Текст опросника (HSPQ)
1. | Вы поняли инструкцию?а) да б) не уверен в) нет |
2. | Во время коллективной загородной прогулки или похода Вы бы предпочли |
а) в одиночку осматривать лес б) не уверен в) играть с товарищами вокруг костра | |
3.. | Вы любите высказываться во время коллективного обсуждения |
а) да б) иногда в) нет | |
4. | Если Вы сделали какую-то глупость, Вам бывает настолько плохо, что хочется "провалиться сквозь землю" |
а) да б) может быть в) нет | |
5. | Вам легко хранить увлекательный секрет |
а) да б) иногда в) нет | |
6. | Когда Вы что-то решаете. Вы |
а) сомневаетесь - вдруг захочется изменить свое решение; б) нечто среднее в) чувствуете уверенность, что решение останется в силе | |
7. | Вы можете напряженно работать над чем-либо, не отвлекаясь, если стоит шум |
а) да б) возможно в) нет | |
8. | Когда предложения товарищей расходятся с Вашими, Вы не говорите, что Ваше предложение лучше, потому что стараетесь не обидеть друзей |
а) да б) иногда в) нет | |
9. | Вы обычно просите кого-нибудь о помощи, когда самому Вам трудно выполнить какое-то задание а) редко б) иногда в) часто |
10. | Вы предпочитаете проводить время |
а) в шумных забавах; б) трудно сказать; в) в серьезной беседе о своих увлечениях | |
11. | Из этих характеристик Вам больше подходит |
а) надежный вожак б) нечто среднее в) симпатичный, приятный человек | |
12. | Собираясь на вечер или в гости, Вы чувствуете, что Вам не так уж интересно туда идти а) да б) возможно в) нет |
13. | Если Вы на кого-то справедливо сердитесь, Вы обычно кричите |
а) да б) может быть в) нет | |
14. | Когда одноклассники Вас разыгрывают, Вы обычно веселитесь вместе с остальными, не чувствуя ни малейшего огорчения |
а) да б) может быть в) нет |
15. | Вас раздражает, если кто-то заговаривает с Вами, когда Вы о чем-то размышляете а) да б) трудно сказать в) нет |
16. | Вы можете сохранять бодрость, даже если дела идут плохо. |
а) да б) не уверен в) нет | |
17. | Вы стараетесь, чтобы Ваши интересы и увлечения совпадали с интересами одноклассников а) да б) иногда в) нет |
18. | У большинства людей больше друзей, чем у Вас |
а) да б) не уверен в) нет | |
19. | Вы предпочли бы быть |
а) актером эстрады б) трудно сказать в) врачом | |
20. | Вы считаете, что Ваша жизнь идет более гладко, чем у многих других |
а) да б) возможно в) нет | |
21. | Бывает так, что Вы не можете сосредоточиться на чем-то из-за посторонних мыслейа) да, часто б) иногда в) нет, почти никогда |
22. | Вам хотелось бы играть на сцене, например, в школьной самодеятельности |
а) да б) не уверен в) нет | |
23. | Слово "сильный" означает то же, что и слово |
а) могущественный б) суровый в) выносливый | |
24. | Слово "правда" противоположно по смыслу слову |
а) фантазия б) ложь в) отрицание | |
25. | Вы полностью понимаете то, что проходите в школе |
а) да б) обычно в) нет | |
26. | Когда мел скрипит по доске, у Вас от этого пробегает "мороз по коже" |
а) да б) может быть в) нет | |
27. | Когда что-то никак не получается, Вам удается сдерживать свое раздражение, не срывая его на других людях |
а) часто б) иногда в) редко | |
28. | Если кто-то в разговоре перебивает Вас, то Вы |
а) уступаете и даете ему высказаться б) трудно решить в) даете понять, что это невежливо и не позволяете прерывать себя | |
29. | Вы избегаете забираться в узкие пещеры (места) или подниматься на большую высотуа) да б) иногда в) редко |
30. | Вы всегда не прочь показать другим, как хорошо Вы можете работать по сравнению с остальными а) да б) иногда в) нет |
31. | Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков в школе |
а) часто б) иногда в) редко | |
32. | Вы можете беседовать с группой незнакомых людей, не запинаясь и не затрудняясь в выборе слов а) да б) может быть в) нет |
33. | Когда люди говорят про Вас что-то плохое, Вас это сильно расстраивает |
а) да б) нечто среднее в) нет | |
34. | Вам больше нравится смотреть соревнование по боксу, чем танцы на льду. |
а) да б) трудно сказать в) нет | |
35. | Если кто-то обидел Вас, Вы вскоре снова сможете ему довериться |
а) да б) может быть в) нет | |
