Уровни самоидентификации
Модель уровней самоидентификации личности
М. А. Щербаков
Проблема самодентификации личности традиционно занимала умы ведущих представителей целого ряда психологических школ. Самоидентификация тесно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме и, соответственно, с проблемами личностного развития и взаимоотношений.
С другой стороны, самоидентификация тесно связана с социальными стереотипами, - это своего рода мост между личностной и социальной психологией, между индивидуальным и социальным.
В кластерной модели сознания каждый кластер является своеобразной антенной, работающей и “на прием” и на передачу” [1]. Эта особенность позволяет рассматривать своего рода макросоциальные резонансы определенных структур сознания. Таким образом, взяв за основу базовую модель и идеологию КТИ, мы можем предложить совершенно новый подход к исследованию самоидентификации личности. Этот подход тем более интересен, что позволяет включить в общую интегрированную модель как “поверхностные” социальные взаимодействия так и глубинные уровни сознания.
Основные понятия
Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо (Психологический словарь).
Под самоидентификацией (СИ) мы будем понимать именно отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом и т. д. Например, я - инженер; я - отец; я - мужчина и т. д.
Самоидентификация тесно связана с моралью. Одной из наиболее значимых мотиваций выполнения моральных норм или соблюдения взятых на себя обязательств является именно сохранение своего идентификационного статуса. Слово офицера, слово дворянина, честное купеческое. “Так себя порядочные женщины не ведут”, “ты мужчина или кто?” - примеры таких ситуаций. Если я не выполню этого, значит, я не настоящий офицер (дворянин, купец, женщина, мужик...), другие не будут относиться ко мне как к настоящему офицеру (купцу, женщине...), и сам я не буду чувствовать себя достаточно уверенно в этом качестве.
Интересно в этой связи задать вопросы: “Почему же мы с такой регулярностью нарушаем честное пионерское и другие не менее честные слова?”, “Как сделать, чтобы мои коллеги, сотрудники, члены семьи, я сам этого не делали?”. Об этом немного позже.
Несколько определений
Любое прямое утверждение, непосредственно определяющее самоиндентификацию, мы будем называть позитивной идентификацией. Например: “я - инженер”; “я - русский”.
Любое прямое отрицание такой идентификации - негативной идентификацией. Например: “я - не рабочий”; “я - не русский”; “я - не девушка”; “я вам не мальчик”.
Утверждение, которое декларируется как прямое, но так, что при этом подразумевается негативное, назовем инверсной идентификацией: “я - инженер” (может быть техник или ученый или начальник, не так важно, главное, что не рабочий или человек физического труда); “я - русский” (может быть, немного татарин, но точно не еврей или не кавказец) и т. д.
Уровни самоидентификации
Исходя из кластерной модели сознания [1], [2], введем модель уровней самоидентификации. Как будет ясно в дальнейшем, семь уровней СИ (рис. 1) непосредственно связаны со структурой сознания.
Социально-профессиональный уровень определяется утверждениями типа: я - инженер; я - профессор; я - богатый; я - уважаемый гражданин и т. д. При этом под такой идентификацией мы подразумеваем все то, что осознанно или неосознанно вкладывает человек в эту декларацию. Еще раз обратим внимание на то, что часть утверждений, связанных с СИ, может лежать в неосознанной сфере.
Например, я - профессор (это утверждение явно подразумевает, что я преподаю, что я главнее ассистента или простого преподавателя, что я имею определенный статус в своей среде и могу рассчитывать на соответствующее отношение и привилегии. Это может неявно подразумевать, что я рассчитываю на уважение со стороны соседей, родственников и семьи, что я рассчитываю на определенный уровень жизни, достойный профессора, что я рассчитываю на определенные социальные привилегии и т. д.)
Семейно-клановый уровень определяется утверждениями типа: я - мать; я - дочь; я - дядя; я - кунак; я - член семьи (клана, тейпа, племени и т. д.).
Национально-территориальный уровень: я - русский; я - москвич; я - молдаванин и т. д.
Отметим, что в этом уровне СИ обязательно содержится несколько утверждений, вложенных одно в другое словно матрешка. Я живу в деревне Большие Ложки; я - рязанский; я - русский; я - россиянин; я - европеец.
