Диагностический опросник социально-психологического климата группы
Уважаемый товарищ! Просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов, связанных с вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь.
Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте крестик против того ответа, который соответствует вашему мнению.
Заполняйте анкету самостоятельно.
1. Нравится ли Вам Ваша работа?
Очень нравится | Пожалуй, нравится | Работа мне безразлична | Пожалуй, не нравится | Очень не нравится |
2. Хотели бы вы перейти на другую работу?
Да | Нет | Не знаю |
4. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего непосредственного руководителя: 5 – качество развито очень сильно, 1 – качество совсем не развито.
5.
Качество | Оценка | Качество | Оценка | |
Трудолюбие | Отзывчивость | |||
Общественная активность | Общительность | |||
Профессиональные знания | Способность разбираться в людях | |||
Забота о людях | Справедливость | |||
Требовательность | Доброжелательность |
4. Кто из членов вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну или две фамилии:............................................................................…………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………
5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не работаете; вернулись ли бы вы на свое нынешнее место работы?
Да | Нет | Не знаю |
6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди | |
В нашем коллективе есть разные люди | |
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные |
7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно | Скорее нет, чем да | Не знаю, не задумывался над этим | Скорее да, чем нет | Да, конечно |
8. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а 9 - коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку вы поместили бы свой коллектив?
9. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива?
Качества | Да | Пожалуй, да | Не знаю, не задумывался над этим | Пожалуй, нет | Нет |
А. Деловые качества большинства членов коллектива | |||||
Б. Личные качества большинства членов коллектива |
10. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
Это бы меня вполне устроило | Не знаю, не задумывался над этим | Это бы меня совершенно не устроило |
11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
Нет, не мог бы | Не могу сказать, не задумывался | Да, мог бы |
12. Какая атмосфера преобладает обычно в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9 - наоборот, атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения. В какую из клеток вы поместили бы свой коллектив?
13. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
Да, конечно | Скорее да, чем нет | Затрудняюсь ответить | Скорее нет, чем да | Нет, конечно |
14. Укажите, пожалуйста, в какой степени вы удовлетворены различными условиями вашей работы?
Условие | Полностью удовлетворен | Пожалуй, удовлетворен | Трудно сказать | Пожалуй, не удовлетворен | Полностью не удовлетворен |
Состояние оборудования Равномерность обеспечения работой Размер заработной платы Санитарно-гигиенические условия Отношения с непосредственным руководителем Возможность повышения квалификации Разнообразие работы |
15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована ваша работа?
По-моему, наша работа организована очень хорошо | |
В общем неплохо, хотя есть возможность улучшения | |
Трудно сказать | |
Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую | |
По-моему, работа организована очень плохо |
16. Как вы считаете, пользуется ли ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
Безусловно, да | Пожалуй, да | Трудно сказать | Пожалуй, да | Безусловно, нет |
17. Ваш пол:
М | Ж |
18. Возраст: ............................................... лет
19. Образование:
Незаконченное среднее | Среднее | Среднее специальное | Незаконченное высшее | Высшее |
20. Стаж работы в данном коллективе: .........................................………………………………………………. лет
21. Ваша профессия: .......................................................:.........................................…………………………………..
22. Ваша среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных выплат:.................……………………………….
...............................................................................................................................……………………………….рублей
23. Ваше семейное положение:
Холост (не замужем) | Женат (замужем) | Разведен (а) | Вдовец (вдова) |
Благодарим вас за участие в исследовании.
Занятие 13.2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ КАК ОДНОГО ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
Вводные замечания. Под социально-психологическим климатом (СПК) обычно понимают общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношении, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень сближения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе.
СПК формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающей его на работе обстановке: к людям, условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям и пр., т. е. на основе личного восприятия и оценок, взаимного обмена мнениями. СПК представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим условиям и обстоятельствам работы. Каждым человеком СПК переживается индивидуально в виде удовлетворенности или привлекательности работы в данном коллективе, на данном рабочем месте, в данных условиях.
К числу наиболее важных критериев оценки СПК следует отнести удовлетворенность, или привлекательность работы в коллективе и степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива.
