Концепция А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьев придерживался другой позиции относительно объективного критерия возникновения психики. Он считал элементарной формой психики ощущение, отражающее внешнюю объективную действительность – чувствительность. Ощущение появляется там и тогда, когда появляется способность организма реагировать на «нейтральные» для жизни стимулы, но такие, которые приобретают сигнальное значение, т.е. свидетельствуют о наличии в окружении значимого для жизни. Он разделял критерии чувствительности (т.е. то, по чему вообще можно судить о наличии ощущения) на две группы: субъективные критерии и объективные. Субъективные критерии наличия ощущения применимы лишь на людях, потому что мы можем легко спросить о самонаблюдении человека, о его субъективном мире. Но в случае с животными они совершенно неприменимы.
А объективными критериями чувствительности являются: функциональные критерии – «признаки психики, лежащие в самом поведении животных»[3]; и структурные критерии – такие критерии, по которым судят о наличии ощущений не на основании функции, а на основании анатомического строения животного (т.е. может ли животное физически иметь такое ощущение).
Ощущение является необходимым звеном условно-рефлекторного приспособительского поведения. Его функцией является ориентация организма в изменчивых условиях среды. По гипотезе Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить процесс перехода от простейшей формы жизни, которая ограничивается только прямыми безусловными отношениями, к жизни, включавшей в себя отношения условные, сигнальные. Чувствительность, возникшая на базе раздражимости, обеспечила способность организма отражать объективные связи между устойчивыми свойствами вещно-оформленной среды.
Вопрос 30. Понятие как методологическая категория.
Понятие— одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений.
Понятием называется также мысль, представляющую собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, растения) могут обобщаться в Понятиях по разным совокупностям признаков.
П. имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание), по которым обобщаются предметы. По мере того как из признаков, составляющих основное содержание П., выводятся другие общие признаки обобщенных в П. предметов (и тем самым осуществляется объяснение качественной специфики этих предметов), П. превращается в определенную систему знании.
Развитие знаний выражается, главным образом, в углублении П., в переходах от одних П. (о данных предметах) к другим, фиксирующим более глубокую сущность предметов и, т. обр., представляющим более адекватное их отражение.
П. фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл соответствующих выражений языка. Одна из логических функций П. состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления.
Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы. Каждая наука оперирует определенными П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания.
Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения — сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. При этом П. науки часто создаются вначале лишь на основе гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр., П. атома). На основе познания законов, тенденций развития П. о некоторых предметах может быть образовано до возникновения самих предметов (П. о коммунизме).
Т. обр., в формировании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех в использовании созданных П. всецело зависит от того, насколько точно в них отражается объективная реальность.
Всякое П. представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода П. от действительности. На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное, неполно отражающееся в отдельных П., может быть с той или иной степенью полноты воспроизведено посредством совокупности П., отражающих различные его стороны.
Диалектико-материалистический подход к П. подтверждается развитием всей совр. науки и служит методом научного познания.
Вопрос 31. Понятие отражения, психики, развития, деятельности, системы, личности, группы, психологических отношений.