Для жителя соседней деревни важным будет уже первое утверждение (возможно с уточнением - Нижние Ложки или Верхние Ложки), для американца - это в любом случае русский (также как и молдаванин, белорус или чукча), для латиноамериканского индейца или африканца - европеец.
Религиозно-идеологический: я - православный; я - мусульманин; я - коммунист; я - атеист; я - иудей; я - фундаменталист; я - демократ; я - пацифист и т. д.
Этот уровень идентификации определяет отношение к какой-либо религиозной или идеологической группе (например, церкви или партии) и связанной с ней системой ценностей. Идентификация “я - православный” совсем не обязательно подразумевает исполнение десяти заповедей, возможно, это утверждение делает профессиональный рэкетир. Для части людей это будет означать - я иногда посещаю церковь, я крещусь определенным образом, я ношу определенного вида крестик, в моей машине укреплена иконка и т. д. На этом уровне мы очень часто встречаем инверсную идентификацию. Я - православный - я не очень хорошо представляю, что это такое, но я точно не католик, не еврей, не мусульманин и не сектант, и хотя я так же плохо представляю, кто они такие, я их ненавижу.
Эволюционно-видовой. Я - человек. Эта идентификация кажется довольно банальной, однако заглянув немного глубже, мы найдем очень интересные оттенки. Эволюционно-видовая идентификация тесно связана с архетипами и “эволюционной памятью” [3]. В первобытных культурах это создает прямые утверждения СИ, связанные с религиозным и семейно-клановыми уровнями: я - орел; я - лев; я - волк и т. д. В западной культуре такие ассоциативные связи редко выходят на поверхность, однако в некоторых ситуациях и состояниях сознания они также играют свою роль(См. Лирическое отступление 1).
Отметим, что и сама декларация “я - человек”, несет гораздо большую смысловую нагрузку, чем просто принадлежность к биологическому виду. Для разных людей быть Человеком означает не совсем одно и то же. Вспомните: “Баранкин, будь человеком!” А что здесь действительно имеется в виду? Будь... кем именно? И кем сейчас является Баранкин для говорящего? Что означает для вас прилагательное “человечный”? Обзывая человека животным, говорящий как бы подсознательно подвергает сомнению его эволюционно-видовую идентификацию, и хотя, казалось бы, для сомнений нет никаких оснований, обзываемый испытывает обиду и беспокойство.
Обычно при обзывании упоминаются имена разных “нечистых” животных - свинья, шакал паршивый и т. д., однако недавно я присутствовал при горячей дискуссии двух автослесарей, при которой прозвучало ругательство “дельфин”. И интересно, что оппоненту такая характеристика очень не понравилась.
В другой ситуации боцман научно-исследовательского судна постоянно ругал матроса сложным четырехэтажным матом. Наконец у матроса спросили: “Эдик, как ты все это терпишь! Тебе не обидно?” - “Да нет, вот если бы он меня, скажем, козлом назвал...”
Возможно, распространенные в определенных кругах наименования (“козел”, “петух”) являются именно попыткой нарушить эволюционно-видовой идентификационный слой или декларировать, что такое нарушение уже случилось и носитель клички уже “не совсем человек” (Отметим, что в первобытных сообществах инициированный член клана крокодила тоже считает себя не совсем человеком, а во многом и крокодилом.)
Половой уровень идентификации: я - мужчина; я - женщина.
В этих утверждениях содержится очень много оттенков, от чисто бытовых: Я - женщина, поэтому я готовлю обед, стираю и штопаю, до очень глубоких архетипических уровней Анимы и Анимуса. Попробуйте произнести вслух: “я - мужчина” или “я - женщина” и почувствовать, что при этом отзывается внутри.
Половая идентификация - один из самых глубоких уровней, и его исследование может дать исключительно ценную информацию о бессознательной составляющей личности. Исследованию половой идентификации во многом посвящен психоанализ (особенно работы Фрейда).
Но если Фрейд на этом уровне СИ и останавливается, то мы пойдем еще глубже - к следующему уровню.
Духовный уровень: я - ... Этот уровень едва ли можно определить прямым вербальным утверждением. Самое близкое (хотя и достаточно неуклюжее) высказывание: я чувствую Бога или я нахожусь в определенной связи с Богом.
