Тема 1. Цели воспитания
1. Определение целей воспитания.
2. Зависимость целей воспитания от состояния общества.
3. Общечеловеческие нравственные цели воспитания.
4. Социально-специфические, экономические и политические цели воспитания.
Тема 2. Средства воспитания
1. Классификация психологических средств воспитания.
2. Прямые и косвенные средства воспитания.
3. Сознательные и неосознаваемые средства воспитания.
4. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие средства воспитания.
5. Психотерапевтические средства воспитания.
Тема 3. Институты воспитания
1. Основные институты воспитания.
2. Воспитание в семье.
3. Воспитание в школе.
4. Воспитание через средства массовой информации.
5. Воспитание литературой и искусством.
Тема 4. Теории воспитания
1. Психологические аспекты теории воспитания.
2. Биогенетическая теория воспитания.
3. Социогенетическая теория воспитания.
4. Воспитание характера человека.
5. Воспитание базисных и вторичных черт личности.
6. Воспитание поведения.
Темы для рефератов
1. Психологические средства воспитательного воздействия.
2. Институты воспитания, их функции и возможности.
3. Психологические, теории воспитания.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1.Сравнительный анализ достоинств и недостатков различных средств воспитательного психологического воздействия.
2.Критический анализ психологических теорий воспитания.
Литература
I
Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя.— М., 1987.
(Игра как средство воспитания: 25—39. Воспитание в игре: 113—143.)
Воспитание и обучение детей шестого года жизни.— М., 1987.
(Воспитание в игре: 15—27. Воспитание в труде: 27—34.)
Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1991. (Психологические аспекты и проблемы воспитания: 81—93. Инстинкты как предмет, механизм и средство воспитания; 102—123. Воспитание эмоционального поведения: 138—144. Трудовое воспитание: 241—336. Нравственное воспитание: 249—270. Эстетическое воспитание: 270—301.)
Джайнот X. Дж. Родители и дети.— М., 1986.
(Формирование дисциплины, ответственности, независимости: 38—65.)
Одаренные дети.— М., 1991.
(Психологические основы работы с одаренными детьми: 257—319.)
Психологические проблемы нравственного воспитания детей.— М., 1977.
(Психологические механизмы усвоения детьми этических норм: 59—108.)
Развитие общения дошкольников со сверстниками.— М., 1989.
(Влияние общения на развитие личности дошкольника: 166—187.)
Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.— М., 1983.
(Ранние предпосылки к развитию личности (младенческий возраст): 11—29. Поощрения и наказания в воспитании детей: 77—85. Страх и тревожность у детей: 110—125. Агрессивность у детей: 125—135. О типах воспитания: 145—154.)
Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987.
(Различия между мальчиками и девочками: 135—140. Особенности темперамента и его влияние на развитие ребенка: 140—152.)
Субботский Е. В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии.— 1979.—№ 3.— С. 47—55.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей,— М., 1984.
(Психологические модели морального развития: 6—19. Понятие и формы нормативной регуляции поведения детей: 27—35. Нормативная регуляция поведения детей:36—80. Саморегуляция поведения детей на основе норм морали: 81—138.)
Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966.
(Развитие нравственных чувств у школьников: 190—227. Пути воспитательного воздействия на эмоциональную сферу человека: 249—289.)
II
Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986.
(Школа и Я-концепция ребенка: 275—301.)
Бодалев А. А. Психология о личности.— М., 1988.
(Воспитание личности школьника: 134—152.)
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968.
(Воспитание и психология: 6—33.)
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.— М., 1979.
(Психология воспитания: 216—257.)
Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988.
(Формирование личности в процессе воспитания: 27—47.) ' \
Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное .воспитание//Вопросы психологии.—1992.—№ 1.
Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.— М., 1986.
(Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: 4—13. Нравственное развитие ребенка-дошкольника: 13—18.)
Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии.— 1984.—№ 5.— С. 41—44.
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста.—
М., 1988.
(Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту: 4—11.)
Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания..— М., 1981.
(Пять тактик семейного воспитания: 27-40.)
Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума).—М., 1986.
(Формирование взаимоотношений дошкольников в игре: 188—204.)
Психология формирования и развития личности.—М., 1981.
(Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе: 198—222. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности: 257—283. Становление психологических Механизмов этической регуляции поведения: 320—337.)
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.— М., 1986.
(Об эмоциях и их развитии у ребенка: 7—32. Игра и эмоциональное развитие ребенка: 91—122.) :
Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка).—М., 1978. (Первый шаг в альтруизм: 56—71.)
Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю.— М., 1985.
(Психология воспитания: 71—94.)
Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской, самостоятельности // Вопросы психологии.— 1990.—№ 6.— С. 37—44.
Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре.— М., 1984.
(Психолого-педагогические предпосылки развития взаимоотношений: 5—13.)
Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей
Детского сада.— М., 1985.
(Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности: 29—43.)
IlI
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.—
М., 1976. .
(Восприятие и мотивация: 144—155.)
Бернес Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986.
Самовоспитание положительного образа «я»: 366—399.)
Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды.— М., 1983.
(Формирование личности (психолого-педагогические проблемы): 10—84; Межличностное восприятие и понимание: 85—265.) ;
Бодалев А. А. Психология о личности.—' М., 1988.
(Самовоспитание личности: 60—68.)
Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988.
(Психология трудового воспитания: 7—26.).
Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.— М., 1987.
(Учение и личность: 79—118.)
Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.— Киев 1971.
(Условия развития волевого поведения ребенка: 145—161.)
Психологические основы формирования личности в педагогическом
процессе.—М., 1981.
Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного
воспитания школьников.—М., 1981.
Селиванов В. И. Воля и ее воспитание.—М., 1976.
(Развитие воли у детей: 18—28. Воспитание воли школьника: 28—61.)
Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейнойжизни.— Минск, 1989.
(Психологические различия мужчин и женщин: 104—107.)
Симонов П. В. Мотивированный мозг: высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии.— М., 1987.
(Воспитание как мотивирование: 210—219.)
Спиваковская А. С. Игра—это серьезно.—М., 1981.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -— М., 1989.
(Периодизация и уровни развития личности в онтогенезе: 125—195.)
Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.
(О теории и воспитании внимания: 243—259.)
Глава 22.