Результаты наблюдения за группой
Последовательность проблем
Как правило, группа переходит от одной фазы обсуждения к другой, соблюдая следующий порядок:
- решение проблем информации;
- решение проблем оценки;
- решение проблем контроля и принятия решения.
Однако такая последовательность не всегда соблюдается, и эмоциональные проблемы (напряжение – уменьшение напряжения, сплоченность – разброд) могут возникать на любой фазе.
Примеры:
1. В фазе оценки может возникнуть конфликт мнений. Группа никак не может выйти из этой фазы. Она топчется на месте. Решение проблемы находится только в конце собрания. Напряжение может достичь очень высокой степени.
2. Два соперничающих лидера могут создать напряженную обстановку на этапе решения проблем контроля и принятия решения.
Следует подчеркнуть, что эффективность группы в зоне решения задачи находится под постоянной угрозой возникновения внутригруппового напряжения.
Успех, достигнутый группой в решении задачи, влечет за собой выражение удовлетворения (кат. 2) и сплоченности (кат. 1).
Последовательность категорий
- Существует явная тенденция к следованию действий В (ответы) после действия С (вопросы).
- После действий В (ответы) не следуют
А (положительные реакции)
С (вопросы)
D (отрицательные реакции)
- После действий A (положительные реакции) и D (отрицательные реакции) следуют В (ответы), а не С (вопросы).
- Действия А и D исключают друг друга.
Пропорциональное соотношение категорий на уровне группы
А 2 25% взаимодействий
В 5 57% (из них 7% – ответы на вопросы)
С 8 6%
D 11 12%
Эти нормы установлены чисто статистически.
Вполне вероятно, что в других популяциях они окажутся иными, чем в исследованиях Бейлса.
Результаты наблюдения за отдельными членами группы
Индивидуальный профиль показывает число (и процент) выступлений каждого из участников по каждой категории (1-12), каждой группы категорий (А, В, С, D) и в целом (см. рис. 1).
Рис. 1.
Ввиду того, что эти профили отражают только количество выступлений участников, они не дают полного представления о той роли, которую они играли в ходе собрания. В самом деле, эта роль определяется не только количеством собственных выступлений, но и количеством воспринятых выступлений других участников (точнее – количеством и характером сделанных и воспринятых выступлений).
Роль участников в группе
Хороший критерий оценки роли каждого участника собрания может быть найден путем анализа количественного и качественного распределения его выступлений (в сравнении с выступлениями других участников), а также выступлений, адресованных ему.
Чтобы определить “велико” или “мало” частное или общее количество выступлений, пользуются статистическим показателем “значимого отклонения от средней величины”.
Значимость индивидуального статуса в группе
Бейлз пользуется тремя показателями значимости в группе:
- первый их них основан на том, что большое количество вопросов задается какому-то одному из членов.
Этот показатель небезупречен, ибо можно задать много вопросов постоянно молчащему человеку, чтобы заставить его высказать свое мнение:
(сi / c) ´ 100,
где: c – количество всего заданных вопросов, ci – количество вопросов, заданных конкретному участнику.
- второй показатель связан с тем, что один из членов задает мало вопросов, но получает много ответов. Таким образом, группа часто к нему обращается:
(bi / bi + ci) ´ (bi / B) ´ 100,
где: bi – количество ответов, полученных конкретным участником, В – количество выступлений типа 5, 6, 4 (см. выше).
Выступления, относящиеся к 5-й, 6-й и особенно к 4-й категории, не вызывают явно выраженного несогласия:
(bi / B) ´ (ai / ai + di) ´ 100,
где: ai – количество выступлений типа 6, 7 (см. выше) конкретного участника, di – количество выступлений конкретного участника типа 3, 10 (см. выше).
К этим трем показателям Бейлз прибавляет еще один, общий, представляющий собой сумму трех, деленную на 3.
Солидарность членов
Бейлз установил межличностный показатель солидарности:
(Aij / (Ai + Dij)) ´ 100,
где: Aij – общее число выступлений в зоне A (положительные аффективные реакции) участника i, адресующегося к участнику j.
Dij – общее число выступлений в зоне D (отрицательные аффективные реакции) участника i, адресующегося к участнику j.
Результаты всей группы могут быть представлены в таблице следующего образца:
Таблица 3
Метод наблюдения Бейлза обладает следующими тремя достоинствами:
- он приближается к контролируемому эксперименту. Это – эффективный инструмент описания поведения участников собрания.
- он в высшей степени аналитичен. Каждое выступление делится на простейшие элементы. Наблюдатель не должен заниматься синтезом. Синтез достигается математическим путем на основе детального изучения данных. То, что часто выдается за непосредственное наблюдение (например: конфликт между лидерами, авторитарный климат; один из членов с отклоняющимся поведением), у Бейлза является лишь результатом тщательного анализа и довольно сложных расчетов.
- он объективен. Количественные данные сведены к максимуму и представлены в операциональных терминах. Более того, наблюдение за выступлениями ведется с точки зрения “генерализованного другого”. Наконец, он характеризуется широким применением математики и статистики. Однако применение этого метода требует длительного времени.