36. | Вы чувствуете иногда, что мало на что годитесь и никогда не совершите ничего стоящего а) да б) может быть в) нет |
37. | Когда группа людей что-то делает, Вы |
а) принимаете в этом активное участие б) нечто среднее в) обычно только наблюдаете со стороны |
38. | Вы предпочли бы отправиться в путешествие: |
а) один б) трудно решить в) с группой | |
39. | Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться и который все сделает точно и как следует |
а) да б) может быть в) нет | |
40. | Читая приключенческую повесть, Вы |
а) просто получаете удовольствие б) трудно решить в) волнуетесь, благополучно ли она закончится | |
41. | Вы испытываете раздражение, если приходится тихо сидеть и ждать, пока что-то начнется а) да б) нечто среднее в) нет |
42. | Вас раздражает, если люди берут Ваши вещи без спроса |
а) да б) иногда в) нет | |
43. | Слово "покупать" противоположно по смыслу слову |
а) давать б) одалживать в) продавать | |
44. | Слово "госпиталь" так относится к слову "больной", как слово "столовая" - к слову а) голодный б) еда в) обед |
45. | Вы всегда хорошо ладили со своими родителями, братьями и сестрами |
а) да б) трудно сказать в) нет | |
46. | Если одноклассники играют во что-то без Вас, Вы |
а) считаете это простой случайностью б) нечто среднее в) обижаетесь и сердитесь | |
47. | Люди говорят, что Вы иногда несобранны и легко увлекаетесь, хотя они считают Вас хорошим человеком |
а) да б) возможно в) нет | |
48. | Находясь в автобусе или поезде, Вы говорите |
а) своим обычным голосом б) нечто среднее в) как можно тише | |
49. | Вы бы предпочли: |
а) быть самым популярным человеком в школе б) трудно сказать в) иметь самые лучшие оценки | |
50. | Находясь в компании, Вы часто шутите и рассказываете смешные истории |
а) да б) иногда в) нет | |
51. | Вы любите говорить ребятам о том, что нужно соблюдать правила |
а) да б) иногда в) нет | |
52. | Вас легко обидетьа) да б) может быть в) нет |
53. | Когда другие, отставая, тормозят Вашу работу, по - Вашему, лучше |
а) подождать их б) трудно решить в) поторопить их | |
54. | Вы больше восхищаетесь |
а) знаменитым спортсменом б) трудно решить в) знаменитым поэтом | |
55. | Вы бы предпочли провести свободное время |
а) один, с книгой или коллекцией почтовых марок б) трудно решить в) занимаясь под руководством других каким-либо общим делом | |
56. | Вы считаете, что Ваши дела идут хорошо и что Вы делаете все, что можно от Вас ожидатьа) да б) трудно сказать в) нет |
57. | Вам трудно вести себя так или быть таким, каким Вас хотят видеть другие люди |
а) да б) трудно сказать в) нет | |
58. | Если Вам нечего делать вечером, Вы бы предпочли |
а) позвать несколько друзей и заняться чем-нибудь вместе с ними б) не уверен в) почитать любимую книгу или заняться любимым делом | |
59. | Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас вниманиеа) да б) может быть в) нет |
60. | Когда приближается что-то важное, например, экзамен или ответственное соревнование, Выа) остаетесь совершенно спокойным и хладнокровным |
б) нечто среднее в) становитесь очень напряженным и теряете покой | |
61. | Если кто-то включает громкую музыку, когда Вы пытаетесь работать, Вы чувствуете, что Вам необходимо удалиться |
а) да б) может быть в) нет | |
62. | Вы легко схватываете новый ритм в танце или в музыке |
а) да б) может быть в) нет | |
63. | Слово "шоссе" так относится к слову "колесо", как слово "тропа" - к слову |
а) пешеход б) нога в) телега | |
64. | Если мать Сережи – сестра моего отца, то Сережин отец приходится моему брату |
а) двоюродным братом б) дедушкой в) дядей | |
65. | Вы часто с увлечением составляете большие планы, а потом выясняется, что ничего из этого не выйдет а) да б) иногда в) нет |
66. | Если Вас застали в затруднительной, неловкой ситуации, Вы можете превратить все в шутку и выйти из положения |
а) как правило б) трудно сказать в) нет | |
67. | Когда Вы запоминаете что-то иначе, чем другие, Вы часто спорите о том, что произошло на самом деле |
а) да б) может быть в) нет | |
68. | У Вас бывает иногда так хорошо на душе, что буквально хочется петь и кричать |
