Арт-терапевтических подходов

Современное состояние арт-терапии и ее многолетняя история указывают на то, что в ней существуют различные школы и направления, которые зачастую по-разному понимают саму арт-терапию и с различных сторон объясняют её лечебные эффекты.

Охарактеризуем кратко четыре основных психотерапевтических модели, дающих начало различным арт-терапевтическим подходам. Клиническая модель ориентирована на работу с пограничными психическими расстройствами, психотической симптоматикой. Основными задачами в данном случае является лечение пограничных психических расстройств, профилактика и устранение их отрицательных воздействий на клиента, а также работа с отдельных симптомами и последствиями психозов.

В психодинамической модели клиент рассматривается как больной человек, имеющий психоневрозы. В основе этого подхода лежат концепции З.Фрейда и К.Юнга. Арт-терапевт пытается изучить историю жизни человека на различных этапах его психосексуального развития и преодолеть интрапсихический конфликт, восстановить психическую устойчивость человека через реканализацию его либидо; выявить и устранить дисгармонии личности первой половины жизни и проблемы индивидуации второй половины жизни, адаптировать личность к социальной среде. Психодинамическая арт-терапия направлена на устранение инфантильных форм реагирования, актуализацию архитипического уровня психики, установление взаимодействия сознания и бессознательного.

Экзистенциально-гуманистическая модель предполагает работу со здоровым, но неактуализированным человеком. В ее основе лежат взгляды А.Маслоу, Ф.Перлза, К.Роджерса. Целью психотерапевтической работы в данном случае является оптимизация психического здоровья клиента, что достигается через развитие личности, раскрытие её творческого потенциала, расширение опыта.

Холистическая или трансперсональная модель рассматривает сознание как универсальный феномен. Клиент воспринимается как человек, находящийся в состоянии «низшего психического здоровья». Целью психотерапии при этом выступает достижение «высшего психического здоровья» через расширение форм трансперсонального опыта, включая мистический, религиозный, общечеловеческий, планетарный и другие его формы. Клиент стремиться к установлению аутентичной близости с объектным и социальным миром.

В психологической литературе отражены различные представления о механизмах арт-терапевтического действия,которые можно объединить в следующие группы [2]:

А) Креативные представления. Их теоретической основой выступает гуманистическая психология, которая в каждой личности видит мощный скрытый потенциал, требующий мобилизации для облегчения самореализации. Творческая деятельность рассматривается как способ упорядочивания дезинтегрированной психики, гармонизации личности. При этом большое внимание акцентируется на эстетической стороне творчества. Считается, что творческая активность снижает напряжение, ведущее к конфликтам. Сдерживание же творческой силы служит причиной неврозов.

Б) Сублимационные представления. Теоретической основой этих представлений выступает психоанализ. Творчество рассматривается как одна из форм сублимации через выражение в символической форме внутренних конфликтов личности и её неосознанных стремлений. В процессе сознательной творческой активности сексуальные и агрессивные импульсы проявляются и осознаются человеком, что существенно снижает вероятность их внешнего проявления в социально нежелательном плане.

В) Проективные представления. Проекция рассматривается как процесс неосознанного переноса клиентом своих чувств и мыслей на изобразительную продукцию, в результате чего субъективный опыт человека становится доступным для восприятия и сознательного осмысления как клиенту, так и арт-терапевту. Воспоминания, чувства и фантазии человека фиксируются в постоянной форме. Предлагаемые клиенту для воплощения сюжеты проективного характера совместно обсуждаются и интерпретируются.

Г) Представления об арт-терапии как о занятости. Арт-терапия рассматривается как интересная и значимая форма занятости больных людей, как оздаравливающий процесс. Коллективная изобразительная деятельность характеризуется целеустремлённостью и плодотворностью. Она ослабляет болезненные реакции человека и мобилизует здоровые. Коллективные занятия изобразительным творчеством рассматриваются как катализатор, улучшающий самочувствие; способ преодоления трудностей в самовыражении; дополнительный способ межличностной коммуникации, существенно облегчающий социальную адаптацию.

Сосуществование множества мнений и представлений об арт-терапии и механизмах её воздействия (иногда диаметрально противоположных) обеспечивает возможность ее дальнейшего становления и развития.

Наши рекомендации