Фрагмент анализа случая из психотерапевтической практики
Эмпирический материал состоял из 40-часовых аудиозаписей психотерапевтических сессий (январь-май 1994 г.) с пациенткой К., переведенных в дословный текст (печатается с ведома и согласия пациентки).
Пациентка К. 36 лет, образование высшее, с мужем разведена, живет с дочерью-подростком, с которой складываются напряженные отношения, отсутствует «контакт», что стало особенно сильно беспокоить пациентку после длительного судебного разбирательства, связанного с разводом. Обратилась к психотерапевту по поводу тяжелого «нервного» состояния.
Первый биографический материал, о котором повествует сама К. и на который мы обращаем особое внимание, - смерть родной матери, когда К. была ребенком. Отец К. - человек мягкий и нерешительный, к тому же пьющий после смерти жены, неоднократно приводил в дом «других женщин». В конце концов девочка привязалась к одной из них, и та перешла жить в дом отца. Строгий, властный характер мачехи, провокации вины («Если бы я тебе была родная мать, ты бы так со мной не поступала») формируют у пациентки мощный жертвенный авторитет мачехи. Под воздействием последней К. выходит замуж за нелюбимого человека и уезжает из дома. Рождается дочь. В скором времени муж К. настаивает на рождении второго ребенка, чему К. подсознательно противится - выкидыши повторяются несколько раз. Незадолго до обращения к психотерапевту К. переживает развод с мужем, всячески обвиняя последнего.
Расщепление, идеализация- дискредитация и проективная идентификация зависимости
Сеанс первый
Е. Т. (психотерапевт): Чем, как вам кажется, я могу помочь, что вы ждете от меня?
К. (пациент): Да, у вас каждое слово умное и правильное, то, что вот мне не хватает - рационального, то, что мне надо. А то, что у меня было, -то это все неправильно.
Тенденции к идеализации терапевта сопутствуют отвержение своего собственного прошлого жизненного опыта и готовность безоглядно заместить его позицией, точкой зрения психотерапевта. Вместе с тем заметны отзвуки вытесненного амбивалентного отношения к психотерапевту: «Вы умная, рациональная, благополучная, но неспособная на бескорыстную любовь» - «Я - дура, но переживательная, чувствительная».
Е.Т.: Что вас вот здесь, в этой ситуации могло бы успокоить?
К.; Ну, я могу сигарету покурить или музыку включить.
Е.Т.: То есть выйти из этой ситуации...
К.: Да.
Е.Т.: А если мы все-таки останемся с вами вместе здесь?
К.: А если вместе, то мне очень нравится то, как вы говорите. Ну, вас послушать.
Е.Т.: Вы ждете от меня каких-то слов или еще чего-то другого?
К.: Ну, просто вы вообще на меня хорошо действуете.
Е.Т.: Каким образом?
К.: Ну, вообще, вот даже просто вы присутствуете. Вот как пример, что ли, сильной личности (плачет), что можно жизнь прожить вот совершенно по-другому.
Сеанс четвертый
К.: Мне вот мешает с вами то, что вот вы постоянно мне говорите, ну, что... типа того (решительность иссякает), гм, что «вы мне вроде как не нужны».
Е.Т.: Вам кажется, что я постоянно это говорю?
К.: Ну, как-то этот вопрос у вас проходит все время.
Е.Т.: Давайте обратим внимание на это чувство... Может быть, это очень важный момент,
К.: Ну, я чувствую все время, что как будто вы меня прогоняете (последние слова дрожащим голосом).
Е.Т.: Эти чувства возникают у вас в жизни, когда вы общаетесь с людьми...
К.: У меня все время чувство (плачет), как будто я никому не нужна (плачет). Но это все из дома идет (плачет)... Мужу дали отпуск, и он уехал, а я не могла - тяжело болела. Я там плакала с утра до вечера, И у меня первое чувство появилось, что я никому не нужна, чувство беспомощности...
Е.Т.: Когда вы думаете, что вы никому не нужны, что происходит с вами, какое чувство?..
К.: Ну, горькое такое, холодное...
Е.Т.: Горькое чувство, конечно, горькое (понимающе)...
К.: Когда я вас вижу, мне все время хочется плакаты
Е.Т.: К., то, что вы сказали, меня очень поразило... что вы хотите мне сказать (несколько растерянно), что для вас слова: «Когда я вас вижу, мне все время плакать хочется». Что такое с вами?
К.: Ну, у меня какая-то боль в душе, чтовот у меня матери нет (всхлипывает).(Пауза.)
Е.Т.: Еще что вы хотите мне сказать? Какие у вас чувства ко мне? (искренне, проникновенно). (Пауза.)
К. (плачет): Ой, Е.Т., мне бы охота было к вам прижаться и плакать,и плакать, ну я же знаю, что я вам совершенно в этом смысле не нужна, ну не знаю прямо (плачет).
Е.Т.: В каком смысле не нужны?
К.: Ой, ну я уже вообще, ну что я вам нужна, что ли (смеется)? Ну, я чего-то хочу вот (плачет), ну невозможного, у меня какая-то тоска... какая-то боль.
Е.Т.: Тоска...
К.: Тоска вот, боль, что вот я одна на всем белом свете, что у меня никого нету, ну, матери нету. Ой, и я чего-то мучаюсь, мучаюсь всю жизнь... (длительная пауза. К. плачет.)
Е.Т.: К., говорите дальше, говорите (с искренним чувством), что у вас накопилось, что вас заставляет плакать.
К. (плачет долго): Не знаю, хочется выплакать вот это все - боль, одиночество.
Е.Т.: Что этому мешает?
К. (плачет): Нет, ну я просто... мне не хватает вот этого, и я не знаю... как дальше-то опять без этого жить.
Е.Т.: Без чего?
К.: Нет у меня как бы ангела-хранителя, что ли... вроде силы нет (плачет). (Длительная пауза.) Ну, просто вы знаете, понимаете мою боль, и мне хочется снова этой болью с вами поделиться, и я никому уже не хочу ничего рассказывать.
Это боль от внутренней пустоты и потерянности «маленького ребенка», утратившего когда-то любящую и поддерживающую мать, страстно жаждущего ее обрести в терапевте. «Ну, я чего-то хочу вот - невозможного», - говорит К. Ею смутно осознается архаический и нереалистический характер желания быть с терапевтом в глубокой эмоциональной связи не только на словах, но вместе с тем К. не знает, чего же именно она хочет, это, скорее, некоторое внутреннее томление-жажда, и поскольку опыта таких отношений у К. было недостаточно, образ «внутренней матери» отсутствует, К. безотчетно проецирует его на терапевта.