а) да б) может быть в) нет | |
69. | Вы бы предпочли работу: |
а) безопасную и с размеренным ритмом, хотя и требующую напряжения б) не уверен в) связанную с разъездами и встречами с новыми людьми | |
70. | Вы любите делать что-то совершенно неожиданное и поражающее других |
а) да б) иногда в) нет | |
71. | Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, Вы |
а) присоединились бы к ним б) не уверен в) делали бы то, что считаете правильным | |
72. | Вы можете нормально работать, не ощущая неловкости, если за Вами наблюдают |
а) да б) возможно в) нет | |
73. | Вы бы предпочли провести свободное время |
а) в живописном парке б) не уверен в) на стадионе | |
74. | Отдыхая на море, на озере, Вы бы предпочли |
а) смотреть рискованные лодочные гонки б) не уверен в) прогуливаться вдоль красивого берега с другом | |
75. | Находясь в компании. Вы большей частью |
а) общаетесь с друзьями б) трудно сказать в) наблюдаете за происходящим | |
76. | Вы всегда можете определить свои чувства, например, отличить усталость от скукиа) да б) может быть в) нет |
77. | Когда у Вас все великолепно, Вы |
а) готовы почти что "прыгать от радости" б) трудно решить в) внутренне радуетесь, но внешне кажетесь спокойным | |
78. | Вы бы предпочли быть |
а) инженером-мостостроителем б) трудно решить в) артистом балета или цирка | |
79. | Если Вам что-то сильно досаждает, по - Вашему, лучше: |
а) стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь б) трудно решить в) найти способ разрядиться |
80. | Вы говорите иногда глупости только для того, чтобы посмотреть, что скажут на это другиеа) да б) может быть в) нет |
81. | Если Вы проигрываете важную игру, Вы |
а) говорите: "В конце концов, это ведь только игра" б) трудно ответить в) сердитесь или злитесь на себя | |
82. | Вы стараетесь избегать переполненных автобусов и многолюдных улиц, даже если это удлиняет дорогу а) да б) может быть в) нет |
83. | Слово "обычно" означает то же самое) что и слово |
а) иногда б) всегда в) как правило | |
84. | Бабушка дочери сестры моего брата – это |
а) моя мать б) жена моего брата в) моя племянница | |
85. | У Вас почти всегда хорошее настроение. |
а) да б) среднее в) нет | |
86. | Если у Вас все время что-нибудь портится или ломается, Вы, тем не менее, сохраняете спокойствие? |
а) да б) может быть в) нет, я выхожу из себя | |
87. | Вы когда-либо чувствовали неудовлетворенность и говорили себе: "Я наверняка мог бы сделать нашу школу лучше, чем это удается учителям" |
а) да б) может быть в) нет | |
88. | Вы бы хотели быть |
а) архитектором-проектировщиком б) трудно решить в) певцом или музыкантом в эстрадном оркестре | |
89. | Если бы представился случай совершить что-то действительно необычное и увлекательное, но в то же время опасное, Вы |
а) вероятно, не стали бы этого делать б) не уверены в) определенно сделали бы | |
90. | Когда Вам нужно сделатьчто-то по дому, Вы |
а) очень часто просто не делаете этого б) нечто среднее в) всегда делаете это вовремя | |
91. | Вы обычно обсуждаете свои дела с родителями |
а) да б) иногда в) нет | |
92. | Вы участвуете в обсуждении каких-либо дел Вашего класса. |
а) почти всегда б) иногда в) никогда | |
93. | Если какая-то сделанная Вами работа должна быть показана важному лицу, Вы предпочли быа) показать лично б) трудно сказать |
в) чтобы ее показал кто-то другой без Вашего личного присутствия | |
94. | Погожим вечером Вы бы предпочли а) посмотреть мотогонки б) трудно сказать |
в) послушать музыку на открытой эстраде | |
95. | Ваши манеры лучше, чем у большинства Ваших друзей |
а) да б) не уверен в) нет | |
96. | Вы легко усваиваете новые игры? |
а) да б) нечто среднее в) нет | |
97. | Вы считаете, что большинству людей Вы кажетесь порою угрюмым и унылым |
а) да б) трудно сказать в) нет | |
98. | Можно сказать, что Вы, как и большинство людей, слегка побаиваетесь разряда молний а) да б) трудно сказать в) нет |
99. | Вы любите, когда Вам подробно объясняют, что икакследует делать. |
а) да б) трудно сказать в) нет |
100. | Вы иногда замечали, просыпаясь утром, что так ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке. |