Впрочем, еще раз подчеркнем, что этот уровень не может быть определен вербально - это тот комплекс ощущений, мировосприятия и связанной непосредственно с ними системы ценностей, который определяет наши отношения с Богом (вселенским разумом, светом, идеей духовности - вербальные определения не важны). Отметим, что речь идет о системе ценностей, связанной с личным духовным опытом, а не с системой ценностей, предлагаемой церковью, общиной или социальной группой. В ряде случаев обе эти системы ценностей тесно переплетаются, т. е. именно данная религиозная или иная практика позволяет получить личный духовный опыт (По классификации работы [2] такая ситуация является “ступенькой”, в противном случае религиозно-идеологический уровень становится “стенкой” и препятствует духовному и личностному развитию). В таких случаях существует своего рода резонанс между частью религиозно-идеологического уровня и духовным уровнем (В кластерной модели сознания [1] такие резонансы объясняются квантомеханическими туннельными эффектами), эта связь изображена стрелкой на рис. 1.
Несколько важных замечаний
о структуре уровней СИ
- Чем глубже уровень, тем “менее вербальными” становятся его составляющие. Особенно это относится к уровням, лежащим ниже энергетического барьера (разрыв на рис. 1). Многие аспекты уровней половой и видовой идентификации лежат вне области логических рассуждений и словесных описаний. “Невербальность” духовного уровня уже обсуждалась.
- Границы всех уровней сильно размыты, существуют зоны, почти в равной степени, определяемые двумя соседними уровнями.
- Уровни СИ образуют единую голографическую картину. Ни один уровень жестко не ограничен определенными рамками. Прямоугольники на рис. 1 имеют смысл тех зон, где влияние именно этой СИ наибольшее. Это как бы срез нескольких волновых функций (рис. 2). Другими словами, в той области СИ, которая определяется влиянием семейно-кланового уровня, достаточно сильно проявляется влияние смежных уровней: социально-профессионального и национально-территориального, но также и всех остальных уровней, причем тем слабее, чем дальше уровень.
- Чем выше уровень, тем сильнее он подвергается воздействию окружающих условий и тем быстрее реагирует на их изменение.
- Чем выше уровень, тем сильнее и непосредственнее его воздействие на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими.
- Верхние уровни, лежащие над энергетическим барьером в большей степени описывают самоидентификацию личности в контексте социальных взаимодействий. Глубинные уровни в большей степени имеют отношение к внутренним взаимодействиям и взаимоотношениям с окружающей энергией (не социальной).
- Чем выше уровень, тем больше в нем выделенных, относительно разделенных областей, тем фрагментарнее его структура (рис. 3). Наиболее глубокий духовный уровень не имеет разделения. Верхний социально-профессиональный уровень имеет много относительно обособленных подуровней.
- Доступ конкретного человека к данному уровню СИ может быть различным. В дальнейшем мы будем говорить, что в данном уровне СИ “содержится больше энергии”. Для крестьянина или ремесленника в строго иерархичном обществе (например, Россия XVII-XIX вв.) больше всего энергии будет в первых трех уровнях. Причем относительно большими будут семейно-клановый и религиозный уровни. Для многих народов Востока важнейшую роль играет семейно-клановый уровень, который достаточно слабо выражен у многих современных американцев (у последних гораздо больше энергии в социально-профессиональном уровне).
- Относительная высота прямоугольников на рис. 1 не несет никакой смысловой нагрузки.
- Наконец, почему структура уровней СИ выбрана именно такой? Как уже отмечалось, эта структура построена на основе кластерной модели сознания. Каждый слой сознания (рис. 4) и каждый кластер в нем является как бы антенной, работающей и на прием и на передачу. То есть определенные структуры сознания, резонируя с похожими структурами других людей, образуют своего рода базовые частоты со своей внутренней структурой.
Конечно, для каждой личности характерны определенные уникальные особенности структуры СИ, но в целом, в силу указанных обстоятельств, можно проследить и общие закономерности. Именно поискам таких закономерностей, связанных с социальными взаимодействиями, и посвящена настоящая статья.
Что происходит, если структура самоидентификации на одном из уровней претерпела те или иные нарушения? Каким образом можно использовать эту модель для работы с конкретными личностными и социальными проблемами?
Об этом в следующих разделах.