Источник: КендэлМ. Ранговые корреляции. -М., 1975. - 113 с
Данный метод предназначен для расчета групповых показателей по результатам тестирования при помощи психодиагностических методик, выдающих результаты в форме ранжированных рядов значений (методика цветовых выборов М. Люшера, методика «Иерархия мотивов», методика «Семантического ранжирования» и т.д.).
Например, перед нами стоит задача оценки психологического климата в группе при помощи некой методики. На первом этапе мы тестируем каждого члена группы. На втором этапе обрабатываем результаты методом «наименьших квадратов Кендэла». В итоге - получаем ранговый ряд, отражающий психологический климат в группе.
Для решения данной задачи осуществляется заполнение таблицы следующего вида (на примере методики, включающей 6 качеств, которые необходимо проранжировать).
Таблица 1.
Наименование исследуемой характеристики | Номер позиции (ранговый номер), (m) | Ранг | ||||||
Первая | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | ||
Вторая | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | ||
Третья | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | ||
Четвертая | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | ||
Пятая | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | ||
Шестая | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | п*т | ||
Объем выборки испытуемых | N | N | N | N | N | N |
Примечание
n - количество испытуемых, поставивших данную исследуемую характеристику на соответствующую позицию;
m - номер позиции (ранговый номер);
- сума произведений количества испытуемых, поставивших исследуемую характеристики на соответствующую позицию и рангового номера;
N - общее количество испытуемых (в каждом столбце оно должно быть одинаковым).
На заключительном этапе полученные суммы ранжируются от наименьшего к
наибольшему.
Рассмотрим конкретный пример (таблица 2): Объем выборки - 20 человек. Методика - МЦВ М. Люшера.
Таблица 2.
Наименование исследуемой характеристик и | Номер позиции (ранговый номе | р), (m) | Ранг | |||||||
Серый (0) | 4*1 (где: 4 - кол-во человек, поставивших данный цвет на эту позицию, 1 -порядковый номер позиции) | 1*2 | 0*3 | 1*4 | 3*5 | 3*6 | 3*7 | 5*8 | ||
Синий (1) | 1*1 | 1*2 | 7*3 | 1*4 | 4*5 | 3*6 | 4*7 | 0*8 | ||
Зеленый (2) | 5*1 | 2*2 | 1*3 | 6*4 | 4*5 | 0*6 | 1*7 | 0*8 | ||
Красный (3) | 2*1 | 7*2 | 1*3 | 2*4 | 1*5 | 5*6 | 1*7 | 1*8 | ||
Желтый (4) | 3*1 | 3*2 | 1*3 | 3*4 | 1*5 | 2*6 | 1*7 | 6*8 | ||
Фиолетовый (5) | 1*1 | 3*2 | 5*3 | 3*4 | 1*5 | 4*6 | 1*7 | 2*8 | ||
Коричневый (6) | 3*1 | 2*2 | 3*3 | 3*4 | 1*5 | 2*6 | 2*7 | 4*8 | ||
Черный (7) | 1*1 | 1*2 | 2*3 | 1*4 | 6*5 | 1*6 | 4*7 | 4*8 | ||
Объем выборки |
Осуществив ранжирование полученных сумм от наименьшего к большему, мы
получаем итоговый психологический портрет в группе (в соответствие с методикой МЦВ М. Люшера): 23561407
Следует отметить, что в случаях, когда одинакова в нескольких рядах значений, то
присваиваемый ранговый номер определяется в соответствии с количеством испытуемых, поставивших данную характеристику на приоритетную позицию в ранговом ряду, как если бы это произошло с Серым (0) и Черным (7) цветами в приведенном примере. Серый цвет занимал бы более приоритетную позицию, так как его на первое место поставили 4 человека, в то время как Черный цвет на первую позицию поставил только один испытуемый.
Данный метод может быть использован для расчета значений в группе при объеме выборки не менее 3-х испытуемых.
[1] Факторные исследования являются одним из вариантов экспериментальных, но, поскольку они отличаются целым рядом специфических особенностей, мы выделили их в отдельную группу.
[2] Понятие «фактор» более подробно будет рассмотрено в части, посвященной разработке новой психодиагностической методикой.
[3] Внешняя валидность эксперимента зависит от значительного количества факторов. Данный вопрос не рассматривается в пособии подробно. В качестве примера, в приложении 10.2, приведены данные о влиянии объема выборки испытуемых на достоверность результатов исследования.
[4] Целью данного примера является демонстрация принципа, т.е. нам несущественно, насколько корректно гипотеза сформулирована с точки зрения ее фальсифицируемости и верифицируемости.