а) часто б) иногда в) нет | |
101. | Когда Вы по тихой, безлюдной улице возвращаетесь домой вечером, Вам часто кажется, что кто-то идет за Вами |
а) да б) может быть в) нет | |
102. | Вам неприятно в разговорах с одноклассниками рассказывать о своих переживаниях а) да б) иногда в) нет, я не испытываю неприятного чувства |
103. | Попадая в новую компанию, Вы а) быстро осваиваетесь со всеми б) трудно сказать |
в) Вам нужно много времени, чтобы узнать каждого | |
104. | Прочитайте пять слов: "циркуль", "отвертка", "карандаш", "бумага", "линейка". Отметьте слово, которое не подходит к остальным |
а) отвертка б) бумага в) линейка | |
105. | Бывает так, что у Вас без определенных причин резко меняется настроение |
а) да б) иногда в) нет | |
106. | Когда Вы слушаете радио или смотрите телевизор, а вокруг смеются, разговаривают, Вама) хорошо б) трудно сказать в) это мешает и раздражает |
107. | Если в компании Вы случайно скажете что-то неудачно или невпопад, то Вы долго помните об этом и испытываете неловкость. |
а) да б) может быть в) нет | |
108. | Вы, бывало, всерьез думали о том, что могли бы стать видным общественно-политическим деятелем, известным на всю страну |
а) часто б) иногда в) никогда не думал | |
109. | Вас чаще считают человеком, который |
а) думает б) трудно сказать в) действует | |
110. | Вac легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильнымиа) да б) иногда в) нет |
111. | Вы бы расстроились, если бы Вам пришлось переезжать на новое место и заводить там новых друзей а) да б) может быть в) нет |
112. | Вы считаете себя: а) склонным к унынию и переменам настроения |
б) трудно решить в) вовсе не унылым | |
113. | Вы часто проводите время или делаете что-то вместе с группой. |
а) очень часто б) иногда в) почти никогда | |
114. | Вы больше любите фильмы |
а) музыкальные б) трудно сказать в) о войне | |
115. | Если кто-то испортилпринадлежащую Вамвещь,Вы: |
а) забудете об этом б) трудно сказать в) не упустите случая припомнить | |
116. | Можно сказать, что Вы довольно взыскательны и даже привередливы в выборе друзей а) да б) может быть в) нет |
117. | Вам легко подойти и представиться важному лицу |
а) да б) может быть в) нет | |
118. | Вы считаете, что при совместном обсуждении вопросов люди часто тратят больше времени и принимают худшее решение, чем если бы это сделал один человек |
а) да б) может быть в) нет | |
119. | Вы считаете, что делаете то, чтодолжны делать в жизни |
а) да б) не уверен в) нет | |
120. | Вы чувствуете себя порой настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете а) да б) может быть в) нет |
121. | Если кто-то спорит с Вами, то Вы |
а) даете ему высказать все, что он хочет б) трудно сказать в) обычно перебиваете его раньше, чем он закончит | |
122. | Если бы пришлось выбирать, Вы предпочли бы жить: |
а) в тиши лесов, где слышно только пение птиц б) трудно сказать в) на многолюдной улице, где много происшествий | |
123. | Работая на железной дороге, Вы предпочли бы быть |
а) проводником, имеющим дело с пассажирами б) трудно решить в) машинистом, ведущим поезд | |
124. | Прочтите эти пять слов: "снизу", "около", "над", "позади", "между". Отметьте слово, которое не подходит к остальным |
а) снизу б) между в) около | |
125. | Если Вас просят взять на себя новое трудное дело, Вы: |
а)рады этому и показываете, на что способны б) трудно сказать в) чувствуете, что не справитесь | |
126. | Если Вы поднимаете руку для ответа, и другие одновременно делают то же самое, Вы испытываете возбуждение |
а) иногда б) редко в) никогда | |
127. | Вы предпочли бы быть |
а) учителем б) трудно решить в) ученым | |
128. | В свой день рождения Вы предпочитаете |
а) чтобы Вас заранее спросили, какой подарок Вам хочется б) трудно сказать в) чтобы подарок был для Вас сюрпризом | |
129. | Вы очень заботитесь о том, чтобы не задеть и не обидеть других, даже в шутку |
а) да б) может быть в) нет | |
130. | Если Вы видите незнакомого человека с тяжелым чемоданом, Вы: |
а) предоставите ему возможность справиться самому б) трудно сказать в) поможете ему | |