Оценка СПК необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния на решение производственных задач, стоящих перед коллективом т. д.
Изучение СПК может осуществляться методами: анкетирования, наблюдения, интервью, социометрии, естественного эксперимента.
Цель занятия. Овладение навыками изучения СПК методом анкетирования.
Оснащение. Опросник для изучения привлекательности труда (ПТР-1) (см. прил. 13.2.1).
Задание состоит из двух частей. В I оцениваются реально существующие условия и обстоятельства работы. Во II производится оценка тех же, что и в первой части, условий и обстоятельств работы, но с точки зрения пожеланий (потребностей, притязаний) отвечающего. Соотношение этих двух оценок и является показателем субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе *.
* Неоспоримым преимуществом такого подхода является возможность перехода от групповых оценок к индивидуальным, что дает возможность вести целенаправленную, индивидуально ориентированную работу с людьми по совершенствованию СПК и снижению текучести кадров.
Порядок работы. Опрос можно проводить как групповым, так и индивидуальным способом. Желательно охватить опросом всех членов коллектива, но не менее 75-80%. Только в этом случае мы можем говорить о СПК коллектива, а не группы людей (малые группы оцениваются по другим параметрам).
Для прогноза текучести кадров в коллективе опрос проводят индивидуально. Первый раз - при поступлении человека на работу, а второй раз - спустя 2-3 месяца. Верность прогноза значительно возрастет, если при этом субъективную оценку сравнивают с оценкой коллектива.
Испытуемым раздаются опросники и ответные листы (форма 58).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 58
Цех, отдел .................................. …………………Участок, лаборатория .........................……………………………
Специальность..........................................................…………………. Разряд ..............……………………………….
Пол: мужской - женский (нужное подчеркнуть)
Возраст (полных лет) ..................……………. Образование ....................................………………………………….
Среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных ................................………………………………………….
Стаж работы: на этом участке/отделе ...............……………. в этой должности............……………………………..
Ответный лист
I часть
Номер | Балл | Номер | Балл | Номер | Балл | Номер | Балл | Сумма | Средняя |
по строке | |||||||||
II часть
Номер | Балл | Номер | Балл | Номер | Балл | Номер | Балл | Сумма | Средняя | mI-mII |
по строке | ||||||||||
Какова вероятность того, что при случае Вы уйдете с этого места работы? Обведите кружком нужную цифру:
0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
Обработка результатов. Для удобства обработки все изучаемые потребности сведены в 14 шкал и даны в ответном листе построчно:
1) потребность в творческой и интересной работе;
2) потребность в благоприятных условиях труда;
3) потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе;
4) потребность в признании, в личном авторитете;
5) потребность в собственном развитии;
6) потребность в личном материальном и социальном обеспечении.
7) потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе;
8) потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива;
9) потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива;
10) потребность в хорошей организации труда;
11) потребность в производственных успехах всего коллектива;
12) утилитарная потребность;
13) потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом;
14) потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».
1. Найти средние арифметические значения по каждой шкале отдельно в I и II части занятия.
2. Определить степень субъективной привлекательности работы для человека в данном коллективе путем нахождения разности средних арифметических значений шкал между I и II частями (МI - МII). Здесь важное значение имеют величина разницы и знак: отрицательные значения интерпретируются как неудовлетворенность тем или иным аспектом работы; положительные - как привлекательность данного аспекта для человека.
3. Вычислить интегральный показатель СПК, которым является средняя арифметическая шкальных средних в коллективе. Мера рассеивания шкальных средних оценок в индивидуальных ответах может служить дополнительным показателем уровня развития СПК и интерпретируется как косвенный показатель сплоченности единства мнений в коллективе.
Конечно, приведенные шкалы не отражают всех особенностей производства, влияющих на СПК, но возможна замена шкал в зависимости от целей исследования. Важно, что такой подход позволяет достаточно точно определить, чем именно не удовлетворен человек, в каком направлении надо действовать для улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Контрольные вопросы
1. Что такое социально-психологический климат коллектива?
2. На основе чего формируется СПК в коллективе?
3. Каковые критерии оценки СПК?
Приложение 13.2.1