Исследование личности в социологии и общей психологии
В настоящее время сложился целый ряд подходов к проблеме личности: биологический (развитие личности — это развертывание генетической программы); социологический (личность — это продукт культурно-историчес-кого развития; недостаток — личность лишается активности, субъектности); индивидуально-психологический (развитие личности определяется врожденными особенностями: конституцией, типом нервной системы и т. д.); социально-психологический и др.
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности: объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.
Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, восточные, отечественные. Среди них выделяются психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теория А. Маслоу о самоактуализации «я», теория зеркального «я» («Я — концепция»), экзистенциальные.
Среди отечественных социально-психологических теорий можно выделить: теорию отношений В.Н. Мяснщева, теорию установки Д. Ч.Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонва, теорию интегральной индивидуальности. Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.
Исследование личности (качеств, свойств) имеет давнюю традицию как в общей, так и в социальной психологии, однако до сих пор не разработаны принципы построения системы качеств личности, хотя и намечены подходы к решению этой проблемы.
Г. М. Андреева полагает, что наиболее продуктивным является подход, согласно которому непосредственная среда деятельности личности — группа — наделяет личность определенными свойствами. В пользу такого подхода приводятся два довода.
1. Результат активности каждой личности, продукт ее деятельности выступают как некоторая реальность — группа, поэтому личность неизбежно оценивается другими членами группы.
Выделяются четыре процесса межличностного оценивания:
-1) интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны других членов группы);
2) социальное сравнение (сравнение с другими членами группы);
3) самоатрибуция (приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов);
4) смысловая интерпретация жизненного переживания.
2. Совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций взаимодействия, входе которых усилия каждой личности сопрягаются с усилиями других членов группы.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить общие методологические проблемы.
1. Различие трактовок понятия «личность» в общей психологии. Если понятия «личность» и «человек» - синонимы, то структура личности включает все характеристики человека, если личность - это социальное качество человека, должны описываться лишь социальные свойства.
2. Неоднозначность употребления понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности».
Принципы построения структуры личности различны: это могут быть качества, изучаемые при помощи личностных тестов (Г. Айзенк, Р. Кеттел и др.), индивидуально-психологические особенности человека или полный набор самых разнообразных свойств человека. Однако в некоторых исследованиях выделяются именно социально-психологические качества, которые рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым». Эти качества сведены в четыре группы:
1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);
2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;
3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);
4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т. д.)
А. Н. Сухов, А, А. Бодалев, В. Н. Казанцев и другие включают в социально-психологическую структуру личности следующие качества:
- ментальность;
- ценностно-смысловую сферу;
- мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы),;
- когнитивные характеристики (картины мира);
- «Я — характеристики» («Я — концепцию», «Я — образ», самоотношение, самооценку);
- локус контроля;
- социально-психологическую компетентность личности;
- статусно-ролевые характеристики личности;
- эмоционально-психические состояния, социальные чувства личности.
Еще более неразработанным является понятие социально-психологические способности личности. Эти способности связаны с проявлением личности в общении и часто определяются через такие широкие понятия, как :
- «социально-психологическая компетентность»;
- «межличностная компетентность»;
- «социально-перцептивный стиль» и др.
Социально психологические качества — это качества, формирующиеся в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности и общения.