131. | Перед тем как высказать что-то в классе, Вы заранее убеждаетесь в собственной правоте а) всегда б) как правило в) редко |
132. | Бывает так) что из боязни последствий Вы стараетесь уклониться от принятия решения а) часто б) иногда в) никогда |
133. | В угрожающей ситуации Вы можете улыбаться и сохранять спокойствие |
а) да б) может быть в) нет | |
134. | Вам случается почти что плакать над некоторыми книгами или пьесами |
а) да, часто б) иногда в) нет, никогда | |
135. | Оказавшись за городом, Вы бы предпочли |
а) организовывать классный пикник б) трудно сказать в) изучать в лесу различные породы деревьев | |
136. | Во время коллективного обсуждения Вы часто замечаете, что |
а) занимаете особую позицию б) трудно сказать в) соглашаетесь с остальными | |
137. | Ваши чувства бывают так напряжены, что Вы, кажется, готовы "взорваться" от их избытка а) часто б) иногда в) редко |
138. | Вы предпочитаете друзей, которые любят |
а) дурачиться б) трудно сказать в) быть более серьезными | |
139. | Если бы Вы не были человеком, Вы бы предпочли быть: |
а) орлом на горной вершине б) трудно сказать в) тюленем в стаде, на берегу моря | |
140. | Вы обычно точный и аккуратный человек а) да б) нечто среднее в) нет |
141. | Вам действуют на нервы мелкие неприятности, даже если Вы знаете, что они не очень существенныа) да б) может быть в) нет |
142. | Вы уверены, что ответили на все вопросы? а) да б) может быть в) нет |
Интерпретация шкал опросника:
1. Фактор А. Аффектотимия - шизотимия
(экстраверсия-интроверсия или “замкнутость - общительность”)
Высокие баллы по соответствующей шкале - 8-10 баллов - характеризуют подростка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к окружающим.
Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим — от 1 до 3 баллов.
Подросток с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. С низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.
2. Фактор В. Интеллект
Подростку с высокими оценками (8-10 баллов) свойственна сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем развития вербальной культуры и эрудицией.
Подростку с низкими оценками (1-3 балла) свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.
3. Фактор С. Сила “Я”- слабость “Я”
(или “эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость”)
Подросток с высокими баллами по данной шкале (8—10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью, эмоционально устойчивый.
Подросток с низкими баллами по данной шкале — от 1 до 3 — характеризуется как неуверенный в себе, легко ранимый, раздражительный, быстро утомляемый, имеющий невротические симптомы.
Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у подростков, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных подростков.
4. Фактор D. Возбудимость-флегматичность
(или “беспокойство-уравновешенность”)
Подросток с высокой оценкой по данной личностной черте – 8-10 баллов характеризуется как нетерпеливый, легко возбудимый, реактивный, с недостаточной концентрацией внимания.
Подросток, имеющий сравнительно низкие оценки — от 1 до 3 баллов, представляется сдержанным, невозбудимым и флегматичным, чаще всего спокойным.
Для подростков с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.
5. Фактор E. Доминантность - конформность
(или “настойчивость-зависимость”)
Подросток с высокими значениями по данной шкале - 8-10 баллов - является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им. Стремится к самоутверждению, может агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность, действовать смело, энергично и активно.
Подросток, имеющий низкие показатели — 1-3 балла, напротив, проявляет послушность, зависимость, не может отстаивать свою точку зрения, следует на поводу у лидеров, пассивен, не верит в свои силы и возможности, склонен брать вину на себя.
6. Фактор F. Сургенсия-десургенсия (или “беспечность-озабоченность”)
Высокие показатели по данной личностной черте (8—10 баллов) говорят о энергичном, добром, оптимистичном характере. Подросток часто находчив и остроумен, неусидчив, предпочитает разнообразие и частые перемены, общителен, импульсивен. Может быть легкомысленным и небрежным.
