Бог – прототип паттерна объяснительного вымысла чудотворящего разума
Религиозные организации предназначены контролировать поведение.
Религиозные верования и законы суммируют существующие паттерны социального подкрепления, направленные на переход от эгоистического на полезное для других поведение.
Бандураоснователь теории социального научения. Религиозное поведение человека с позиции этой теории объясняется в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной среды и социального окружения.
Бихевиоризм
От английского «бихевиор» - поведение. Обозначает совокупность концепций, ставящих во главу угла поведение. Его можно считать наиболее весомым и влиятельным течением в психологии 20 века. Это направление питается экстраверсией - интроверсию объявляет несущественной и не поддающейся исследованию. Доведение тенденции к объективности исследования до максимума. И методы, и предмет объективны. Исследуется только поведение - то, что можно зафиксировать и исследовать. Как переживается поведение организмом - не важно (не возможно и не нужно исследовать).
Бихевиористы очень многим обязаны Павлову - и они это признают. Уотсон и Скиннер - главные представители бихевиоризма. Их концепции немного отличаются друг от друга, но принципы общие.
Принципы:
1) Абсолютный отказ от интроспекции как метода исследования, метод - лабораторное исследование.
2) Человек не отличается от животных
3) Радикальное отрицание внутренних факторов, влияющих на поведение - в т.ч. и врождённых особенностей людей.
Радикальный бихевиоризм отвергает даже инстинкт: есть стимул-реакция, условные и безусловные реакции, научение. Иногда считаются с внутренними факторами, вводя промежуточные переменные, - такими как память. Но это вуалируется.
Джон Уотсон - 1913, статья «Психология глазами бихевиориста». Психоанализ начинается лет на 15 раньше, чем бихевиоризм. 1913 - год выпуска «Тотем и табу».
Уотсон: «Психология - чисто объективная, экспериментальная отрасль естественных наук. Её теоретическая задача - прогнозирование поведения и управление поведением». Интроспекция не важна. Нет разделительной черты между человеком и животным. Пора полностью отказаться от каких-либо ссылок на сознание. Предмет наблюдения - не психические состояния, это самообман.
Стимул - реакция. Реакция может быть неявной, её сразу наблюдатель может не увидеть (выделение желудочного сока, повышение температуры).
Процесс научения - формирование условной реакции на базе безусловной реакции. Всё по Павлову. Каждая ситуация содержит в себе колоссальное количество стимулов. Открыты безграничные пространства для исследования.
У крысы в скиннеровском ящике все стимулы учтены. На человека в реальной жизни воздействуют неконтролируемые стимулы - иногда не понятно, что являлось стимулом. Условная реакция на цвет стен, запахи и т.п. - это связано с предыдущим опытом.
Любая ситуация - ребус. Дан набор реакций, разгадать нужно набор стимулов.
Когда известно, какой набор стимулов вызывает какой набор реакций - нужно подбирать такие стимулы, которые помогут воздействовать на людей.
Проблема психологии 20 века - каждая психологическая школа абсолютизирует свой подход. В этом не правы и бихевиористы. Но их подход уловил действительно существующую сторону природы - поведение. И дал богатый практический выход.
Отношение к религии:
В целом - глубок отрицательное. Уотсон - воинствующий атеист.
Уотсон: церковники - кукловоды. [Но и бихевиористы не лучше.]
Невидимое не признаём - оно несущественное и не поддаётся исследованию.
Нужно сорвать ореол непостижимого с невидимых вещей.
Религия настаивает на неверифицируемых догмах, использует методы, несовместимые с научным исследованием (авторитет и т.п.). Религию нужно заменить экспериментальной этикой.
Толкование религии как системы поведений.
Мышление, с т.зр. бихевиоризма - свернутое речевое поведение.
Религия - форма поведения, которая построена на условных стимулах и условных реакциях.
Кесслер: религия - сложный набор заученных реакций на сложный набор стимулов. В религиях упор на обучение, а не на откровение и врождённые знания. Религиозное обучение + влияние родителей + социальное влияние. Заученный мотив приспособления, заученный мотив имитации. Религия способна удовлетворять потребности в зависимости, общении и т.п. Религиозность подразумевается поведением.
Субъективные переживания верующего бихевиориста не интересуют. Существует поведение, которое причинно объясняется инструментальным научением.
Причинно-следственная связь: я верю в Бога - я хожу в церковь неправомерна. Человек ходит в церковь, т.к. имел место процесс научения.
Не все бихевиористы оказались радикальными атеистами (хотя в природе этой концепции опровержение религии).
Социобиология.
это одна из форм бихевиоризма.
ее задача – систематическое выяснение биологической основы всех форм поведения, в том числе и религиозной.
самым авторитетным представителем этого направления был профессор гарвардского университета Эдвард Уилсон.
в 1975году он издал книгу СОЦИОБИОЛОГИЯ: НОВЫЙ СИНТЕЗ.
в 1978году он опубликовал книгу О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ.
в этих работах он утверждает, что социальное поведение определяется глубинными генетическими факторами: есть врожденное инстинктивное моральное альтруистическое поведение человека.
суть жизни в том, чтобы выжить.
религия рассматривается Уилсоном как один из механизмов выживания.
происхождение религии Уилсон связывает с феноменом неотении (омоложение вида).
Неотен`ия.
концепция уилсона:
организм взрослого человека имеет свойства обезьяны, не достигшей зрелости.
Уилсон пришел к выводу, что человек до конца жизни не становится взрослым.
поэтому человек помимо сексуального партнера, он нуждается еще в таком персонаже, который играет по отношению к нему такую же роль, какую в детстве играли родители.
Уилсон: верования удерживаются и распространяются в сообществе тогда, когда их наличие способствуют повышению приспособительных возможностей человека.
социобиология очень близка к прагматизму.
полезность верований, в том числе и религиозноых возникает как результат приспособленности индивида, группы, в том числе общества к среде и ситуации.
индивиды, конформные к религиозным структурам, но к таким, которые имеют альтруистический характер, имеют лучшие шансы на выживание и передаче генофонда.
в социобиологии говорится о трансцендентальных генах (о том, что человек генетически есть хомо религиозус).
уилсон считает, что религия – это полностью материальное явление, а традиционные религиозные верования размыты не столько из-за страха лежащего в мифологии, сколько из растущего понимания того, что их вера – это механизм выживания.