Информационно-просветительская работа»

Міністерство науки та освіти України

Одеський Національний Університет ім.. І.І.Мечникова

Інститут математики, економіки та механіки

Кафедра загальної психології і психології розвитку особистості

Звіт про виробничу практику

;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

студента 5 курсу

Науковий керівник: Артюхiна Н.В.

Доцент, к.п.н.

Підпис____________________________

Керівник від закладу: Акімова Л.Н.

Доцент, к.п.н

Підпис____________________________

Одеса 2009

1. «Ежедневник».

Дата Время прихода Время ухода Содержание выполненной работы
14.09.09 13:00 16:30 Знакомство с руководством и работниками базы практики. Знакомство с деятельностью психолога в структуре ВУЗ, с функциональными обязанностями психолога ОНУ им. И.И. Мечникова.
15.09.09 10:00 16:30 Составление плана предстоящей работы. Ознакомление с формой отчетности. Знакомство с документацией.
16.09.09 10:00 16:30 Знакомство с документацией, правовыми и этическими нормами, регламентирующие деятельность психолога в ВУЗе.
17.09.09 9:45 11:20 Посещение лекции Крюковой М.А. на тему: «Факторные теории темперамента».
18.09.09 8:00 11:30 Посещение лекции Сологуб Д. на тему: «Личность. Индивид. Индивидуальность».
   
21.09.09 10:00 16:30 Консультационный день.
23.09.09 9:00 17:30 Подготовка к проведению лекции у 2-го курса факультета психологии.
24.09.09 9:45 11:20 Проведение лекции у 2-го курса факультета психология на тему «Теории соотношения характера и темперамента»
25.09.09 8:00 11:20 Посещение лекции Сологуб Д. на тему: «Теории личности. Экзистенционализм».
   
29.09.09 8:00 13:00 Посещение семинарского занятия Сологуб Д. на тему «Арт-терапия как способ работы с эмоциональными состояниями»
30.09.09 9:45 11:20 Посещение лекции Коломейчук И. на тему «Психология способностей». Подготовка к проведению лекции у 2-го курса факультета психологии.
1.10.09 9:45 11:20 Проведение лекции у 2-го курса факультета психология на тему «Акцентуации характера по А.Е. Личко»
2.10.09 8:00 11:20 Посещение лекции Жуковской И. на тему: «Теории личности. Бихевиоризм».
6.10.09 8:00 11:30 Посещение лекции Подгорного А. на тему: «Теории личности. Психоанализ».
   
9.10.09 8:00 11:30 Посещение лекции Жуковской И. на тему: «Теории личности. Гештальтпсихология».
15.10.09 9:45 12:00 Посещение практического занятия Подгорного А. на тему: «Снижение риска инфицирования ВИЧ/СПИД среди студентов».
   
20.10.08 8:00 13:00 Подготовка, посещение и участие в семинаре Жуковской И. на тему: «Познание типов личности».
21.10.08 11:00 16:30 Подведение итогов практики, заполнение дневника практики.
23.10.08 8:00 17:00 Составление отчёта, подведение итогов практики.


2.«Организационная часть».

Сведения о базе практики.

Практика проходила на базе ОНУ им.И.И.Мечникова на кафедре дифференциальной и экспериментальной психологии, расположенной по адресу ул. Дворянская 2.

Данное высшее учебное заведение занимается подготовкой специалистов различных направлений и областей.

Достоинства и недостатки работы, существующие проблемы – Ваше отношение к данному фронту работы.

Во время педагогической практики на базе кафедры дифференциальной и экспериментальной психологии ОНУ им. И.И.Мечникова важно отметить благоприятную для обучения атмосферу, дружественный коллектив преподавателей, которые осуществляют поддержку и подготовку студентов-практикантов. Также важным положительным моментом в работе было доброжелательное отношение студентов младших курсов, которые с пониманием относились к данному виду практики, старались отвечать на поставленные вопросы, охотно участвовали как в диалоге во время лекции, так и в групповой семинарской работе. В целом проведенную работу можно описать как творческую, продуктивную и увлекательную. Огромным вкладом в проведение лекций стала эмоциональная включенность всех участников учебного процесса, особенно важной была поддержка одногруппников, которые посещали лекции и семинары друг друга.

Приятным творческим моментом стало также коллективное обсуждение студентами-практикантами собственных успехов и неудач, взаимная критика или напротив поощрение. В коллективе единомышленников научится правильно выполнять тот или иной вид педагогической работы было значительно легче, так как многие делились своими наблюдениями и приобретенными навыками.

В данном направлении интересным было выработать собственный подход к работе с аудиторией, научиться владеть собой, правильно взаимодействовать со слушателями, заинтересовывать их и вызвать уважение.

Информационно-просветительская работа».