Низкие показатели (1-3 балла), напротив, свидетельствуют об излишней серьезности и осторожности, стремлении к уединению, молчаливости, ответственности, послушности, боязни неудач. Часто бывает печальным, тревожным, вялым и апатичным.
7. Фактор G. Сила “Сверх-Я”- слабость “Сверх-Я”
(или “добросовестность - недобросовестность”)
Высокие значения по данной личностной черте — 8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, обязательности, ответственности, стремлении к порядку и дисциплинированности.
Низкие показатели по этой же шкале - 1-3 балла - являются признаком недобросовестности, безответственности, расхлябанности, потворству своим желаниям.
Эта черта личности отражает то, как подросток воспринимает и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют подростки, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются подростки с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремленные, аккуратные.
8. Фактор H. Пармия – тректия
(или “смелость-робость”)
Высокие значения — 8-10 баллов — имеют смелые, решительные подростки, имеющие тягу к риску. Могут проявлять элементы непослушания, хулиганства.
Низкие значения — 1—3 балла — имеют подростки робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.
9. Фактор I. Премсия - Харрия
(или “чувствительность-жесткость”, “мечтательность-практичность”)
Высокие баллы по данной черте — 8—10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, сентиментальности, ранимости, склонности к фантазиям, легкомысленности, нетерпеливости, нереалистичности ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале - 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой подросток часто ведет себя как самостоятельный и независимый, несколько черствый, “толстокожий”, в то время как другой, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влияниям среды.
10. Факутор J. Коэстения - зеппия (или “индивидуализм-общительность”)
Высокие баллы (8-10) характерны для подростка, который стремится к рассудительности, упорству, много внимания уделяет планированию своего поведения, собственных ошибок, способов их преодоления. Он имеет меньше друзей, чем остальные, но не считает необходимым менять свое поведение и идти на поводу у группы. Отстаивая свою точку зрения, может быть жестоким и бескомпромиссным, не прощая обид даже своим друзьям. В силу чего пользуется уважением окружающих, но, в основном, тех, кто с ними близко знаком.
Низкие баллы по шкале (1-3) характерны для подростка живого, экспрессивного, деятельного, но не критичного. Обычно он хорошо учится в школе, добивается успехов в профессиональной деятельности, но возможны индивидуальные правонарушения и, в то же время, велика вероятность их исправления под воздействием воспитания.
11. Фактор O. Гипотемия – гипертимия
(или “тревожность-самоуверенность”)
Подросток, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной черте личности легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение, склонен к чувству вины, раним, боязлив, склонен к размышлениям, чувствителен к замечаниям и порицаниям, недооценивает себя.
Подросток с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается, жизнерадостен, самоуверен, спокоен, активен, нечувствителен к замечаниям, порицаниям и оценкам окружающих, легко переживает неудачи.
12. Фактор Q2 . Самодостаточность - социабельность
(или “самостоятельность-зависимость”)
Высокие баллы 8-10 по данной шкале характерны для подростка, который независим, самостоятелен, предпочитает работать один и самостоятельно принимать решения. У него хватает самостоятельности принимать решения.
Низкие баллы 1—3 по этой характерны для подростка несамостоятельного, зависимого и привязанного к группе. Он ориентируется на мнение группы, нуждается в ее поддержке, советах и одобрении. У него отсутствует инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. Такой подросток может легко попасть под влияние плохой кампании и иметь неприятности с законом.
13. Фактор Q3. Контроль желаний - импульсивность
(или “высокий самоконтроль-низкий самоконтроль”)
Высокие баллы 8-10 по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности подростка и умении контролировать свои эмоции, поведение, склонности доводить начатое до конца, целенаправленности и внутреннем контроле поведения.
Низкие баллы 1-3 по этой же черте личности являются признаком слабоволия, неумения контролировать свое поведение, организовать свое время и порядок выполнения дел, наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе.
14. Фактор Q4. Фрустрированность - нефрустрированность
(или “напряженность-расслабленность”)
Подросток с высокими значениями 8—10 баллов по данной черте личности отличается повышенной нервной напряженностью, взвинченностью, беспокойством, неврозом тревожности, раздражительностью, с трудом успокаивается, часто чувствует себя разбитым, усталым, имеет проблемы со сном, не переносит замечаний.
Подросток с низкой оценкой 1-3 балла, как правило, спокойный и невозмутимый, расслабленный, вялый, возможна низкая мотивация, леность, отсутствие стремления к достижениям и переменам.