[5] Под «значительным» и «незначительным» влиянием подразумевается уровень «статистической значимости».
[6] Например: Если в структуре личности сочетаются такие показатели, как высокий уровень потребности в общении, неразвитость коммуникативных навыков, склонность к застреванию и низкий уровень интеллектуальной лабильности, то существует высокая вероятность возникновения компьютерной зависимости.
[7] Основным принципом метода попарного уравнивания является комплектование испытуемых в экспериментальной и контрольной группах таким образом, чтобы они в максимальной степени были идентичны друг другу (пол, возраст, психические заболевания и т.д.).
[8] Традиционно считается, что корреляционное исследование направлено только на обнаружение взаимосвязи между явлениями, однако это не совсем так. Принцип построения корреляционной матрицы позволяет выявить не только взаимосвязь (прямую и обратную), но и различия за счет введения дополнительной переменной, в нашем примере такой переменной является показатель «№ группы».
[9] Примеры взяты: Асеев В.Г. Как работать над кандидатской диссертацией. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. – 54 с.
[10] Примеры взяты из диссертационных исследований, проводившихся в 1965-2003 годах.
[11] Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев.: 1994.
[12] Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
[13] Концепция «конструкта» в психодиагностике предполагает, что на каждом из его полюсов находится качественная характеристика исследуемого явления. Не допускается использование приставок «отрицания», к примеру: «агрессивный – неагрессивный» или «честный – нечестный».
[14] Например: Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальное и групповое различие в поведении / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001. – 752 с. (Серия «Кафедра психологии»).
[15] В факторном анализе используется термин «variable», концептуальный смысл которого в русском языке может отражаться такими понятиями, как: «признак», «элемент», «эффект», «компонент» и т.п.
[16] Напоминаем, что использование нелицензионных программных продуктов является не только незаконным, но и неэтичным.
[17] Если необходимо удалить строки или столбцы, соответственно, мы выбираем функцию Delete… (удалить).
[18] Рандомизация – процедура отбора испытуемых, участвующих в исследовании.
[19] Кривая «нормального распределения» была предложена Гауссом и в психологии означает равномерное (в соответствие с теорией вероятности) распределение выборки испытуемых по степени выраженности у них исследуемого признака.
[20] К примеру, Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с., ил.
[21] В Приложении 2, табл. 8, 9 представлена информация о том, как изменяется вероятность получения достоверных результатов при корреляционном и факторном анализе в зависимости от объема выборки испытуемых.
[22] Метод линейной корреляции Пирсона, как и любой другой статистический метод, может использоваться только в тех случаях, когда имеющиеся исходные данные сведены в одну таблицу или «могут быть сведены в одну таблицу». Невозможно, например, протестировав группу испытуемых на предмет исследования социального климата в этой группе при помощи одной методики сравнить со стилем руководства группой, исследование которого проводилось только на ее руководителе при помощи другой методики.
[23] К примеру, Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с., ил.
[24] В отличие от установившегося мнения о том, что корреляционный анализ не позволяет выявлять различия (только взаимосвязь), автор полагает, что это может быть сделано путем введения дополнительного критерия. В частности, вводится такой критерий, как «группа» Данный вопрос более подробно рассматривался в части, посвященной проблемам проведения экспериментальных исследований.
[25] Наименование шкал «Опросник Т. Лири» приведены в таблице 5.
[26] Следует отметить, что в данном случае можно было использовать и такой метод статистической обработки, как rs Критерий ранговой корреляции Спирмена, но данный метод требует преобразования исходных данных, чего мы делать не стали.
[27] Где: p=0,05; n = 36; коэффициент значимой корреляции |0,34|.
[28] В психодиагностике термины «испытуемый» и «клиент» нередко имеют одинаковое значение. Изначально термин «испытуемый» произошел от словосочетания «психодиагностическое испытание». Но, поскольку этот термин может ассоциироваться с определенным, формальным отношением к человеку, в некоторых случаях рекомендуется использовать термин «клиент». В частности, когда речь идет о научных исследованиях, то употребляется термин «испытуемый». Когда же осуществляется индивидуальная работа с человеком – лучше употреблять термин «клиент». Однако, следует отметить, что это правило не является обязательным для всех и универсальным.
[29] Ó - Цитата.
[30] Примеры приведены из практики автора данного пособия.
[31] При работе с данным клиентом не был использован диктофон или каким-то иными техническими средствами. Примененные автором мнемотехнические приемы позволили воспроизвести события и их последовательность с точностью до 90 %.
[32] Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
[33] Речь идет об одном из факторов, оказывающих влияние на внешнюю валидность эмпирического исследования.