Информационно-просветительская деятельность психолога ОНУ им. И.И. Мечникова создана в помощь формированию информационной среды, с одной стороны, противодействующей риску асоциальных явлений, таких, как наркомания, алкоголизм и т.п., с другой стороны, способствующей профессиональной и творческой самореализации студентов.

Практикующий психолог ставит основной целью распространение среди студентов и работников университета идей позитивного отношения к жизни и здоровью. Опыт организации таких информационно-позитивных мероприятий представляется полезным и интересным как работникам университета, так и учащимся. Социальная значимость деятельности психолога обусловлена решением сложной задачи – уменьшить воздействие на молодых людей негативных последствий трансформации общества.

В момент прохождения практики в ОНУ им. И.И. Мечникова под руководством доцента кафедры дифференциальной и экспериментальной психологии к.п.н. Крюковой Марины Анатольевны я участвовал в проведении лекций на следующие темы:

  • Соотношение темперамента и характера.
  • Акцентуации характера по А.Е. Личко.

Лекционное занятие на тему:

«Соотношение темперамента и характера».

План:

  1. Знакомство.
  2. Объявление темы занятия.
  3. Предоставление необходимых знаний по тематической учебной базе.

Цель: ознакомление студентов с теориями соотношения темперамента и характера.

Целевая группа: студенты 2 курса ФП ОНУ им. И.И. Мечникова.

Материалы:подготовленный конспект лекции, доска, мел.

Ход работы.

Вступление, приветствие (5 минут).

Лекция.

Вы уже проходили различные теории темперамента и знаете насколько они, порой, бывают противоречивы. Одни более близки к реальности, другие вообще вызывают у вас негодование.

Но вы их все изучали лишь как историю развития психологических взглядов. Именно поэтому мы с вами рассмотрим подходы к соотношению темперамента и характера.

Для начала нам надо определить, что же такое характер.

Характер – это совокупность базисных черт личности, от которых зависят устойчивые формы социального поведения, поступки человека, рассчитанные на определённое влияние на других людей.

Когда мы говорим о характере, то имеем в виду нечто достаточно устойчивое, свойственное конкретному индивиду, т.е. человека можно узнать по его характеру.

Характер – это социальное явление. Вряд ли кто-то будет проявлять свой характер, если за ним никто не наблюдает. Демонстрация характера имеет своей целью достижение выгоды за счёт других людей, т.е. мы «проявляем характер» когда хотим чего-то добиться.

Характер состоит из определённого набора черт личности, что мы уже отмечали раньше, к которым относят:

*первичные (проявляющиеся у ребёнка в раннем детстве и доминирующие в его развитии)

*вторичные (проявляются на основании первичных)

*деловые (проявляются в работе (педантичность, ответственность и т.д.))

*мотивационные (направленность, целеустремлённость)

*инструментальные (определённые стереотипы поведения в строго определённых ситуациях)

*нормальные (присущие психически-здоровым людям)

*аномальные (свойственные людям с различными расстройствами)

Среди черт характера основные и второстепенные, при этом второстепенные могут гармонировать или конфликтовать с основными. Тогда можно говорить о цельном и дискордантном характере.

Наряду с традиционными чертами характера некоторые авторы включают в структуру характера экстра- и интровертированность, которые традиционно считаются свойствами психики.

Теперь давайте разберёмся в подходах к соотношению темперамента и характера.

Существует 4 подхода к соотношению темперамента и характера:

1) Отождествление темперамента и характера (Кречмер)

Лазурский в структуре личности выделил 2 подструктуры:

А) эндопсихика (темперамент и характер)

Б) экзопсихика (индивидуальные реакции и характерные поступки, сформировавшиеся под воздействием внешних факторов)

2) Противопоставление темперамента и характера, установление между ними антагонистических связей. Подобных взглядов придерживался советский психолог Леветов. Темперамент, по его мнению, представляет собой врождённую первичную реакцию, а характер – вторичную.

Антагонизм между ними заключается в том, что характер пытается подчинить себе темперамент и обеспечивает устойчивую маскировку. Свойства психики, относящиеся к темпераменту, Леветов называл первичной индивидуальностью, а совокупность черт характера – вторичной.

3) Признание темперамента элементом характера (Павлов).

Под генотипом понимали устойчивый конституциональный тип высшей нервной деятельности, но т.к. с момента рождения животные подвергаются постоянному воздействию внешней среды, то окончательный тип нервной деятельности представляет собой сплав врождённого и приобретённого.

4) Признание темперамента биологическим фундаментом личности (Платонов, Выгодский, Рубинштейн, Руссалов).

Характер рассматривался как динамическая сторона темперамента.

Подведение итогов.

Лекционное занятие на тему:

«Акцентуации характера по А.Е. Личко».

План:

  1. Объявление темы, задач и целей занятия.
  2. Определение основных понятий по указанной теме.
  3. Предоставление необходимых знаний по тематической учебной базе.

Цель: ознакомление студентов с классификацией акцентуаций характера по А.Е. Личко.

