Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик
Еще один вариант ранжирования - парное сравнение объектов [Шмелев, 1996]. Различают парное сравнение по предпочтению и по сходству. Первое является более трудоемким и надежным вариантом ранжирования. Когда испытуемый сравнивает все пары объектов -каждый с каждым, возникает возможность получения ценной дополнительной информации о противоречиях в системе предпочтений, отраженной в так называемых «нетранзитивных тройках». Например, испытуемый предпочитает красный цвет синему, синий - зеленому, а зеленый предпочитает красному.
Часто за противоречиями (за нетранзитивными тройками) лежат разные субъективные критерии сравнения, разные индивидуальные конструкты. Для их выявления применяется также парное сравнение по сходству. Для каждой пары объектов испытуемый дает суждение о том, насколько они похожи или близки между собой. После получения матрицы и ее обработки с помощью компьютерных программ возникает задача интерпретации размещения объектов в семантическом пространстве.
Процедура ранжирования может использоваться для установления сходства-различия методик (например, при определении валидности методики). Для этого упорядочиваются результаты группы испытуемых по двум различным методикам, а затем высчитывают коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла [Тарасов, 1999].
Вобщем случае процедура ранжированияможет быть реализована следующим образом.
1. Составляются объекты ранжирования.
2. Испытуемым дается задание проранжировать объекты, то есть проставить ранг (число).
3. Врезультате этой процедуры экспериментально-психологические данные представляются в виде, например, следующей таблицы:
Таблица 2.1
Объекты ранжирования | Испытуемые | |
№1 | №2 | |
Л | ||
в | ||
с | ||
О | ||
Е | ||
Р | ||
С | ||
Н | Т | |
1о | ||
Компьютерная психодиагностика
Здесь 10 объектов и два испытуемых. При увеличении числа объектов увеличивается число строк, а при увеличении числа испытуемых -число столбцов.
4. ЭтЭ таблица мажет быть использована для вычисления коэффициента корреляции Спирмена. Формула коэффициента корреляции Спирмена такая:
N
6Е42
где М- количество объектов ранжирования, a л} - разность рангов в квадрате.
Для приведенного выше примера (ЛГ= 10) можно составить следующую таблицу:
Таблица 2.2
Объекты ранжирования | Испытуемые | *1 | ||
№1 | №2 | |||
Л | ||||
в | ||||
с | ||||
й | ||||
Е | ||||
Р | ||||
в | ||||
Н | ||||
/ | ||||
Для этой таблицы в четвертом столбце находится разность рангов для каждого объекта, в пятом эта разность возводится в квадрат и затем суммируются результаты:
г. = 1--^_= 0,903030303.
*103—10
5. Если испытуемых больше двух, допустим М, то можно таким образом вычислить корреляционную матрицу, элементами которой будут коэффициенты корреляции Спирмена для каждой пары объектов. Эта матрица может быть подвергнута различным процедурам анализа данных, например, факторному анализу.
Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик
Сортировка
Процедура сортировки (классификации), описанная G. MШеr (1969), основана на допущении, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и что структура последних может быть выражена в процедуре классификации. Испытуемому предлагается классифицировать материал (обычно слова) в произвольное количество групп, причем в группу может входить произвольное количество объектов (слов). Результаты классификации, как и в случае парных сравнений по сходству, суммируются в матрице, где мерой семантического сходства пары объектов выступает количество отнесений их испытуемыми в один класс. Матрицы сходства затем подвергаются процедуре кластерного анализа, в результате которого исследуемый материал дифференцируется в ряды кластеров, соответствующих разным уровням семантической близости (строится «дерево» классификации) [Петренко, 1997].
Оригинальное использование приема сортировки при сравнительном исследовании здоровых людей и психопатических личностей с преобладаниемвозбудимыхиистерическихчертпредложеноФ. С. Са-фуановым [1985]. Автором разработана методическая процедура применения сортировки карточек с изображением фрустрирующих ситуаций, являющихся стимульным материалом в тесте Розенцвейга. Испытуемым предлагалось разложить карточки на любое количество групп так, чтобы каждая группа объединяла ситуации одинакового смысла для них лично.
При обработке результатов на основе кластерного анализа была построена дендрограмма («дерево» классификации), на которой зафиксированы уровни объединений карточек во все более крупные кластеры. Содержательное объяснение полученных результатов строилось поступательно - от интерпретации крупных кластеров (объединенных на низких уровнях сходства) к более мелким, дифференцированным кластерам (с высоким уровнем сходства). Обобщение результатов позволило сделать важные в дифференциально-диагностическом отношении выводы, показало существенные различия в системе смысловых отношений к фрустрирующим ситуациям у психически здоровых лиц и испытуемых с пограничными личностными аномалиями.
Обработка результатов процедуры сортировки возможна не только с помощью кластерного анализа, но и с помощью корреляционного анализа. В этом случае сама задача формулируется следующим образом. Допустим, что выделены две дихотомические переменные А и В, принимающие значения 0 или 1 на некоторой выборке испытуемых.