лишь одну яркую мысль и один сильный довод). Понятие УТП было введено много лет назад американским специалистом по теории и практике рекламы Россером Ривсом и остается одним из основополагающих. Уникальное торговое предложение - это то, что выгодно отличает рекламируемый товар. В тексте, в изобразительных решениях демонстрация преимуществ должна стать лейтмотивом. Цель формулирования УТП образно обозначил американский писатель Р. Эмерсон:
«Если кто-то может написать книгу лучше других, прочесть лучше проповедь или сделать мышеловку лучше, чем его сосед, то живи он хоть в лесу — люди протопчут к его дому тропинку». Следовательно, главное — показать уникальность рекламируемого товара, помочь потребителю оценить степень его необходимости.
Уникальное торговое предложение по Р. Ривсу имеет трехкомпонентную структуру.
1. Внятное и четкое обозначение товара или услуги. При этом важно не опуститься до базарного расхваливания их и не уподобиться витринной выкладке. Обозначьте, в чем именно проявится преимущество того, кто последует вашему призыву.
2. Уникальность формы предложения в соответствии с уникальностью товара (либо по сравнению с рекламной практикой в данной сфере).
3. Предложение должно быть настолько привлекательным, чтобы у потребителя возникло необходимое желание им воспользоваться.
Как отмечает видный отечественный теоретик в области рекламы О.Феофанов, в массе однотипных товаров отыскать УТП крайне сложно, поэтому уникальность товара» изобретается самим рекламистом, который наделяет его «придуманным имиджем» [33, с. 111]. О магическом значении рекламного образа (имиджа) для продвижения товаров на потребительском рынке будет подробно нами рассмотрено в 5 главе.
Важнейшее значение имеет соблюдение в рекламной практике второго правила, касающегося специфики информирования потребителя о выгодах» которые принесут обладание рекламируемым товаром.
Выделить функцию и выгоду, помочь потребителю осмыслить их достоинства, убедить, что воспользоваться ими — прямой интерес зрителя — это обязанность рекламы. Допустим, речь идет о каком-либо фрукте. Понадобиться сообщить, какими витаминами он богат, в
чем уникальность сочетания в этом фрукте необходимых для организма микроэлементов, какова польза от его калорийности, насколько дольше других фруктов он способен сохранять свои уникальные свойства и т.д.
Приведем ряд конструктивных правил, которым тоже необходимо следовать:
• раскройте выгоду обладания товаром,
• представьте достоинства его функций,
• сумейте обеспечить наглядность своих рекомендаций,
• не заслоняйте выгоду постановочными эффектами,
• постарайтесь демонстрировать выгоду, опираясь на восприятие.
Упущение рекламы межбанковского объединения «Инкомбанк» становится в этом свете особенно наглядными. Привлекательная девушка, приятный закадровый голос, вполне современное изобразительное и музыкальное решение. Но всякий раз недоумений остается больше, чем информации. Что именно рекламируется? В чем уникальность предложения, каковы выгоды сотрудничества с «Инкомбанком» по сравнению с любым из его конкурентов? Вопросы, вопросы, вопросы... Запомнилась разве что сияющая улыбкой девушка и загадочно-мелодичное название банка. Чему эти скудные впечатления обязывают потребителя?
Добавим к сказанному, что сообщение о функциях и выгоде товара или услуги недопустимо сводить к простому перечислению. Все это необходимо «упаковать» в ауру привлекательности, чтобы сведения о свойствах и качествах товара создавали бы и необходимую положительную психологическую установку.
Третий основополагающий принцип рекламной деятельности определяет необходимость обеспечения постоянного рекламного воздействия на потребителя.
Следование этому принципу требует соблюдения определенных условий.
1. Внесение изменений в рекламную кампанию равноценно сокращению ассигнований на нее.
2. Даже отлично поставленная рекламная кампания окажется провалена, если ежегодно изменять ее содержание. Конкурент может обойти вас с помощью пусть уступающей по эффективности, но неизменной рекламы.
3. Активная рекламная кампания способна «работать», пока товар в моде.
У заповеди постоянства воздействия могут быть и опасные задержки. Если реклама делается тривиально, без оригинальных решений, без учета психологических факторов восприятия, если пренебречь законами формирования интереса — вы получите «эффект бумеранга», т.е. последует реакция совершенно противоположная той, на которую рассчитывали. Вспомним, как несколько лет назад с экранов Центрального телевидения с помощью мультипликационных сюжетов нас назойливо призывали экономить электроэнергию. Однако исполнение было столь примитивно, что вскоре эти убогие «мультики» стали раздражать даже детей, которые готовы глаз не спускать с телеэкрана, а потребление энергии тем не менее увеличилось. Сработал психологический эффект, т.е. «эффект бумеранга».
Наконец, четвертое основное правило рекламной деятельности связано с требованием не перегружать рекламное объявление, выделив лишь один сильный довод и одну яркую идею.
Сколько бы аспектов ни содержал текст или ролик, потребитель скорее всего остановит свое внимание на чем-то одном или попытается по своему разумению свести весь-набор в некое непредсказуемое впечатление. Поэтому уникальное торговое предложение, функции
рекламируемого товара, предлагаемую выгоду необходимо суметь выразить компактно.
Мировая рекламная практика предостерегает от бездумного включения. В рекламу побочных доводов. Неожиданно он может стать основным, переключив внимание на себя, ослабляя силу психологического воздействия разработанных вами аргументов. Так, рекламируя, например, соковыжималку, недопустимо сравнить ее с аналогом другой фирмы. Может запомниться именно существование товара-конкурента. Этот эффект называют действием «довода-вампира».
В упомянутой нами выше работе Зазыкина В.П. приводятся частные правила рекламной деятельности, которые полезно использовать рекламистам в качестве практических рекомендаций.
1. Реклама стимулирует сбыт хорошего товара и разоблачает недостатки плохого. Остерегайтесь заявлять о достоинствах товара, которыми он не обладает — это верный способ обратить внимание потребителя на обман.
2. Чем незначительнее достоинства товара, незамеченные потребителем, тем вернее провалит продукцию акция, рекламирующая ее.
3. Тональность любой рекламы должна быть мажорной, праздничной, насыщенной положительными эмоциями. Этому способствует соответствующее музыкальное сопровождение. Чем лучше настроение покупателя, тем легче ему принять положительное решение о покупке товара.