Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте

До недавнего времени исследования разных периодов зрелости не были широко представлены в психологической науке. Еще Б: Г. Ананьев указывал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, при которой в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии - те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социальной жизнью. Он выдвинул тезис, согласно которому, «единая научная теория индивидуального психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального отдела - возрастной психологии зрелости или взрослости» (Б. Г.Ананьев, 1977).

В последние десятилетия более дифференцирование стали изучаться микровозрастные различия в развитии и поведении взрослых людей, выделилась акмеология как особая дисциплина о психологической и социальной зрелости человека, состоящей из фаз развития, не только предшествующей, но и противостоящей инволюционным процессам (Б.Г.Ананьев, 1972; Е.И.Степанова, 1995; Ю. Н. К\лютк-ин. 1984;

Г. С. Сухобская, 1975; А. А. Реан, 1994). Акмеологчя - наука. возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени становления его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология (от греч. «akme» - вершина) призвана, по-мнению Б.Г.Ананьева и других ученых, создать научный аппарат, который позволил бы адекватно отражать проблему эффективного развития и становления человека во всей совокупности его качеств. Впервые задача была поставлена в 1928г. Н.Н.Рыбниковым, предложившим назвать раздел возрастной психологии взрослых «акмеологией» или наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.

Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ибо в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, наблюдается проявлении того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества. Период зрелости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Формирование личности определяется совокупностью социальных условий (экономических, политических, правовые и моральных), условиями образования и воспитания, а также социальной активностью самой личности на протяжении всей ее жизни.

Многие авторы уделяли внимание важности изучения развития взрослых (Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И.Анциферова, 1982; С.Л.Рубинштейн, 1989:

А. А. Бодалев, 1983; К. Рощак, 1990; Abxander, Druker & Langer, 1990; Bakes & Baltes.1990; Teatherman & Peterson, 1986; Teatherman, Smith & Peterson, 1990;

Labouvie-Viet & De Voe, 1991; Perlmutter, 1988; Rowe & Kahn, 1987). Некоторые психологи считают, что взрослое развитие - качественно отличный период жизни. Однако существует также мнение, что во взрослых возрастах относительно незначительны различия в характеристиках на разных стадиях зрелости (Richard & Commons, 1990; Smolak, 1992 и др.).

Многие авторы утверждают, что не существует более или менее явных или универсальных знаков, позволяющих выделить этот период из течения жизни, в которое он включен. Хотя это и доводы в пользу того, что начало зрелости не отграничивается от юношеского периода, предшествующего ей, и что нет значительной разницы между концом зрелости и началом старости. . отсутствие ярко выраженных точек начала и конца зрелости не должно означать то, что зрелость представляет собой простое продолжение предшествующего или последующего периодов. Взрослое развитие отличается тем, что предшествующие события и последствия отличны от тех, которые действуют в более ранние и поздние периоды.

Особенности развития в период взрослости:

1. В период зрелости развитие - процесс асинхронны».

2. Взрослое развитие - гибкий процесс.

3. Взрослое развитие - процесс включенный (W. J. Hover. J. M. Rybash, 1980).

Относительно возрастных границ периода взрослости среди психологов отсутствует единое мнение. В классификациях разных авторов границы зрелости имеют разные возрастные показатели. Д. Биррен (J. Е. Birren. 19851 выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость как таковую (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Д. Бромлей (D.V.Bromley, 1966) выделяет четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя взрослость (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет). Все авторы отмечают неоднородность зрелости, которая расчленяется на раннюю и позднюю.

Классификация возрастных границ зрелости

Автор Возрастные границы зрелости
Ранняя зрелость Поздняя зрелость
Д. Биррен 17-25 лет 50-75 лет
2 Д. Бромлей 21-25 лет 40-55 лет
В. В.Бунак 25-35 лет (м) 20-30 лет (ж) после 35 лет после 30 лет
Ш. Бюлер 25-45 лет 45-65 лет
В. В. Гинзбург 24-40 лет 45-50 лет
Ж. Годфруа 20-40 лет 40-60 лет
Д. Векслер 20-35 лет 46-53 года
Ю. Н. Карандашев 20-28 лет 36-44 года
Г. Крайг 20-40 лет от 60 и далее
D. J. Levinson 17-45 лет от 60 и далее

Наши рекомендации