Аналитическая психология Карла Густава Юнга
(1875-1961)
Швейцарский психиатр и психолог. Собственные особые взгляды и методы стали зарождаться с 1910-1912 г.
К.Г. Юнг выступил против постулата 3. Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности. Под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия.
Юнг оспаривал позицию Фрейда, выводившего бессознательное из сознания (путем вытеснения из сознания неприемлемых для него влечений и травмирующих переживаний). Он считал, что все, что возникает в сознании, сначала с очевидностью не осознается и осознание возникает из неосознанного состояния. Бессознательное аккумулирует и перерабатывает информацию, поступающую от органов чувств, лишь незначительная часть этой информации доходит до сознания (только то, что сознание готово принять).
Структуру психического бытия Юнг представлял в виде двух фундаментальных сфер - сознания и психического бессознательного. Бессознательная сфера психического не поддается прямому наблюдению и проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания, которые Юнг делил на два класса:
1.Познаваемый материал сугубо личного происхождения.
Этот класс содержаний Юнг назвал подсознательным разумом или личностным бессознательным, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое, формирующихся в течении жизни индивида. Сюда входят и вытесненные побуждения, забытые травмирующие впечатления.
2.Класс содержаний, не имеющих индивидуального проис-" хождения - коллективное бессознательное. Содержания эти принадлежат типу, воплощающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человечества или отдельной его ветви. Эти коллективные паттерны Юнг назвал архетипами (буквально: «первичные модели»). Слово «архетип» происходит от греческого apxexvnov (ар%г|- начало и тояо^ - образ). В позднеантичной философии (Филон Александрийский, около 25 лет до н.э. - около 50 лет н.э.) это слово означало прообраз, идею.
Архетип можно понимать как отпечаток или энграмму (en-gram), развившуюся в результате уплотнения бесчисленных вновь и вновь повторяющихся психических переживаний, т. е. продукт равно постоянных и повсеместно существующих влияний извне. Архетип придает смысл как внутренним, так и внешним восприятиям и направляет действие в соответствующее этому смыслу русло, является предшественником идеи [Одайник, 1996, с. 190-191]. В форме архетипов передается по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Можно указать на следующие архетипы: мать, отец, дитя, девушка, правитель, священнослужитель, врач, учитель, физически или сексуально привлекательный мужчина или женщина, роковая женщина и романтический мужчина, мать с ребенком, деятельный мужчина, мудрый старец, мудрая старуха, архетип единства и порядка, соединения противоположностей, инцеста, вотан, мана, анима и анимус у мужчины, персона, тень, самость, мудрец, бог.
Цель терапии Юнг определил следующим образом: «Самость должна заменить Оно (Ид)».
Самость (self) - архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуа-ции, т. е. психотерапия должна помогать в процессе интеграции содержаний бессознательного и сознания. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида.
Юнг предлагает три метода для достижения сферы бессознательного:
1. Ассоциативный эксперимент, тест словестных ассоциаций.Испытуемый должен как можно быстрее отвечать на слова-стимулы первым пришедшим в голову словом-ответом. При
этом фиксируется время реакции. Юнг описал 12 различных типов нарушения реакции: увеличение времени реакции; реакция более чем одним словом; реакция, выраженная не словесно, а мимикой; неправильное воспроизведение и т. д. Нарушение реакции рассматривается как «индикатор комплекса». Комплекс - неосознаваемое образование, группа психических процессов, объединенная единым аффектом, обусловливающая структуру и направленность сознания. Комплексы имеют тенденцию образовывать как бы «отдельную маленькую личность». Бессознательное состоит из некоторого неизвестного числа комплексов.
2. Анализ сновиденийосуществляется с целью выяснить, «что бессознательное делает с комплексами». Юнг видел в сновидении сигнал, что «индивид отклонился от собственного пути». Важным условием анализа является согласие клиента с толкованием, что говорит о том, что послание бессознательного дошло до сознания. В сновидении бессознательное пытается послать сознанию некоторую информацию, приноравливаясь к способности сознания ее воспринять. Необходимым условием анализа сновидений, по Юнгу, является предварительный анализ реальной жизненной ситуации клиента, ибо именно реалии этой ситуации побуждают бессознательное посылать сознанию послания в виде снов. Естественно, что далеко не все сны имеют такой важный для человека характер. Анализировать следует те сны, которые сознание особенно отметило - которые запомнились, поразили, не выходят из головы, часто повторяются.
3. «Активное воображение»- термин Юнга, обозначающий процесс сознательного наблюдения и реакции на образы и символы бессознательного. Процесс этот можно описать как «сознательное сновидение» (conscious dreaming). Во многих отношениях совпадает с определенными формами медитации.
Содержания коллективного бессознательного, по Юнгу, несут на себе сильный отпечаток сотен тысяч лет архаичной жизни, когда человечество пребывало в состоянии разрозненных орд, воюющих между собой. Сознание, письменность, передача опыта от поколения к поколению были неразвиты. Условием выживания племени, сохранения потомства была готовность взрослых особей к самопожертвованию во имя интересов племени. Требования этого периода существования человечества отражаются в поведении и современных людей. Юнг очень настороженно относился ко всем проявлениям одержимости, экстаза, упоения, воинственной нетерпимости по отношению к представителям других групп. Такое поведение в современных условиях зачастую толкает человека к гибели, не принося пользы никому. С этими явлениями Юнг связывал появление фашизма в Германии.
Со временем в первобытных ордах стали появляться люди, наделенные сознанием. Это было полезно для племени: передавался и накапливался опыт, текущие задачи решались не только с помощью отваги и самопожертвования, но и мастерства, анализа ситуации, размышления. Жизнь людей, наделенных высоким уровнем развития сознания, представляла ценность. Отсюда стали возникать идеи ценности личности, свободы личности, индивидуальной ответственности, границ личности, ценности человеческой жизни.
В современном человеке, как и в современном обществе, происходит борьба между этими полюсами - коллективными или индивидуальными формами жизни. Сознание человека тоже выросло в свое время из бессознательного. Одна часть нашего бессознательного старается помогать сознанию, другая стремится захлестнуть сознание, вернуть человека к состоянию члена первобытной орды. Трезвый анализ человеком того, что с ним происходит, интеграция всех противоборствующих в психике сил с учетом реалий контекста, в котором человек живет, приводит человека к гармоничному и эффективному функционированию, субъективному ощущению благополучия.