Примерная тематика контрольных работ. 1. Методологические принципы конфликтологиии
1. Методологические принципы конфликтологиии.
2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.
3. Источники и причины возникновения социальных конфликтов.
4. Конфликт в развитии. Основные виды эволюции конфликта.
5. Диагностика развития конфликта и вариантов его разрешения.
6. Способы разрешения конфликта.
7. Управление социальными конфликтами
8. Внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь.
9. Основные способы разрешения внутриличностного конфликта.
10. Способы урегулирования межличностных конфликтов.
11. Социально-психологические и ролевые различия супругов.
12. Причины и источники супружеских конфликтов.
13. Способы разрешения супружеских конфликтов.
14. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов.
15. Методы изучения конфликтов.
16. Причины возникновения внутригрупповых конфликтов и их классификация.
17. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации.
18. Социально-трудовые конфликты взаимоотношения в общности: факторы конфликтности и согласия.
19. Способы урегулирования социально-трудовых конфликтов.
20. Причины возникновения, типология, структура и функции педагогических конфликтов.
21. Технология урегулирования, разрешения педагогических конфликтов и управления ими.
22. Проблема достижения социального согласия в обществе.
23. Подходы к изучению конфликтов в психологии: организационный, деятельностный, личностный.
24. Изучение прикладных аспектов конфликтов разного типа.
25. Предпосылки успешного разрешения конфликтов.
26. Условия эффективного управления конфликтами.
27. Анализ причин возникновения конфликтов, их влияния на развитие взаимоотношений.
Образовательные технологии
Планомерная организация последовательности различных видов аудиторных занятий: лекций и семинаров. При изложении каждой темы указание на ее связь, как с современными проблемами науки, так и с практическими вопросами. Использование имеющихся в распоряжении преподавателя наглядных материалов (компьютерные презентации и пр.). Чередование на семинарских занятиях практики регулярных опросов и докладов.
Использование принципов организации групповых дискуссий, в отдельных случаях – ролевых игр. Периодические включение занятий по проверке изучения рекомендованных монографий. Повсеместный акцент на необходимость систематического чтения литературы. Вместе с тем – обучение навыкам и возможностям использования Интернета. Постоянное стимулирование самостоятельной работы студентов. Систематические консультации по специальному графику, особенно необходимые в период подготовки к экзамену.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет и задачи курса «Конфликтология».
2. История зарождения и развития отечественной и зарубежной конфликтологии.
3. Основные отечественные и зарубежные теории и школы конфликта.
4. Р. Дарендорф и Л. Козер: начало конфликтологии.
5. Психоаналитическая теория З. Фрейда об источниках и механизмах конфликтов человека.
6. Изучение конфликтов в отечественной науке.
7. Научное понятие конфликта.
8. Классификация конфликтов.
9. Межгрупповой конфликт.
10. Внутригрупповой конфликт.
11. Структура конфликта.
12. Сущность и основные причины конфликтных ситуаций.
13. Объект конфликта и его характеристика.
14. Понятие «инцидента» и его роль в развитии конфликтного процесса.
15. Ранг оппонентов в конфликте.
16. Основные типы целей в конфликтном взаимодействии сторон.
17. Причина конфликта и ее характеристика.
18. Динамические характеристики конфликта.
19. Основные признаки межличностного конфликта.
20. Регуляторы конфликтного взаимодействия.
21. Характеристика стадии осознания конфликтной ситуации.
22. Основные атрибуты стадии конфликтного поведения сторон.
23. Сущность и содержание стадии разрешения конфликта.
24. Основные функции конфликта.
25. Основные источники и причины конфликтов в служебном коллективе.
26. Сущность и причины организационных конфликтов.
27. Основные виды и содержание управленческих конфликтов.
28. Сущность и содержание противоречий целей в коллективной деятельности.
29. Сущность и содержание ценностных конфликтов.
30. Сущность и содержание позиционных конфликтов.
31. Сущность и содержание конфликтов отношений.
32. Ролевой конфликт.
33. Конфликты, связанные с процессом развития коллектива.
34. Микрогруппы в коллективе и их роль в возникновении конфликтов.
35. Конфликт между личностью и группой.
36. Основные причины межличностных конфликтов.
37. Сущность и содержание психологической несовместимости людей.
38. Характеристика конфликтогенных черт поведения личности.
39. Основные акцентуации личности по Леонгарду.
40. Барьеры и нарушения в процессе межличностного общения.
41. Конфликты в служебной деятельности следователя.
42. Конфликты в деятельности сотрудника патрульно-постовой службы.
43. Основные стратегии поведения в конфликте.
44. Стратегия «сглаживания» конфликта.
45. Стратегия «избегания» конфликта.
46. Стратегии «сотрудничества» и «компромисса»: общее и различия.
47. Сущность и причины возникновения внутриличностного конфликта.
48. Виды психологической защиты и их характеристика.
49. Сущность и содержание эмоциональных конфликтов.
50. Конфликтный смысл «Я»: сущность и содержание.
51. Мотивационные конфликты в деятельности сотрудника.
52. Основные способы и приемы выхода из внутриличностного конфликта.
53. Основные методики изучения конфликтов.
54. Игровые процедуры и создание конфликта в лабораторных условиях.
55. Провоцирование конфликтов в естественных условиях.
56. Изучение различных форм взаимодействия людей как моделей возможных конфликтов.
57. Опросные методы.
58. Метод психологической беседы и условия ее эффективности.
59. Алгоритм изучения конфликта.
60. Сущность и содержание управления конфликтом.
61. Методы управления конфликтом.
62. Методы прямого разрешения конфликта.
63. Метод рефлексивного управления конфликтным взаимодействием сторон.
64. Методы косвенного воздействия на конфликтантов.
65. Сущность и содержание поэтапного «снятия» конфликтного напряжения.
66. Посредник и третейский судья: характеристика моделей поведения.
67. Методы психологического воздействия.
68. Основные виды конфликтов в деятельности руководителя.
69. Приемы бесконфликтного воздействия руководителя на подчиненных.
70. Принципы бесконфликтного контроля деятельности подчиненных.
71. Манипулятивная стратегия управления людьми и ее характеристика.
72. Конфликт между руководителем и неформальным лидером коллектива.
73. Семейно-бытовые конфликты и их профилактика.
74. Основные приемы психосаморегуляции.
75. Техника общения с «трудными» людьми.
76. Основные типы конфликтов в деятельности юриста.
77. Информационные конфликты: сущность и содержание.
78. Источники и профилактика конфликтов интересов в коллективе.
79. Психология дискуссии и спора.
80. Психология стратегии «борьбы».