Целевая группа: студенты 2 курса ФП ОНУ им. И.И. Мечникова.

Материалы:подготовленный конспект лекции, доска, мел.

Ход работы.

Вступление, приветствие (5 минут).

Лекция.

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

Этот тип психопатий детально описан Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых и Г. Е. Сухаревой (1959) у детей и подростков. П. Б. Ганнушкин дал этому типу название "кон-ституционально-возбужденный" и включил в группу циклоидов...

Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность...

Существуют две классификации типов акцентуаций характера.
Первая предложена K. Leongard (1968) и вторая – А. Е. Личко (1977).
Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).

Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся поэтому они очень неровно – то блеснут пятерками, то "нахватают" двоек...

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда.очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

...Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон...

Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, "проработка" в семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает только усиление "борьбы за самостоятельность", непослушание, нарочитое нарушение правил и порядков. Стараясь вырваться из-под опеки семьи, гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы и т.п., но и там вскоре приходят в столкновение с установленным режимом и дисциплиной. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто...

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях...

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных.подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где "кипит жизнь", они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные "хобби"...

Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями. Предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок...

Реакция увлечения отличается у гипертимных подростков богатством и разнообразием проявлений, но главное – крайним непостоянством хобби. Коллекции сменяются азартными играми, одно спортивное увлечение другим, один кружок на другой, мальчики нередко отдают мимолетную дань техническим увлечениям, девочки – художественной самодеятельности...

Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных делах. Рассчитывать они не умеют и не хотят, охотно берут в долг, отодвигая в сторону неприятную мысль о последующей расплате...

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но им присуща искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не натужное стремление "показать себя больше, чем есть на самом деле", как у настоящих истероидов. Лживость не является их характерной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации....

Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью...

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность – в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни...

Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Как чрезмерная опека – гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии.

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновении с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает и желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий), и произвести впечатление своей незаурядностью, и прихвастнуть, "пустить пыль в глаза". Возможно, в развитии этого типа также важнейшую роль играет среда. Воспитание по типу "кумира семьи" (Гиндикин, 1961), потакание прихотям в детстве, избыток похвал по поводу мнимых и действительных способностей и талантов, привычка всегда быть на виду, созданная родителями, а иногда и неправильными действиями воспитателей, обусловливают в подростковом периоде трудности, которые могут оказаться непреодолимыми...

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу. На высоте аффекта нередко утрачивается контроль над собой: брань и угрозы вырываются без всякого учета обстановки, в агрессии собственные силы не соизмеряются с силами объекта нападения, а сопротивление может достигать "буйного безумства". Все это обычно позволяет говорить о формировании психопатии возбудимого типа. Это понятие, нам представляется, подразумевает весьма сборную группу. Сходство гипертимной аффективности с эксплозивностью эпилептоидов остается чисто внешним: здесь присуща большая отходчивость, склонность легко прощать обиды и даже дружить с тем, с кем только что был в ссоре. Отсутствуют и другие эпилептоидные черты. Возможно, в формировании этого варианта психопатизации существенную роль могут играть не столь редкие у мальчиков гипертимного типа черепно-мозговые травмы...

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

Как известно, этот тип был описан в 1921 г. Kretschmer и сперва стал широко использоваться в психиатрических исследованиях. П. Б. Ганнушкин (1933) включил в "группу циклоидов" четыре типа психопатов: "конституционально-депрессивных", "конституционально-возбужденных" (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии...

...В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные к лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность. Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами. Падает аппетит, но вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость (Озерецковский, 1972). Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тяжело. На замечания и укоры нередко отвечают раздражением, порой грубостью и гневом, но в глубине души впадая еще в большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. Обычно лишь только в этом случае циклоидные подростки попадают под наблюдение психиатра...

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели...

У циклоидных подростков имеются свои "места наименьшего сопротивления". Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость К коренной ломке жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные реакции на первом курсе высших учебных заведений (Строгонов, 1973). Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющееся необходимостью усвоить в короткий период зачетно-экзаменационной сессии гораздо больший, чем в школе, материал, – все это ломает привитый предшествующими десятилетиями учебный стереотип. Способность в период подъема на лету усваивать материал школьной программы здесь оказывается недостаточной. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе и это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче -несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема. Увлечения отличаются нестойкостью – в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких, сексуальные интересы в "плохие дни" гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна...

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями "эмоционально-лабильный", (Schneider, 1923),"реактивно-лабильный" (П. Б. Ганнушкиным, 1933) или "эмотивно-лабильный" (Leongard, 1964, 1968) и др...

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно, фактор "соматической инфантилизации" играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения...

Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство...

Ий чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости умений и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений...

Самооценка отличается искренностью (Ефременкова, Иванов, 1971). Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию – сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить...

Наши рекомендации